и философа , государственного деятеля со сложившимися взглядами, требовала
простора для его собственной инициативы. Сотрудничать с ним означало
считаться с его убеждениями, и сложности при определении политики были
неминуемы. Тем не менее, президент нуждался в столь сильной личности с
большим авторитетом – участие в правительстве Томаса Джефферсона укрепило
бы центральное правительство, тогда крайне нуждавшееся в политической
поддержке.
Джефферсону представлялось возможность оказать влияние на формирование
характера власти в направлении создания устойчивой буржуазно –
демократической формы правления. И Томас Джефферсон решил использовать эту
возможность. Первая беседа с Джороджем Вашингтоном длилась около часа.
Томас Джефферсон вручил победителю в войне за независимость золотую медаль
с его барельефом, отлитую в Париже.
Но время празднования революционных побед уже прошло и предстоял период
оформления государства, создания внутри– и внешнеполитического механизма,
решение трудных проблем государственного устройства. От обоих госдеятелей
зависело, каким будет политическое лицо независимой Америки.
В то время президент США не возглавлял кабинета министров в современном
внимании, да и по существу такого подразделения не было. Глава каждого из
департаментов – государственного, финансового, военного – вел дела своего
ведомства практически независимо от президента. Однако, несмотря на
автономность действий министров американского правительства, над ними,
согласно конституции, стоял президент с полными прерогативами власти, и
коренные вопросы не могли решаться без его полного одобрения. Поэтому
всякая новая инициатива пробивалась через ежедневные контакты с
президентом, путем влияния на главу правительства.
В тот высший круг государственных чиновников, в который вступил весной 1790
года Томас Джефферсон, входили представители различных и, более того,
противоборствующих политических направлений, что предвещало нелегкую
борьбу. Джефферсон сразу же начинает пристально наблюдать за молодым и
целенаправленным министром финансов Александром Гамильтоном. Едва ли не с
первого обмена мнениями выявилась противоположность взглядов Джефферсона и
Гамильтона. Сила Гамильтона состояла в том, что он возглавлял ведущей
департамент и его поддерживали консолидированные силы северных и срединных
штатов, состоявшие из той буржуазии, которая страхе перед общественным
подъемом требовал правительства твердой руки.
Приступив к работе Томас Джефферсон несколько недель подряд изучал
скопившиеся груды дипломатических документов. Видел, что внешнеполитическое
положение республики складывалось неблагоприятно. Страна была зажата в
тисках британской и испанской колониальных империй, отношения с которыми
были очень натянутые.
Поэтому Джефферсон понимал, что необходимо заручиться поддержкой какой-либо
мощной европейской державой, чтобы повысить рейтинг молодой республики в
глазах мировой общественности. И такой выбор пал на Францию, с которой уже
сложились достаточно дружеские отношения. Именно Франция стала
внешнеполитическим козырем в политической игре Джефферсона.
Первое получившие известность внутриполитическое мероприятие Джефферсона на
посту государственного секретаря – исследование возможности стандартизации
в пределах страны, обнародованное в «Докладе о мерах и весах». Этот доклад
дал повод одному английскому ученому выразить американцам свое восхищение
тем, что их государственный деятель одновременно столь сведущ в науках .
Однако, большее беспокойство в то время вызывали вопросы конструктивного
плана, прежде всего создания в США единой федеральной системы. План
создания такой системы был предложен Гамильтоном. Он был предельно прост:
правительство брало на себя оплату внешних и внутренних долгов государства
в целом и штатов. Соединив экономические интересы с интересами центрального
правительства, Гамильтон надеялся добиться консолидации и стабилизировать
положение. Томас Джефферсон не был против укрепления американского
единства, но многие аспекты федералистской политики тревожили его и
вызывали подозрение. От политики Гамильтона выигрывали спекулянты ценными
бумагами, усиливалась крупная буржуазия северо-запада, укреплялись
консервативные элементы внутри страны. Гамильтон выступал идеологом
развивавшейся в то время в США буржуазии и стремился превратить страну в
строго выраженную централизованную индустриальную державу. Гамильтон
подчеркивал важность развития промышленности, которая могла быть создана
только с помощью высоких охранительных тарифов и государственных субсидий.
Только таким путем, считал он, слабая индустрия штатов могла встать вровень
с высоким уровнем Европы. И министр финансов обратил все свои силы на
расчистку пути для развития капитализма в США. Но Америка в то время
являлась сельскохозяйственной страной. Именно идеологи фермеров и
возглавили самую действенную оппозицию форсированию США в развитии
капитализма. Рост налогов на население и импорт породили оппозицию, быстро
нашедшую логическое обоснование не только в материальных, но и в наиболее
важных гражданских ценностях. Создание этих ценностей уже отождествлялось с
именем автора декларации независимости. Но Джефферсону было трудно вести
широковещательную борьбу с политикой правительства, поэтому этим занялись
его многочисленные политические соратники, и прежде всего Джон Мэдисон.
Особенно остро разгорелась борьба по вопросу оплаты долгов, в которой
предложение Гамильтона потерпело поражение. Джефферсон был в курсе дела и
видел опасность как в крайней изоляции, так и чрезмерной самостоятельности
штатов, предвещающей развал союза. Как идеолог фермерской Америки,
Джефферсон противостоял идеологу капитализма – Гамильтону, но он не желал
распада союза штатов, да и не мог еще предвидеть эффекта гамильтоновских
преобразований.
Основное же внимание Томаса Джефферсона в то время занимали вопросы внешней
политики, и особенно отношения молодой американской республики с
европейскими государствами. Незащищенные границы требовали от американской
дипломатии искусного маневрирования между главными мировыми силами. Надежды
Джефферсона как главы внешнеполитического ведомства зиждились на внутренних
разногласиях колониальных держав, но и разногласия на должны были перейти
грань, ведущую к войне: в случае этого сложная система европейского баланса
сил рушилась, и это почти неизбежно вовлекло бы и США в водоворот политики
великих держав. Целью Томаса Джефферсона был нейтралитет. Он
придерживался нейтралитета не из-за отвлеченных гуманных схем, чего в целом
также нельзя не учитывать, но и исходя из интересов Соединенных Штатов.
Новый мир, пишет он, может «извлечь выгоды из глупостей Старого мира». «Они
должны воевать, а мы – укрепляться» 8 Такой представляет себе Джефферсон
основную линию американской политики. Именно торговой политике и политике
невмешательства в деятельность европейских государств Джефферсон отдавал
предпочтение.
Необходимо отметить, что именно по вопросам внешней политики возникало
больше всего разногласий в правительстве. Дело в том, что Гамильтон и его
соратники, вступавшие в прямую конфронтацию с блоком Джефферсона, пытались
проводить проанглийскую политику, всецело удовлетворяя требования этой
страны. Но государственный секретарь проявлял присущее ему упорство в
данном вопросе и не раз, поддавшись его убеждения, Вашингтон склонялся на
его сторону.
Но по сути, торговая дипломатия Джефферсона не имела большого политического
экономического и связанного с ним политического успеха: Америка так и
осталось в основном потребителем английских товаров. В этом смысле она
оказалась неэффективной и крайне неудачной. Однако дипломатия Томаса
Джефферсона уберегла Соединенные Штаты от, возможно, рокового падения –
союза части американской буржуазии с ее английскими партнерами, что
создавало реальную угрозу завоеваниям революций и к чему мог привести курс
Гамильтона, рассчитанный на укрепление власть имущих любой ценой. Ради
укрепления основ республиканизма и усиления демократии он готов был
пожертвовать интересами торговцев английскими товарами и не останавливался
в своей борьбе со сторонниками сближения Англии.
Еще одно поражение Томас Джефферсон потерпел от Гамильтона с подписанием
указа о создании национального банка США, главной целью деятельности
которого, безусловно, удачно закамуфлированной, было продолжение обогащения
североамериканской буржуазии.
Таким образом, Гамильтон и Джефферсон возглавляли два формирующихся
политических лагеря, за которыми стояли разные общественные силы. Гамильтон
стоял за ликвидацию всех препятствий на пути внедрения капитализма во все
сферы американской жизни. Он и возглавляемый им буржуазный блок объективно
выступали против большинства тогдашнего фермерского населения страны.
Гамильтон, как и прочие лидеры федерализма, с презрением относился к «серой
и темной» массе поселенцев, расширявших своим трудом западные пределы
государства. Федералисты презирали фермеров, как отсталых и ограниченных
рабов, они ненавидели пионеров Запада как постоянный источник смут и
волнений. В федералистских планах этим группам населения предназначалась
второстепенная роль в государстве.
Томас Джефферсон как лидер демократической оппозиции придерживался
противоположных Гамильтону взглядов. Именно людей земли, фермеров и
сельских хозяев он считал «естественной аристократией». Они – труженики
земли, привыкшие распоряжаться собой в самых сложных условиях., больше были
приспособлены, считал Джефферсон, для самоуправления, чем городские
жители., искалеченные «невежеством и угнетением»9. В 1791 году Томас
Джефферсон окончательно отходит от поиска компромисса с Гамильтоном и
думает о создании противовеса федерализму.
Отстаивая права колоний на самоопределение, Джефферсон и его соратники
поддерживали справедливое дело борьбы с тиранией метрополии, сдерживающей
развитие американской нации. Аргументы же о «сдерживании» американской
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13