За что погиб Н.С. Гумилев?

деле – литературном творчестве. Собиралась вторая книга – вышедшей в январе

1908 года сборник «Романтические цветы», изданный за свой счёт и

посвящённый Анне Андреевне Горенко.

«О «Романтических цветах» будет затем с издёвкой писать газета

«Царскосельское дело», которая никогда не упускала случая

продемонстрировать своё отношение к Гумилёву; не слишком корректно

отзовётся о книге и журнал «Образование» доселе хваливший его стихи

«мертворождёнными, рассудочными и холодными» и убеждала читателей в том,

что «если признать основным принципом искусства нераздельность формы и

содержания, то стихи г. Гумилёва пока большей частью не пойдут под понятие

искусства» 2.

Но две рецензии – Валерия Брюсова и Иннокентия Аннинского – стали

определяющим для Гумилёва и его книги, как именно первый и последний

аккорды.

Когда–то, три года назад, подписывая «Путь конквистадоров»

Директору гимназии, девятнадцатилетний гимназист перечислил в надписи

произведения Аннинского:

Тому, кто был влюблён, как Иксион,

Не в наши радости земные, а в другие,

Кто создал Тихих Песен нежный сон –

Творцу Лаодамии.

Теперь эстет Аннинский достаточно подробно перечислил достоинства

«Романтических цветов», сделав это не просто живо, но и даже как-то

гурманно - изящно.

Это было время именно исканий, о чём говорит как уход в

«Романтических цветах» от декадентства «Пути конквистадоров», так и уход в

последующих книгах от символизма «Романтических цветов».

«Одна из сокровеннейших мыслей» к тому времени уже начинала получать

воплощение в экзотических стихах. Причина конечно, не только в первом

краткосрочном путешествии в Африку и увлечённости этим континентом; причина

прежде всего в попытке найти наиболее полный, оптимальный способ

самовыражения на уровне целой платформы, системы.

Экзотичность тоже была необходимым кирпичиком в планомерном делании

Гумилёвым самого себя. Имя его всё чаще появляется на страницах газет и

журналов, и далеко не всегда как поэта: только в 1908 году он выступает с

рассказами, новеллами, рецензиями и статьями в «Весах», «Речи», «Русской

мысли», «Весне»… Расширяется круг его литературных знакомств – как

парижских, так и, в меньшей пока степени, петербургских.

В 1909-1910 годах его пристрастия и антипатии определились ещё более

явно. Во-первых, это наметившийся отход от Брюсова. Во-вторых – жажда

общественно - литературной деятельности, в которой он хотел играть свою, по

его мнению, не второстепенную роль. Создание совместно с С.К. Маяковским

журнала «Аполлон», одним из активнейших сотрудников которого Гумилёв затем

станет; и в попытке основать свой журнал «Остров» (выйдет всего два

номера); и в создании Общества ревнителей художественного слова («Академии

стиха»). И, в-третьих, это отношение к путешествиям не как к забавам или

развлечениям, но как к потребности, без исполнения, которой он не мыслил и

творчества. В ноябре 1909 года он отправляется в Абиссинию уже не набегом,

а – с экспедицией академика Радлова. Однако результат превзошел ожидания и

самого Гумилёва, так как увлечение переросло в страсть. Экзотика в поэзии

Гумилёва, никогда не была самоцелью, но если сначала она присутствовала как

выражение мечты (начиная с детского возраста, со стихотворения об «Озере

Дели», написанном в шесть лет), то затем, в зрелом возрасте, стала

отражением его, гумилёвского мировидения и бытия.

К концу 1909 года фамилия Гумилёва стала известна всему Петербургу –

как это часто бывает, из скандальной хроники.

Поводом послужила дуэль между Гумилёвым и Волошиным, состоявшаяся из-за

Елизаветы Ивановны Дмитриевой, с которой Гумилёв познакомился ещё в Париже,

в мастерской художника Гуревича.

К 1910 году Николай Гумилёв добился того, о чём думал и в гимназии и

в Париже: он не просто стал заметным поэтом, но и играл заметную роль в

литературных делах. Всеми теперь как-то забыто, что он тогда ещё учился в

университете. Вот разве что совсем необычный по нашим временам документ

напоминает об этом – прошение ректору о разрешении вступить в брак с А.

Горенко.

В апреле 1910 года произошли два знаменательных события: вышла третья

книга стихов «Жемчуга» и 25 апреля состоялось венчание с Анной Андреевной;

спустя неделю молодожёны отправились во Францию, в свадебное путешествие.

Впрочем, едва из него вернувшись, Гумилёв тут же, в сентябре, уехал в

Африку: его по-прежнему манила Аддис-Абеба.

Книга «Жемчуга» посвящена Брюсову.

Однако книга не случайно приобрела широкую известность и не случайно

была сразу замечена литературной критикой. Дело тут, конечно, не только в

ставшем к тому времени звучным имени и не только в упрочившемся положении

Гумилёва. Быть может, одних «Капитанов» было бы достаточно для того, чтобы

понять, что «Жемчуга» - не продолжение раннего пути, а в какой-то степени

уже и выбор нового, более самостоятельного.

Как бы там ни было, но при подходе к «Жемчюгам» не стоит забывать,

что это – книга человека, всего пять лет назад выпустившего первый свой,

ученический сборник. Разница между ними – первый и третьим, - как легко

убедится, огромная. Более того, в «Жемчугах» уже зреет зерно будущего

направления – того самого акмеизма, который, по убеждению Гумилёва, должен

будет спасти отечественную поэзию. Когда читаешь:

И апостол Петр в дырявом рубище,

Словно нищий, бледен и убог, -

понимаешь, что поэт и научился, и осмелился небесное опускать до земного,

осязаемого, а не только земное опускать до земного, а не только земное

возносить до романтических заоблачных высей.

Одной из основных проблем литературного процесса 1910 года стала

проблема символизма.

«Цех поэтов» был задуман осенью и обсуждён в «Аполлоне» с

привлечением Городецкого, Лозинского, Нарбута, Мандельштама, Зенкевича,

Ахматовой… 20 октября уже состоялось первое заседание, 1 ноября – второе, в

Царском Селе.

Принявший к этому времени участие в создании нескольких журналов и

литературной организации, в которой верховодил всё-таки не он, а Вячеслав

Иванов, Гумилёв на этот раз взял в свои руки все бразды. Убеждённый в том,

что стихи может писать каждый грамотный человек, овладевший техникой,

ремеслом, Гумилёв и останавливается именно на таком названии – цех. Своё

предназначение Гумилёва видел в том, чтобы руководить.

Созданный в 1911 году «Цех Поэтов» был как раз той организацией, и

структура, и направленность, и порядки которой вполне импонировали

Гумилёву. Разделив участников на «мастеров» («синдиков»), которых было

всего два – Городецкий и сам Гумилёв, - и «подмастерьев», Гумилёв вменял в

обязанность «подмастерьям» беспрекословное повиновение, работу над «вещью»

по указанию «мастера» и запрет на публикацию без разрешения «мастера» (для

публикаций использовались «Аполлон» и созданные при «Цехе» журнал и

издательство, которые назывались одинаково: «Гиперборей»).

Выдержать подобное мог далеко не каждый, и потому многие «подмастья»

в скором будущем покинут свой «Цех». Блок, который был в «Цехе»

единственный раз – на организационном собрании 20 октября, - назвал

объединение «Гумилёвско-Городецкими обществом», а впоследствии записал:

«Футуристы в целом, вероятно, явление более крупное, чем акмеизм. Последние

– хилы, Гумилёва тяжелит «вкус», багаж у него тяжёлый, а Городецкого

держат, как застрельщика с именем; думаю, что Гумилёв конфузится и

шокируется им нередко»3.

Акмеизм как программа зародился в «Цехе Поэтов», но это было

несколько позже. Поначалу же «Цех», насчитывавший 26 членов, вбирал в себя

представителей разных направлений, большей частью как раз не акмеистов.

О создании акмеизма было официально заявлено 11 февраля 1912 года на

заседании «Академии стиха», а в №1 «Аполлона» за 1913 год появились статьи

Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма».

Единственный, кому, как учителю акмеизма, сохранил приверженность сам

Гумилёв, даже когда он уже перерос созданную школу, был Готье. Его стихи

включены Гумилёвым в «Чужое небо», а затем выпущена и самостоятельная книга

переводов «Эмали и камей».

Видимо, в эстетической программе Готье Гумилёву наиболее импонировали

декларации, близкие ему самому: «Жизнь – вот наиглавнейшее качество в

искусстве; за него можно всё простить»; «…поменьше медитаций,

празднословия, синтетических суждений; нужна только вещь и ещё раз вещь». А

непосредственно в поэтическом творчестве – программное стихотворение

«Искусство», заканчивающиеся строками:

Работать, гнуть, бороться!

И лёгкий сон мечты

Вольётся

В нетленные черты.

Создавая «Цех Поэтов», а за ним и акмеизм, Гумилёв не отрицал

достижений символизма, наоборот – призывал взять из него лучшее. Разве что

в выпущенной в этом же, 1912 году книге «Чужое небо» современники увидели

некие черты проявления нового направления.

«Чужое небо» - книга более «простая», чем предыдущие; быть может,

именно потому, что в ней теперь уже не демонстрируются достижения формы, -

в этом нет нужды: всем уже – и себе самому – он доказал, что может, что

овладел. Интересна книга и тем, что автор в ней представлен и как лирик, и

как эпик (поэмы «Блудный сын» и «Открытие Америки»), и как драматург

(одноактная пьеса в стихах «Дон Жуан в Египте»), и как переводчик (стихи

Теофилия Готье).

«Чужое небо» действительно являет собой лучшую из вышедших до 1912

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать