Жизнь и творчество Ивана Посошкова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 2
Основные вехи жизни и творЧества 4
За реформы в России 11
Социально-политические идеи Посошкова 11
Учение о богатстве 14
Перестройка промышленности и торговли 21
Аграрно-крестьянский вопрос 28
Налоговая реформа 30
Заключение 32
Литература 33
Введение
В наше сложное время мы часто обращаемся к истории нашей Родины,
перечитываем многие исторические сочинения, ведь любое честное, искреннее
слово нам очень современно. В какой-то мере нашим современником является и
Иван Тихонович Посошков, многие его “мнения” и соображения , думается, не
потеряли определенной актуальности и сегодня.
Посошков является одним из выдающихся отечественных экономистов XVIII
века. Он стоял у истоков политической экономии в России, создав
оригинальное по тому времени учение о богатстве, был первым русским
экономистом, предпринявшим попытку обосновать всестороннюю и целостную
экономическую программу обновления страны с использованием определенных
традиционных элементов материальной культуры. Цель его программы —
углубление петровских преобразований, коренное изменение социальной базы
реформ. Посошков сомневался в экономческой целесообразности сохранения
крепостнических институтов в России, понимая огромное значение сельского
хозяйства для экономического подъема страны. Его экономическая программа
предусматривала быстрый рост отечественной промышленности и торговли,
который бы привел к радикальному изменению аграрно-сырьевой специализации
страны в общеевропейском разделении труда.
Поэтому представляется интересным подробнее остановится на его
экономической программе и в целом на его книге.
Основные вехи жизни и творчества
Иван Тихонович Посошков происходил из семьи потомственных ювелиров-
серебренников дворцового села Покровское, которое было расположено недалеко
от Москвы, на правом берегу р. Яузы. Царь Алексей Михайлович, развлекаясь в
окрестностях соколиной охотой, любил останавливаться во дворце этого села.
В Покровском жили не только земледельцы и прислуга, но и “непашенные”
крестьяне, которые занимались всевозможными пмыслами и сбывали свою
продукцию в московских тороговых рядах. Сохранившиеся документы переписи
села показывают, Что 17 крестьян оброчников занимались “художеством”, а
семеро были ювелирами-серебренниками. Среди них был и дед и отец будущего
мыслителя. Из семьи зажиточных ювелиров серебренников происходила и мать
Ивана Посошкова.
Нет никаких сведений о детстве и отрочестве Посошкова. Но, несомненно,
огромную роль в его воспитании сыграла та торгово-рмесленная среда, в
которой он жил. Посошков получил разносторонние практические знания,
разбирался в коммерции. Совешенно неизвестно, учился ли Посошков. Мысль о
том, что простой народ необходимо учить грамоте, звучит во многих его
сочинениях, но сам он едва ли где обучался. Скорее всего, Посошков был
самоучкой в полном смысле этого слова. Его сочинения свидетельствуют о
знании богословской литературы. Есть основания полагать, что Посошков
хорошо занл Соборное Уложение 1649 года — основной кодекс феодального
права. Но настольной книгой Посошкова был, по-видимому, “Домострой”,
влияние кторого осбенно ощущается в последних его сочинениях.
Самой важной чертой характера Посошкова была жажда непрерывной
деятельности. Если были помехи в одном, он сразу, не дожидаясь, брался за
другое дело. Это был очень общительный и наблюдательный человек. Он умел
слушать людей, их мнения о жизни, о состоянии государства. Сам он по делам
был во многих районах России, знал ее не по наслышке. В конце 80-начале 90-
х годов у Посошковых был винокуренный завод, который посещал Иван
Тихонович. Но Посошкова интересовали не только прибыльные промыслы.
В 1697 году был обнаружен своего рода оппозиционный кружок, который
сформировался вокруг монаха Авраамия из Андреевского монастыря. У них с
Петром I установились контакты, связаннные с предстоящей денежной реформой.
Старец был знаком с Посошковым: как специалисту он заказал ему модель
“денежного стана” для подношения Петру I.
Во время доклада царю о “денежном деле” Авраамий пытался передать ему
письмо “своей работы”. Вскоре Авраамий очутился в застенках Преображенского
приказа, ведавшего политическим сыском.
Авраамий осмелился обсуждать и осуждать образ жизни царя и его первые
шаги на политическом поприще. В “тетрадях” монах излагал причины,
побудившие его взяться за перо: жалобы народа на измену Петра старине. Царь
должен жить так, чтобы быть примерм для подданых. А Петр I оставил
управление государством и “прказал правити... похотникам, мздоимцам...
хотящим богатств”[1]. Авраамий советовал Петру найти добрых людей, чтобы
“судили праведно всем, малу и велику, богату и убогу”[1]; также говорил о
экономии ведения расходов царского двора и изменении системы внутренних
пошлин таким образом, чтобы не вызывала повышение цен на предметы первой
необходимости.
На допросах старец Авраамий выдал Ивана и его брата Романа Посошковых,
которые бывали у него в монастыре и говорили о том, что написано в
тетрадях. На допросах Иван Посошков признался, что познакомился с монархом
как денежный мастер, и тот поручил ему сделать модель денежного станка для
“подноса” Петру I, а слов, которые записаны в тетрадях, он не говорил.
Показания Посошкова подтвердились, а старец по сущности признал, что в
беспамятсве оговорил Посошкова.
Историк С. М. Соловьев называл дело Авраамия “школой Посошкова”. И в
этом есть определенный смысл. Не вызывает сонения, что многие идеи
Посошкова, получившие, в частности, выражение в “Книге о скудости и
богатстве”, зародились у него в ходе бесед в кельях Андреевского монастыря.
Даже если Посошков и не вел этих “опасных” разговоров, а был их молчаливым
и солидарным участником, то и этого вполне достаточно для впечатлительного
денежного мастера. И Соловьев полагал, что “пример Авраамия и его друзей
научил Посошкова осторожности, но не отнял духа обличать общественные
язвы”.
По-видимому, Посошков избежал серьезного наказания, так как привлек
внимание царя своими изобретательскими способностями. Петр был знаком с
будущим публицистом и мыслителем. Посошков был известен как денежный мастер
и, по-видимому выполнял задания монетного двора.
Денежная реформа Петра I начала XVIII века упразднила старый счет на
“деньги” и “алтыны”, сделав счетной единицей копейку. В России была введена
десятичная монетная система на десять лет раньше, чем в США. Создавая новую
денежную систему, царь широко использовал техническую оснастку европейских
денежных дворов, и Посошков был единственным мастером, который смог
установить немецкие прессы, заказанные для медного денежного двора.
В 1704 году Посошков предпринял попытку основать фабрику игральных
карт. Но их производство он так и не наладил, но именно в то время он
поступил на другую казенную службу — “у водочного сиденья” в казенном
питейном дворе.
До отъезда в Новгород Посошков интересовался не только “денежными
делами”. Его все больше и больше интересовали проблемы духовной культуры.
Полемике с раскольниками и иноверцами посвящено первое большое сочинение
Посошкова, написанное в то время, — “Зерцало очевидное”(1708).
Жизнь в Новгороде дала Посошкову пищу для размышлений. Он продолжал
дополнять написанное ранее “Зерцало очевидное”.
Начиная с 1716 года Посошков делает серию покупок: дома, земли с
крепостными, а также устанавливает винокуренный завод. Дом в Петербурге
Посошков купил в 1716 году. С 1708 года он стремился обосноваться в новой
столице, но, достигнув желаемого, живет как бы на два дома, именуя себя и
новгородским и петербургскм жителем.
В своем селе Посошков открыл винокуренный завод. Но нельзя
окончательно утверждать, что Посошков стал купцом-предпринимателем. Это
были только лихорадочные попытки завести пибыльное дело. Винокуренный завод
себя не оправдал, хотя и какой-то прибыток Посошков успел получить. Общая
оценка недвижимости Посошкова (1726) составляла около 3-х тысяч рублей. В
преклонном возрасте (в 1712 году) у него родился сын Никлай. Покупки
недвижимости свидетельствовали, что Посошков хотел “пустить корни”.
Надвигалась старость, и он взялся изложить наследнику правила праведной
духовной и мирской жизни. Так появилось другое крупное сочинение Посошкова
— “Завещание отеческое к сыну”(1719), посвященное религиозным и морально-
этическим проблемам.
После “Завещания отеческого” Посошков задумал осуществить давний
замысел своей жизни — изложить в особой книге свою обширную программу
“исправления всех неисправ” в России. Здесь представления о личном и
общественном интересе почти полностью совпадали. В 1721 году завершилась
долгая Северная война. Казалось, тяготы военного времени должны кончиться,
петровкое правительство решит ряд важных хозяйственных вопросов, стоящих на
повестке дня. Словом, время было подходящее, и Посошков взялся за перо,
решив “подсобить” Петру своими “прожектами”. Но когда сочинение было
закончено, то оказаось, что это не очередной проект, а целостная
грандиозная программа преобразования России. Так в 1724 году появилась
“Книга скудости и богатстве” — основное произведение Посошкова,
адресованное лично Петру I.