распоряжаться. Цюрихский реформатор отстаивал мелкую собственность, резко
отрицательно относился к военному наемничеству, ростовщичеству и
крепостничеству. Идеалом его был скорее патриархальный социально-
экономический уклад, хотя будущее Швейцарии он видел в централизованном
государстве, находящемся под гегемонией Цюриха. Цвингли проявил себя как
убежденный и решительный республиканец. Заявляя о том, что светская власть
должна опираться на "божественные законы", он оставлял за народом право не
повиноваться власти, если она попирала эти законы и становилась
тиранической. Евангелие Христа не направлено против власти, а, наоборот,
служит ее укреплению, наставляет на путь истинный и объединяет с народом
"до тех пор, пока власть действует по-христиански", т. е. не вступает в
противоречия с принципами евангелизма. Тираны могут быть смещены, но не
путем восстания, а на основе единодушного согласия всего народа. Покорность
тиранам есть грех перед Богом. Цвингли призывал возвратиться к чистоте
нравов и простоте жизни "доброго старого времени", к обособленности
цюрихской общины. В 1522г. он отказывается от сана священника, вступает в
брак и вскоре открыто порывает с католицизмом. На диспуте 1523г. он наносит
сокрушительное поражение своим оппонентам-католикам и, опираясь на свои
"67тезисов" (1522), начинает осуществлять реформу церковного и
политического устройства в Цюрихе. Были закрыты монастыри и секуляризовано
церковно-монастырское имущество в пределах кантона. Повинности бывших
монастырских крестьян сохранились, но использовались для нужд городской
благотворительности и образования, переданных в руки светских властей. В
1524г. из церквей были удалены иконы и мощи святых. Прекратилось служение
мессы, введено причащение под обоими видами для мирян. Решительно были
запрещены ростовщичество, военное наемничество и получение пенсий от
иностранных монархов. Новая церковная организация стала подчиняться
городскому магистрату, а патрициат и дворянство вытеснялись из городского
управления (вместо олигархического Малого Совета стал править Большой
Совет, где доминировали цехи). Было также введено богослужение на немецком
языке и проведена секуляризация церковного имущества. Евангелические
реформаторы организовали культ еще более просто, чем Лютер. Тот сохранял
орган и пение, статуи, а цвинглианцы упраздняли все. Церковь сводилась к
кафедре, с которой говорит проповедник, церковное богослужение - к
проповеди и совместной молитве. Вокруг секуляризации церковного имущества
разгорелась настолько безобразная спекуляция, что городской совет Цюриха в
1528г. издал даже особое постановление с целью унять горожан, занявшихся
бойкой перепродажей церковной утвари и предметов культа.
Реформация в Цюрихе была завершена в основном в 1524-25гг., а вскоре
цвинглианство распространилось и победило в Берне, Базеле, Шафгаузене,
Гларусе, Золотурне, Биле и Санкт-Галлене, которые объединились с Цюрихом в
союз евангелических кантонов(1527).
В 1529г. ландграф Филипп Гессенский и некоторые другие немецкие князья
подняли вопрос о примирении цвинглианства и лютеранства с целью заключения
союза против императора Карла V. Была устроена встреча Лютера и Цвингли в
Марбурге. Переговоры шли тяжело и во время них Лютер прямо заявил: "Ваш дух
и наш дух несогласны между собой".
Одним из естественных следствий цвинглианской реформации стало и
крестьянское движение в кантоне. Еще в заключительном тезисе "67 тезисов"
Цвингли заявил, что "готов вести свободное обсуждение с теми лицами,
которые выдвигают вопросы относительно обоснованности чиншей, десятин,
крещения детей и причащения", т. е. дал понять, что готов к диалогу с
различными социальными силами и уступкам крестьянским антифеодальным
требованиям. Но магистрат действовал осторожнее и потому порученную ему
евангелическую реформу Цвингли выполнял частично и постепенно. Повинности
бывших монастырских крестьян, как уже говорилось, сохранились, но
использовались для нужд городской благотворительности и образования,
переданных в руки светских властей, чем вбивался клин между крестьянством и
городским плебсом. Особенностью реформации Цвингли было то, что вся реформа
проходила под надзором и при деятельном участии городских властей, которым
подчинялась церковная организация. Это приводило к единообразию культа и
его принудительности для всех граждан. Церковь и государство сливались
здесь воедино. Административные распоряжения городских властей носили
религиозную окраску. Суровость и решительность действий городского совета в
отношении военного наемничества привели к тому, что позиции городского
патрициата и дворянства оказались сильно подорваны. Цвинглианцам
решительную поддержку оказали ремесленные гильдии. Был реформирован
городской магистрат. В 1524г. произошло два религиозных диспута, в которых
победил Цвингли. Но выявились постепенно новые его противники. Это прежде
всего анабаптисты ("перекрещенцы"), отвергавшие в знак протеста против
церковных и государственных устоев установленное Римом крещение. Идейные
истоки этого течения коренятся во взглядах У. Цвингли. Он, основываясь на
том, что Священное Писание не дает основания для католических ритуалов и
месс, предложил Городскому Совету Цюриха вместо месс соблюдать Вечерю
Господню. Городской Совет выступил резко против и Цвингли отступил. Тем не
менее некоторые его последователи протестовали против компромисса,
поскольку, по их мнению, учение Священного Писания должно выполняться в
жизни христианина независимо от одобрения светских властей и городского
совета. Во главе этой группы встали Конрад Гребел (1495 - 1526) и Феликс
Манц (1498 - 1527). Они вначале безуспешно пытались убедить Цвингли в
непоследовательности, затем отошли от него. К. Гребел упрекал Цвингли в
том, что тот ориентируется на имущие классы. Занявшись совместным глубоким
исследованием Священного Писания, они пришли к выводу, что церковь,
организованная по новозаветному образцу, может состоять только из
возрожденных верующих и призывали давать крещение только в случае
сознательного исповедания веры. Цвингли критиковал своего бывшего друга Ф.
Манца и закончилось все тем, что последнего утопили в реке в Цюрихе.
Обвинение в адрес Манца звучало так: "Потому что он, вопреки христианским
обычаям и традициям, практиковал перекрещивание... и признался в желании
собрать вместе тех, кто хотел принять Христа и следовать за ним,
присоединив их к себе через крещение... Таким образом, и он сам и его
последователи отделились от христианской церкви и основали свою собственную
секту... Это учение приносит вред всему христианству, а также грозит
восстанием и подстрекательством к мятежу против государства". () Цвингли
резко осуждал покушения анабаптистов на собственность и утверждал, что
обобществление имуществ есть нарушение заповеди "не укради".
Выявилось и новое радикальное направление, объединившееся с анабаптистами.
Они доводили до логического конца положения Цвингли. Если тот выдвигал
требование пресечь злоупотребления в отношении десятины, они отрицали
десятину и налоги вообще. Если Цвингли осторожно говорил о целесообразности
отмены крепостничества, они отрицали всякие власти, духовные и светские. Он
выдвигал требование секуляризации имущества, они - всеобщего раздела
имуществ. Толпы радикалов во главе с анабаптистскими проповедниками, не
дожидаясь решения властей, приступили к очищению церквей от икон и статуй
святых. С 1523г. случаи отказа платить десятину и другие подати стали
всеобщим явлением. С весны 1524г. Цюрих, Шаффгаузен, Сен-Галлен и фогтство
Тургау стали ареной мощных крестьянских выступлений, слившихся с
крестьянской войной в Германии.
Власти Цюриха вынуждены были пойти на уступки, чтобы расколоть движение.
Крестьянам предложили подать общие требования в городской совет. Эти
требования, представленные в мае-июне 1525г., были умеренными, близкими
немецким "12 статьям": отмена крепостничества, малой десятины, торговых
ограничений, снижение налогов, упорядочение судопроизводства, свобода охоты
и рыбной ловли, упорядочение судопроизводства, выборы деревенских пасторов
и др. Они были частично удовлетворены: решено отменить крепостную
зависимость и малую десятину, упорядочить судопроизводство, снять некоторые
торговые ограничения. Лесные кантоны блокировали перевалы, чтобы не дать
соединиться швейцарским крестьянам с немецкими.
Тем временем реформация широко распространилась по стране. В 1528г. ее
принимает богатый Берн, а по его примеру и колебавшиеся Сен-Галлен, Гларус,
Шаффгаузен, Базель и близлежащие немецкие города Мюльгаузен и Страсбург.
Однако поражение крестьянской войны в Германии послужило сигналом к "контр
реформации". Католические кантоны восстановили католицизм, города начали
преследования анабаптистов. Цвингли решил выйти из кризиса путем усиления
личной диктатуры, что привело к дальнейшему падению его авторитета.
Потянулись слухи, что он хочет захватить власть. Даже бернцы заподозрили
его в гегемонистских устремлениях.
Еще в 1525г. в Цюрихе был создан Совет на случай борьбы с "пятиградием", т.
е. пятью лесными кантонами (Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг, Люцерн). Цвингли
приступил к объединению в федерацию под гегемонией Цюриха и Берна. Сложился
протестантский союз Цюриха, Берна, Шаффхаузена и Констанца. Конфессонально-
политический раскол Швейцарии достиг предела. Но прочность протестантского
союза постепенно уменьшалась из-за внутренних разногласий. Радикализм
Цвингли тускнел. Он настоял на сохранении большой церковной десятины,
придал своей церкви четкие организационные формы и поставил ее в полную
зависимость от светской власти. Постановлением городского совета от января
1525г. были изгнаны их Цюриха анабаптисты. Одним из поводов к их изгнанию
послужило то, что цюрихские анабаптисты тайно поддерживали сношения с Т.
Мюнцером. Все это приводило все к большему сужению его социальной базы.
Переходили в контрнаступление цехи, требовавшие ограничения капитализма.
"Пятиградие" пошло на союз с австрийским Фердинандом Габсбургом, что было
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9