Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации

Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации

Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации

(Материалы к спецкурсу) From: Алехин Константин (aleha@gklass.nsu.ru) Ист.:

http://www.lib.ru/HISTORY/CALVIN/calvin.txt

Содержание:

Введение......3.............................................................

.......................................3 Реформация: определение понятия,

место в политической и идеологической истории, предпосылки и

итоги.......................................................................

...................7

Реформация в Швейцарии: предпосылки, ход, специфика, итоги и

значение....................................................................

.............................11

Женева : специфика социального, экономического, политического, культурного

и идеологического развития накануне

Реформации..................................................................

.....................23

Кальвин перед

Реформацией.................................................................

..........26

Кальвинистская реформация в

Женеве.........................................................28

Судьба кальвинизма в Западной Европе после Кальвина (16 -

17вв.)......................................................................

................................34

Кальвин и

гуманизм....................................................................

....................40

Кальвин и античная

культура....................................................................

...44

Кальвин и средневековая

культура..............................................................47

Жан Кальвин о

церкви......................................................................

.............51

Кальвинистское учение о предестинации

(предопределении)...........................................................

..............................56

Кальвин о

Библии......................................................................

.....................64

Социально-политические идеи Жана

Кальвина........................................69

Педагогические идеи Жана

Кальвина.........................................................72

Заключение..................................................................

....................................76

Приложение 1. Некоторые высказывания о Кальвине и

кальвинизме.............................77

Библиография................................................................

.....................................................83

Введение.

Кальвинизм - это название религиозно-философской системы, генератором

фундаментальных идей которой и наиболее ярким выразителем был Жан Кальвин.

Его богословские взгляды, как и взгляды некоторых других деятелей

Реформации являются своеобразным возрождением августинианства, но именно

Кальвин в 16 в. наиболее основательно систематизировал их и обосновал

практическое применение. Кальвинизм не ограничивается богословием,

представляя собой всеобъемлющую систему, включающую также определенные

взгляды на политику, общество, науку и культуру и дающую достаточно цельное

мировоззрение. По мнению Джеймса Орра, кальвинизм относится к числу 12

основополагающих систем религиозно-философской мысли. Абрахам Кайпер сводит

их число к четырем .( 116,258).

В последние годы интерес к кальвинизму заметно вырос, о чем говорит, прежде

всего, широкое его распространение в различных районах земного шара. По

мнению Луиса Беркхофа, автора предисловия ко второму изданию "Основных идей

кальвинизма" Х. Г. Миттера, "сегодня учение Кальвина даже важнее, чем в дни

Реформации".(60,с.4) Ему вторит американский лютеранин Ф. Е. Майер в

"Concordia Theological Monthly": "кальвинизм остается мощным фактором в

богословской практике современного протестантизма" (там же, с. 6).

Как ни странно, но до самого последнего времени для русскоязычного читателя

единственным общедоступным источником сведений о Реформации 16в. были

несколько страниц, которые отводились этому великому религиозному и

социальному явлению в элементарных учебниках по истории средних веков и

новой истории, отчасти во "Всемирной истории". О кальвинизме же массовый

читатель мог получить самое общее и далеко не всегда верное представление,

которое сводилось , по сути, лишь к кальвинисткой теории предопределения.

Более подробную, но зато и намного менее объективную информацию можно было

получить из пособий для разного рода духовных заведений, с помощью которых

студенты семинарий и академий знакомились с вероучением и историей

неправославных христианских вероисповеданий, которые в России было (и

остается до сих пор!) принято называть "западными", хотя их приверженцев

можно во множестве встретить в любом регионе земного шара. В частности,

только кальвинистов в Корее насчитывается несколько миллионов человек. К

тому же практически вся литература, выходившая вплоть до недавнего времени

в России и посвященная кальвинизму, была полемической. Авторы различных

сочинений преследовали цель не столько дать читателям какие-то фактические

сведения, сколько убедить их в "ошибочности" и "ложности" кальвинизма.

Такая "презумпция виновности" лишала данную литературу даже намека на

объективность. В результате не только массовый читатель, но и специалисты

вынуждены были иметь дело с многочисленными историческими и богословскими

неточностями и даже прямыми извращениями.

В настоящее время сложилась такая ситуация, когда появились новые

возможности не только для популяризации идей великого женевского

реформатора, но и основательного их изучения, исследования творчества

Кальвина с различных точек зрения. Это позволит дать более полную, а

главное, более объективную картину периода становления нового общества.

Надо, правда, заметить, что до сих пор литературное наследие Кальвина

остается своеобразным "наследством" только западной цивилизации, ибо

переводов его сочинений и публикаций исследований, посвященных ему и

кальвинизму как вероучению в целом, на русском и других языках, кроме

западных, прискорбно мало.

Основательное, целенаправленное исследование кальвинизма ведется с прошлого

века. Первые работы неизбежно носили сравнительный характер. Некоторые

авторы пытались определить те или иные черты, отличающие кальвинизм от

других христианских направлений. Такими чертами назывались, например, дух

демократии и стремление к свободе, порожденный будто бы свободолюбием

швейцарцев. Иногда внимание акцентировалось на правовых сторонах движения,

на его авторитарности и это увязывалось с юридическим образованием Кальвина

или французским складом его ума. Порой главным в кальвинизме объявлялся

лишь его разрыв со средневековой схоластикой, а Кальвин рассматривался лишь

как передовой религиозный мыслитель либерального толка. Идеи Кальвина

выводились при этом из его увлечения гуманизмом в годы учебы. Английский

исследователь кальвинизма Вильям Хейсти в свое время назвал подобные

предположения "скорее гипотезами мыслителей, плохо знакомых с сутью

проблемы, чем научно обоснованными выводами, полученными на основании

полного изучения имеющихся материалов". К тому же в подобной историографии

вплоть до нынешнего века практически игнорировалась связь реформации в

Швейцарии и социальными, экономическими, политическими и этническими

процессами. В качестве примера, как это ни покажется неожиданным, можно

назвать широко известную, ставшую практически классической работу Р. Ю.

Виппера "Государство и церковь в Женеве в 16в." (1894), которая написана с

использованием широкого круга источников и литературы, с применением ценных

научных методов, но Реформация рассматривается в ней именно лишь в

религиозно-догматическом и политическом планах. Таков же, по сути,

биографический очерк Б.Д. Порозовской, подготовленный для знаменитой

павленковской серии.

На марксистскую историографию большое влияние оказала точка зрения Ф.

Энгельса. Во "Введении к английскому изданию "развития социализма от утопии

к науке"" он писал о Кальвине : " Его догма отвечала требованиям самой

смелой части тогдашней буржуазии. Его учение о предопределении было

религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача

или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а

от обстоятельств, от них зависящих. Определяет не воля или действие какого-

либо отдельного человека, а милосердие могущественных неведомых

экономических сил. И это было особенно верно во время экономического

переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись

новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже наиболее священный

экономический символ веры - стоимость золота и серебра - пошатнулся и

потерпел крушение"(114, с.308).

Данная оценка целиком и полностью основывается на тех представлениях о

происхождении, развитии и эволюции капиталистического общества, которые

сформировались у классиков марксизма к середине прошлого века. К. Маркс,

давая в "Капитале" характеристику капиталиста, подчеркивает в качестве

одного из основных стремление его к накоплению: "Лишь постольку, поскольку

капиталист есть персонифицированный капитал, он имеет историческое значение

и ... историческое право на существование...Но постольку и движущим мотивом

его деятельности являются не потребление и потребительная стоимость, а

меновая стоимость и ее увеличение. Как фанатик увеличения стоимости, он

безудержно понуждает человечество к производству ради производства,

следовательно к развитию общественных производительных сил и к созданию тех

материальных условий производства, которые одни только могут стать реальным

базисом более высокой общественной формы, основным принципом которой

является полное и свободное развитие каждого индивидуума... он разделяет с

собирателем сокровищ абсолютную страсть к обогащению. Но то, что у

собирателя сокровищ выступает как индивидуальная мания, то для капиталиста

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать