Жизнь и творчество Ивана Посошкова

Жизнь и творчество Ивана Посошкова

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

Основные вехи жизни и творЧества 4

За реформы в России 11

Социально-политические идеи Посошкова 11

Учение о богатстве 14

Перестройка промышленности и торговли 21

Аграрно-крестьянский вопрос 28

Налоговая реформа 30

Заключение 32

Литература 33

Введение

В наше сложное время мы часто обращаемся к истории нашей Родины,

перечитываем многие исторические сочинения, ведь любое честное, искреннее

слово нам очень современно. В какой-то мере нашим современником является и

Иван Тихонович Посошков, многие его “мнения” и соображения , думается, не

потеряли определенной актуальности и сегодня.

Посошков является одним из выдающихся отечественных экономистов XVIII

века. Он стоял у истоков политической экономии в России, создав

оригинальное по тому времени учение о богатстве, был первым русским

экономистом, предпринявшим попытку обосновать всестороннюю и целостную

экономическую программу обновления страны с использованием определенных

традиционных элементов материальной культуры. Цель его программы —

углубление петровских преобразований, коренное изменение социальной базы

реформ. Посошков сомневался в экономческой целесообразности сохранения

крепостнических институтов в России, понимая огромное значение сельского

хозяйства для экономического подъема страны. Его экономическая программа

предусматривала быстрый рост отечественной промышленности и торговли,

который бы привел к радикальному изменению аграрно-сырьевой специализации

страны в общеевропейском разделении труда.

Поэтому представляется интересным подробнее остановится на его

экономической программе и в целом на его книге.

Основные вехи жизни и творчества

Иван Тихонович Посошков происходил из семьи потомственных ювелиров-

серебренников дворцового села Покровское, которое было расположено недалеко

от Москвы, на правом берегу р. Яузы. Царь Алексей Михайлович, развлекаясь в

окрестностях соколиной охотой, любил останавливаться во дворце этого села.

В Покровском жили не только земледельцы и прислуга, но и “непашенные”

крестьяне, которые занимались всевозможными пмыслами и сбывали свою

продукцию в московских тороговых рядах. Сохранившиеся документы переписи

села показывают, Что 17 крестьян оброчников занимались “художеством”, а

семеро были ювелирами-серебренниками. Среди них был и дед и отец будущего

мыслителя. Из семьи зажиточных ювелиров серебренников происходила и мать

Ивана Посошкова.

Нет никаких сведений о детстве и отрочестве Посошкова. Но, несомненно,

огромную роль в его воспитании сыграла та торгово-рмесленная среда, в

которой он жил. Посошков получил разносторонние практические знания,

разбирался в коммерции. Совешенно неизвестно, учился ли Посошков. Мысль о

том, что простой народ необходимо учить грамоте, звучит во многих его

сочинениях, но сам он едва ли где обучался. Скорее всего, Посошков был

самоучкой в полном смысле этого слова. Его сочинения свидетельствуют о

знании богословской литературы. Есть основания полагать, что Посошков

хорошо занл Соборное Уложение 1649 года — основной кодекс феодального

права. Но настольной книгой Посошкова был, по-видимому, “Домострой”,

влияние кторого осбенно ощущается в последних его сочинениях.

Самой важной чертой характера Посошкова была жажда непрерывной

деятельности. Если были помехи в одном, он сразу, не дожидаясь, брался за

другое дело. Это был очень общительный и наблюдательный человек. Он умел

слушать людей, их мнения о жизни, о состоянии государства. Сам он по делам

был во многих районах России, знал ее не по наслышке. В конце 80-начале 90-

х годов у Посошковых был винокуренный завод, который посещал Иван

Тихонович. Но Посошкова интересовали не только прибыльные промыслы.

В 1697 году был обнаружен своего рода оппозиционный кружок, который

сформировался вокруг монаха Авраамия из Андреевского монастыря. У них с

Петром I установились контакты, связаннные с предстоящей денежной реформой.

Старец был знаком с Посошковым: как специалисту он заказал ему модель

“денежного стана” для подношения Петру I.

Во время доклада царю о “денежном деле” Авраамий пытался передать ему

письмо “своей работы”. Вскоре Авраамий очутился в застенках Преображенского

приказа, ведавшего политическим сыском.

Авраамий осмелился обсуждать и осуждать образ жизни царя и его первые

шаги на политическом поприще. В “тетрадях” монах излагал причины,

побудившие его взяться за перо: жалобы народа на измену Петра старине. Царь

должен жить так, чтобы быть примерм для подданых. А Петр I оставил

управление государством и “прказал правити... похотникам, мздоимцам...

хотящим богатств”[1]. Авраамий советовал Петру найти добрых людей, чтобы

“судили праведно всем, малу и велику, богату и убогу”[1]; также говорил о

экономии ведения расходов царского двора и изменении системы внутренних

пошлин таким образом, чтобы не вызывала повышение цен на предметы первой

необходимости.

На допросах старец Авраамий выдал Ивана и его брата Романа Посошковых,

которые бывали у него в монастыре и говорили о том, что написано в

тетрадях. На допросах Иван Посошков признался, что познакомился с монархом

как денежный мастер, и тот поручил ему сделать модель денежного станка для

“подноса” Петру I, а слов, которые записаны в тетрадях, он не говорил.

Показания Посошкова подтвердились, а старец по сущности признал, что в

беспамятсве оговорил Посошкова.

Историк С. М. Соловьев называл дело Авраамия “школой Посошкова”. И в

этом есть определенный смысл. Не вызывает сонения, что многие идеи

Посошкова, получившие, в частности, выражение в “Книге о скудости и

богатстве”, зародились у него в ходе бесед в кельях Андреевского монастыря.

Даже если Посошков и не вел этих “опасных” разговоров, а был их молчаливым

и солидарным участником, то и этого вполне достаточно для впечатлительного

денежного мастера. И Соловьев полагал, что “пример Авраамия и его друзей

научил Посошкова осторожности, но не отнял духа обличать общественные

язвы”.

По-видимому, Посошков избежал серьезного наказания, так как привлек

внимание царя своими изобретательскими способностями. Петр был знаком с

будущим публицистом и мыслителем. Посошков был известен как денежный мастер

и, по-видимому выполнял задания монетного двора.

Денежная реформа Петра I начала XVIII века упразднила старый счет на

“деньги” и “алтыны”, сделав счетной единицей копейку. В России была введена

десятичная монетная система на десять лет раньше, чем в США. Создавая новую

денежную систему, царь широко использовал техническую оснастку европейских

денежных дворов, и Посошков был единственным мастером, который смог

установить немецкие прессы, заказанные для медного денежного двора.

В 1704 году Посошков предпринял попытку основать фабрику игральных

карт. Но их производство он так и не наладил, но именно в то время он

поступил на другую казенную службу — “у водочного сиденья” в казенном

питейном дворе.

До отъезда в Новгород Посошков интересовался не только “денежными

делами”. Его все больше и больше интересовали проблемы духовной культуры.

Полемике с раскольниками и иноверцами посвящено первое большое сочинение

Посошкова, написанное в то время, — “Зерцало очевидное”(1708).

Жизнь в Новгороде дала Посошкову пищу для размышлений. Он продолжал

дополнять написанное ранее “Зерцало очевидное”.

Начиная с 1716 года Посошков делает серию покупок: дома, земли с

крепостными, а также устанавливает винокуренный завод. Дом в Петербурге

Посошков купил в 1716 году. С 1708 года он стремился обосноваться в новой

столице, но, достигнув желаемого, живет как бы на два дома, именуя себя и

новгородским и петербургскм жителем.

В своем селе Посошков открыл винокуренный завод. Но нельзя

окончательно утверждать, что Посошков стал купцом-предпринимателем. Это

были только лихорадочные попытки завести пибыльное дело. Винокуренный завод

себя не оправдал, хотя и какой-то прибыток Посошков успел получить. Общая

оценка недвижимости Посошкова (1726) составляла около 3-х тысяч рублей. В

преклонном возрасте (в 1712 году) у него родился сын Никлай. Покупки

недвижимости свидетельствовали, что Посошков хотел “пустить корни”.

Надвигалась старость, и он взялся изложить наследнику правила праведной

духовной и мирской жизни. Так появилось другое крупное сочинение Посошкова

— “Завещание отеческое к сыну”(1719), посвященное религиозным и морально-

этическим проблемам.

После “Завещания отеческого” Посошков задумал осуществить давний

замысел своей жизни — изложить в особой книге свою обширную программу

“исправления всех неисправ” в России. Здесь представления о личном и

общественном интересе почти полностью совпадали. В 1721 году завершилась

долгая Северная война. Казалось, тяготы военного времени должны кончиться,

петровкое правительство решит ряд важных хозяйственных вопросов, стоящих на

повестке дня. Словом, время было подходящее, и Посошков взялся за перо,

решив “подсобить” Петру своими “прожектами”. Но когда сочинение было

закончено, то оказаось, что это не очередной проект, а целостная

грандиозная программа преобразования России. Так в 1724 году появилась

“Книга скудости и богатстве” — основное произведение Посошкова,

адресованное лично Петру I.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать