Жан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской Реформации

прямым нарушением союзных договоров, оформивших Швейцарскую конфедерацию.

В 1529г. Цюрих объявляет этим нарушителям войну. Отряд доходит до

пограничного населенного пункта Каппель, но вскоре (26 июня) было заключено

на выгодных для протестантских кантонов земское перемирие (расторгался союз

католических кантонов с Австрией). На этом закончилась первая Каппельская

война. Однако Цюрих был расколот внутренними противоречиями и во второй

Каппельской войне потерпел поражение. 11 октября 1531г. в сражении при

Каппеле цюрихский отряд был разгромлен. Цвингли, участвовавший в сражение в

качестве полкового священника, погиб. Лютер прокомментировал его смерть

так: "Он кончил как убийца..., угрожавший мечом получил награду, которую

заслужил". В ночь с 23 на 24 октября цюрихцы потерпели новое поражение. В

ноябре 1531г. был заключен мир, по которому протестантское "христианское

объединение" распускалось, эти кантоны должны были заплатить контрибуцию и

воздерживаться от дальнейшей пропаганды евангелического учения,

восстанавливался старый союз, провозглашалось равноправие религий. В ряде

земель восстанавливался католицизм. В Цюрихе сохранились лишь те стороны

цвинглианской реформы, которые соответствовали сложившейся расстановке

социальных сил и политических группировок. Центром цвинглианства

переместился в юго-западную часть Швейцарии. Преемником Цвингли на посту

"народного проповедника" стал его друг Генрих Буллингер (1505 - 1575).

Человек с незаурядными организаторскими и богословскими способностями,

имевший почти непререкаемый авторитет во многих странах, опубликовал более

150 богословских работ, не считая обширной переписки. Его труд

"Десятилетия" (1548 - 1551), включавший проповеди, стал почти официальным

пособием для англиканских священников. Некоторые из его учеников стали

ведущими деятелями пуританизма. По Тигуринскому соглашению 1549г. с Ж.

Кальвином он добился устранения разногласий между ним и французскими

реформаторами, что содействовало объединению немецких и французских

реформаторов. Г. Буллингер стал автором "Второго Гельветического

исповедания" (1566), написанном, в основном с позиций кальвинизма, но с

привлечением элементов цвинглианства. Этот текст сыграл для реформатской

церкви ту же роль, что и "Аугсбургское исповедание" для лютеран. Это

сочинение свидетельствовало о переходе цвинглианцев от союза с лютеранами к

союзу с кальвинистами ("Первое Гельветическое исповедание" появилось в

1536г. и представляло синтез лютеранских и цвинглианских идей).

Исходом цвинглианской реформации стало то, что Швейцария, как и Германия,

разделилась на католическую и евангелическую. Католическая Швейцария - это

старые горные области и городской патрициат в тех городах, которые были

особенно заинтересованы в сохранении прежних отношений с Габсбургами и

папой. Экономически же передовые кантоны оказались на стороне реформации.

Цвинглианство, таким образом, является дальнейшей ступенью в развитии

реформационного движения. Но она не решила всех стоящих перед реформацией

задач. Цвингли погиб рано, действовал только в пределах Цюриха и не успел

оставить после себя значительного теоретического произведения. По этой

причине завершающим аккордом швейцарской реформации , да и Реформации в

целом станет именно кальвинизм.

Женева: специфика социального, экономического, политического, культурного и

идеологического развития накануне Реформации.

Женева - один из старейших городов Европы. Ее истории более двух тысяч лет.

Целый свайный город построили племена на месте современной Женевы за 4 тыс.

лет до н. э. В первом тысячелетии до н. э. Здесь обитало племя гельветов,

от которого пошло одно из названий страны: Гельвеция. Примерно в 121г. до

н. э. В этом районе появились римские легионеры, ушедшие в отставку и

получившие здесь земли. Первое упоминание о Женеве (Генаве) содержится в

"Записках о галльской войне" Г. Ю. Цезаря. Эпоха римского владычества была

периодом процветания города. Он оказался в центре пересечения водных путей

сообщения по озеру, рекам Роне и Арве. Сюда сходились дороги на Лион, в

долину Роны, на Базель и далее, в южную Германию и Фландрию. Римляне

построили дороги, акведуки. В 3в. н. э. На территорию современной Швейцарии

вторглись германские племена аллеманов. В середине 4в. в Женеву проникает

христианская религия, возникает первая христианская община. Географическое

положение Женевы в средние века давало ей большие преимущества. Она

расположена в самом выгодном месте, у края западных отрогов Альпийских гор.

Сюда сходились пути: с севера - из Любека, Кале, Антверпена, Праги и

Франкфурта; из Парижа, Дижона и Лиона и с юга французского королевства - из

Марселя, Валансы и Тулузы. С юга к Женеве вели дороги из Венеции, Вероны,

Милана, Генуи и Турина.(116, приложение)

В Женеве издавна устраивались различные ярмарки. Обычно они приурочивались

к различным религиозным праздникам (29 июня, 1 августа, 24 августа, 28

октября) и продолжались по 10-15 дней. Они вызвали бурное развитие в городе

и пригородах всевозможных ремесел. Женевские товары начинают вывозиться в

Италию, Испанию, Фландрию, Францию. С 1356 по 1464г. население города

выросло почти в 5 раз. К этому периоду относится и возникновение в Женеве

первых страховых компаний, банков. Знаменитый итальянский банк Медичи имел

в городе свой филиал. Помимо это действовали банки Джованни Банчи,

Франческо Сачетти, Антонио Салютати, Джиованно Зампини и ряд других.

Банковские операции совершались с Римом, Флореницей, Брюгге. Андреа

Барбариго в 1437г. финансировал торговые операции со многими странами

Леванта. Капиталы банков достигали сотен тысяч флоринов. К началу 15в.

ярмарки Женевы по торговому обороту достигли уровня ярмарок Лейпцига,

Лиона, Франкфурта. В городе царил дух оживленной и богатой жизни. По мнению

Б. Д. Порозовской, "положение Женевы на рубеже трех стран, обусловливавшее

непрерывное скрещение рас, отразилось, конечно, и на характере ее жителей..

Тип женевского гражданина того времени был так же оригинален, как и

политическое устройство города. В нем сочетались легкость и подвижность

француза, трудолюбие и любовь к порядку немца, художественный вкус и юмор

итальянца. Деятельный и пунктуальный в делах, женевец отличался веселым

открытым обращением, был гостеприимен, остроумен, любил предаваться

удовольствиям, но был восприимчив и к наслаждениям более духовного

свойства". (115, с.198)Женева славилась своими театральными представлениями

и пышными народными празднествами. Легкость нравов, любовь к роскоши

характеризовали быт дворянства и аристократии. Многочисленные типографии

помогали Женеве быть очагом нового светского просвещения. Еще в 1429г.

богатый гражданин Франсуа Версонэ основал академию "свободных искусств",в

которой было бесплатное обучение и в программе были сочинения Цицерона,

Вергилия, Овидия. В городе безусловно господствовал дух вольности и

независимости.

Но с конца 15 - начала 16 вв. из-за Великих Географических открытий и

начинавшейся Реформации женевские ярмарки стали приходить в упадок, короли-

католики оборвали связи с протестантской Женевой. Экономическому упадку

Женевы способствовало также усиление савойского герцогства,

господствовавшего над итало-германским торговым путем благодаря обладанию

обоими склонами альпийских перевалов. Тем не менее Женева оставалась важным

торгово-промышленным центром, в частности одной из крупнейших европейских

бирж, одним из основных банкиров Европы.

С конца 15в. Женева была очень слабо связана с другими швейцарскими

городами и потеряла даже номинальную связь с Священной Римской империей.

Верховная власть над Женевой была разделена между двумя лицами: женевским

епископом и савойским герцогом. Епископ был одновременно духовным и

светским владыкой. Он избирался соборным капитулом и давал присягу защищать

все права и обычаи граждан. Имел право устанавливать подати, чеканить

монету. При нем существовал совет из числа членов соборного капитула,

имевший право суда в важнейших гражданских делах. В уголовных делах епископ

имел только право помилования. Графу (с 1415г. - герцогу) Савойскому

принадлежала только исполнительная власть, который передавал ее своему

"вице-дому" (наместнику). Соперничество этих двух властей облегчало

усиление третьей власти - городского самоуправления. Оно осуществлялось

тремя органами: общим собранием граждан (глав семейств), собиравшемся два

раза в год для решения важнейших дел (союзы с другими кантонами,

установление цен на вино и зерновой хлеб) и выбора 4 синдиков и казначея;

Малым Советом, который ведал всей городской администрацией и состоял обычно

из 20-25 человек во главе с 4 синдиками; Большим Советом, называвшимся

"советом 50", "советом 60" и с 1527г. "советом 200". Действительное число

последнего совета не всегда соответствовало этим цифрам и часто являлось

всего лишь расширенным Малым советом, пополненным путем кооптации наиболее

видными гражданами. По этой причине совет оказывался объектом борьбы между

патрициатом и остальными горожанами. Эта внутренняя борьба различных

городских группировок чрезвычайно обострилась в начале 16в. в результате

слияния обеих внешних властей (местного епископа и савойского герцога) как

бы в одну власть: женевские епископы стали назначаться папой из савойского

дома. Городская община потеряла возможность лавировать между ними и

начались притеснения женевцев, ущемление их прав. Савойская политика

находила опору в женевском патрициате, составленном в основном из

савойского дворянства, крупного чиновничества и части купечества. С 1519г.

начинается ожесточенная открытая борьба женевцев с Савойей за

независимость. Активно помогал Женеве соседний католический кантон

Фрейбург. Активно действовала патриотическая организация "Дети Женевы".

Одни из руководителей этой организации Бертелье был казнен, второй

(швейцарский гуманист Франсуа Боннивар, 1493 - 1570) был заключен в

Шильонский замок (он был прикован к столбу вместе с двумя своими братьями,

его страдания послужили сюжетом для поэмы Д. Г. Байрона "Шильонский

узник"), третий - Безансон Гюг - бежал в Берн и сумел договориться с

бернцами о союзе против Савойи. Берн представлял крупную военную силу и

имел веские основания вмешаться в эту борьбу: его владения, как и

савойские, продвинулись к Леманскому озеру, к узлу торговых путей, и власть

Савойи над Женевой могла нанести удар его торговым интересам. Соединенными

силами Женевы, Фрейбурга и Берна была достигнута победа. Женева стала

независимой республикой. Савойский герцог Карл III признал ее

самостоятельность по договору 1530г.

За время этой борьбы за независимость произошли важные перемены в

соотношении социальных сил внутри Женевы. Патрицианская и клерикальная

партия савойской ориентации ("мамелюки") была разгромлена. Значительная

часть старых патрицианских семей была изгнана или бежала. Остальные семьи

потеряли руководящую политическую роль. На смену им выдвинулись новые слои

из купечества и предпринимателей. Как сторонников союзами с протестантскими

городскими (eidgenossen) их прозвали "эйдгенотами" (eidguenots). От этого

слова произойдет французское "гугеноты". Появились и более радикальные

слои, давившие даже на эйдгенотов, которым пришлось сблизиться с остатками

патрициата. Уже в 1520г. в Женеве прошла волна иконоборческих погромов,

начал распространяться и анабаптизм. Но эта плебейская оппозиция не

получила поддержки со стороны окрестного крестьянства. Женевские земли

довольно вяло отозвались также и на крестьянскую войну 1525г., хотя ее и

поддержали многие кантоны Швейцарии. Это было вызвано и тем

обстоятельством, что борьба против Савойского герцога была одновременно и

борьбой против сельской округи, где находился оплот враждебных феодально-

дворянских кругов (союз "рыцарей ложки"). Равнодушие крестьянства помогло

верхушке бюргерской оппозиции одержать победу внутри Женевы. Малый совет

перешел в руки богатых купцов, суконщиков, башмачников, меховщиков,

портных, трактирщиков, менял, золотых дел мастеров, нотариусов и постепенно

присвоил себе всю полноту власти, сконцентрировав в своих руках право суда

и помилования, внешние сношения и внутреннюю администрацию. Общее собрание

граждан, бывшее оплотом бюргерской оппозиции, было оттеснено на задний

план. Малый совет задолго до кальвинистской реформации начинает

претендовать даже на некую нравственную диктатуру, присваивая себе функции

духовного руководства общиной.

Установление независимости Женевы неизбежно толкало город на принятие

реформации, хотя она и была окружена католическими кантонами и странами.

Это было необходимо для окончательной победы над женевским епископом, да и

влияние протестантского Берна было огромным. Партия союзников епископа была

еще сильна и Малый совет смотрел сквозь пальцы на распространение

протестантизма. После подавления Лионского восстания 1524г. в город прибыла

большая группа французских беженцев, сторонников Реформации. В феврале

1528г. сторонники Реформации во главе с французскими проповедниками Гийомом

Фарелем и Фроменом победили на диспуте. Протестантские проповедники

появились в Женеве и в 1530г. вместе с бернскими войсками, состоявшими в

большинстве своем из лютеран. Почти сразу начались погромы церквей и

монастырей. Сторонники реформации хлынули и из других стран. Среди них в

1532г. прибыл Гийом Фарель (1489 - 1565), который уже сыграл немалую роль в

ходе реформационного движения во французских кантонах Швейцарии. Он родился

в аристократической семье в Гапе (Дофине). В 29 лет отправляется учиться в

Парижский университет. Очень долго был, как сам говорил, "более папистом,

чем сам папа", но быстро попал под сильное влияние одного из зачинателей

реформационного движения во Франции Жака Лефевра д'Этапля (1455 - 1537). В

1520г. принял протестантизм, а в 1523г. был вынужден перебраться в Базель,

опасаясь репрессий. Фарель решил сделать Женеву опорным пунктом реформации,

сплотил и возглавил протестантскую партию, развернул пропаганду новых идей.

Сразу образовался новый серьезный конфликт - между протестантской партией и

сторонниками сохранения прежней церкви, которых поддерживал католический

Фрейбург. Городской совет был вынужден лавировать между ними. 1532 -

1536гг. Стали временем острых столкновений между католиками и

реформаторами. После того, как в 1535г. епископ заключил союз с савойским

герцогом Карлом III и возобновилась война за независимость Женевы, причем,

в нее грозила вмешаться и Франция, пришлось просить помощи у Берна и,

следовательно, пойти снова на реформацию. В 1536г. католицизм был

окончательно отменен и многие патрицианские католические семьи

эмигрировали. Был подписан "вечный мир" с Берном, который гарантировал

независимость Женевы, но и требовал от нее всегда соблюдать религиозное

единомыслие с Берном и не заключать без его согласия никаких внешних

союзов.

Сложность внутреннего и внешнего положения Женевы не исчезла. Продолжала

угрожать Савойя, зависимость от Берна была слишком велика. Эмигранты из

разных стран плохо подчинялись женевской олигархии. Народные волнения

продолжались, анабаптизм достаточно основательно укрепился в городе. Возник

и конфликт между группой Г. Фареля и городским магистратом. Фарель

стремился полностью подчинить государства церкви, что привело бы к еще

большему усилению влияния Берна. Городской же совет пытался подчинить

церковь государству в лице магистрата. Фарель все больше убеждался в своем

бессилии и по этой причине очень обрадовался, узнав, что проездом в Женеве

остановился Жан Кальвин, уже известный как автор оригинального сочинения

"Наставление в христианской вере". Он сделал все возможное, чтобы уговорить

его остаться в городе. Вместе с Кальвином он будет участвовать в женевской

реформации, разделяя с ним поражения, изгнания и победы.

| | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать