Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации
Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации
(Материалы к спецкурсу) From: Алехин Константин (aleha@gklass.nsu.ru) Ист.:
http://www.lib.ru/HISTORY/CALVIN/calvin.txt
Содержание:
Введение......3.............................................................
.......................................3 Реформация: определение понятия,
место в политической и идеологической истории, предпосылки и
итоги.......................................................................
...................7
Реформация в Швейцарии: предпосылки, ход, специфика, итоги и
значение....................................................................
.............................11
Женева : специфика социального, экономического, политического, культурного
и идеологического развития накануне
Реформации..................................................................
.....................23
Кальвин перед
Реформацией.................................................................
..........26
Кальвинистская реформация в
Женеве.........................................................28
Судьба кальвинизма в Западной Европе после Кальвина (16 -
17вв.)......................................................................
................................34
Кальвин и
гуманизм....................................................................
....................40
Кальвин и античная
культура....................................................................
...44
Кальвин и средневековая
культура..............................................................47
Жан Кальвин о
церкви......................................................................
.............51
Кальвинистское учение о предестинации
(предопределении)...........................................................
..............................56
Кальвин о
Библии......................................................................
.....................64
Социально-политические идеи Жана
Кальвина........................................69
Педагогические идеи Жана
Кальвина.........................................................72
Заключение..................................................................
....................................76
Приложение 1. Некоторые высказывания о Кальвине и
кальвинизме.............................77
Библиография................................................................
.....................................................83
Введение.
Кальвинизм - это название религиозно-философской системы, генератором
фундаментальных идей которой и наиболее ярким выразителем был Жан Кальвин.
Его богословские взгляды, как и взгляды некоторых других деятелей
Реформации являются своеобразным возрождением августинианства, но именно
Кальвин в 16 в. наиболее основательно систематизировал их и обосновал
практическое применение. Кальвинизм не ограничивается богословием,
представляя собой всеобъемлющую систему, включающую также определенные
взгляды на политику, общество, науку и культуру и дающую достаточно цельное
мировоззрение. По мнению Джеймса Орра, кальвинизм относится к числу 12
основополагающих систем религиозно-философской мысли. Абрахам Кайпер сводит
их число к четырем .( 116,258).
В последние годы интерес к кальвинизму заметно вырос, о чем говорит, прежде
всего, широкое его распространение в различных районах земного шара. По
мнению Луиса Беркхофа, автора предисловия ко второму изданию "Основных идей
кальвинизма" Х. Г. Миттера, "сегодня учение Кальвина даже важнее, чем в дни
Реформации".(60,с.4) Ему вторит американский лютеранин Ф. Е. Майер в
"Concordia Theological Monthly": "кальвинизм остается мощным фактором в
богословской практике современного протестантизма" (там же, с. 6).
Как ни странно, но до самого последнего времени для русскоязычного читателя
единственным общедоступным источником сведений о Реформации 16в. были
несколько страниц, которые отводились этому великому религиозному и
социальному явлению в элементарных учебниках по истории средних веков и
новой истории, отчасти во "Всемирной истории". О кальвинизме же массовый
читатель мог получить самое общее и далеко не всегда верное представление,
которое сводилось , по сути, лишь к кальвинисткой теории предопределения.
Более подробную, но зато и намного менее объективную информацию можно было
получить из пособий для разного рода духовных заведений, с помощью которых
студенты семинарий и академий знакомились с вероучением и историей
неправославных христианских вероисповеданий, которые в России было (и
остается до сих пор!) принято называть "западными", хотя их приверженцев
можно во множестве встретить в любом регионе земного шара. В частности,
только кальвинистов в Корее насчитывается несколько миллионов человек. К
тому же практически вся литература, выходившая вплоть до недавнего времени
в России и посвященная кальвинизму, была полемической. Авторы различных
сочинений преследовали цель не столько дать читателям какие-то фактические
сведения, сколько убедить их в "ошибочности" и "ложности" кальвинизма.
Такая "презумпция виновности" лишала данную литературу даже намека на
объективность. В результате не только массовый читатель, но и специалисты
вынуждены были иметь дело с многочисленными историческими и богословскими
неточностями и даже прямыми извращениями.
В настоящее время сложилась такая ситуация, когда появились новые
возможности не только для популяризации идей великого женевского
реформатора, но и основательного их изучения, исследования творчества
Кальвина с различных точек зрения. Это позволит дать более полную, а
главное, более объективную картину периода становления нового общества.
Надо, правда, заметить, что до сих пор литературное наследие Кальвина
остается своеобразным "наследством" только западной цивилизации, ибо
переводов его сочинений и публикаций исследований, посвященных ему и
кальвинизму как вероучению в целом, на русском и других языках, кроме
западных, прискорбно мало.
Основательное, целенаправленное исследование кальвинизма ведется с прошлого
века. Первые работы неизбежно носили сравнительный характер. Некоторые
авторы пытались определить те или иные черты, отличающие кальвинизм от
других христианских направлений. Такими чертами назывались, например, дух
демократии и стремление к свободе, порожденный будто бы свободолюбием
швейцарцев. Иногда внимание акцентировалось на правовых сторонах движения,
на его авторитарности и это увязывалось с юридическим образованием Кальвина
или французским складом его ума. Порой главным в кальвинизме объявлялся
лишь его разрыв со средневековой схоластикой, а Кальвин рассматривался лишь
как передовой религиозный мыслитель либерального толка. Идеи Кальвина
выводились при этом из его увлечения гуманизмом в годы учебы. Английский
исследователь кальвинизма Вильям Хейсти в свое время назвал подобные
предположения "скорее гипотезами мыслителей, плохо знакомых с сутью
проблемы, чем научно обоснованными выводами, полученными на основании
полного изучения имеющихся материалов". К тому же в подобной историографии
вплоть до нынешнего века практически игнорировалась связь реформации в
Швейцарии и социальными, экономическими, политическими и этническими
процессами. В качестве примера, как это ни покажется неожиданным, можно
назвать широко известную, ставшую практически классической работу Р. Ю.
Виппера "Государство и церковь в Женеве в 16в." (1894), которая написана с
использованием широкого круга источников и литературы, с применением ценных
научных методов, но Реформация рассматривается в ней именно лишь в
религиозно-догматическом и политическом планах. Таков же, по сути,
биографический очерк Б.Д. Порозовской, подготовленный для знаменитой
павленковской серии.
На марксистскую историографию большое влияние оказала точка зрения Ф.
Энгельса. Во "Введении к английскому изданию "развития социализма от утопии
к науке"" он писал о Кальвине : " Его догма отвечала требованиям самой
смелой части тогдашней буржуазии. Его учение о предопределении было
религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача
или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а
от обстоятельств, от них зависящих. Определяет не воля или действие какого-
либо отдельного человека, а милосердие могущественных неведомых
экономических сил. И это было особенно верно во время экономического
переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись
новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже наиболее священный
экономический символ веры - стоимость золота и серебра - пошатнулся и
потерпел крушение"(114, с.308).
Данная оценка целиком и полностью основывается на тех представлениях о
происхождении, развитии и эволюции капиталистического общества, которые
сформировались у классиков марксизма к середине прошлого века. К. Маркс,
давая в "Капитале" характеристику капиталиста, подчеркивает в качестве
одного из основных стремление его к накоплению: "Лишь постольку, поскольку
капиталист есть персонифицированный капитал, он имеет историческое значение
и ... историческое право на существование...Но постольку и движущим мотивом
его деятельности являются не потребление и потребительная стоимость, а
меновая стоимость и ее увеличение. Как фанатик увеличения стоимости, он
безудержно понуждает человечество к производству ради производства,
следовательно к развитию общественных производительных сил и к созданию тех
материальных условий производства, которые одни только могут стать реальным
базисом более высокой общественной формы, основным принципом которой
является полное и свободное развитие каждого индивидуума... он разделяет с
собирателем сокровищ абсолютную страсть к обогащению. Но то, что у
собирателя сокровищ выступает как индивидуальная мания, то для капиталиста
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9