Агропромышленный комплекс Российской Федерации, сегодня и завтра
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Нижнекамский муниципальный институт
Курсовая работа
Тема: Агропромышленный
комплекс Российской Федерации, сегодня и завтра. |
|
Выполнил |
|||
|
студент 1 курса 133 группы |
|||
|
очной формы обучения |
|||
|
|
|||
|
Проверил |
|||
|
. |
|||
_______________ (зачтена, не зачтена) |
_________ (дата) |
___________ (подпись) |
|
|
Нижнекамск 2003
План
Введение.................................................................................................................. 5
1.Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины.............. 7
2. Особенности реформирования АПК РФ........................................................... 14
2.1 Основные цели реформирования.................................................................. 14
2.2 Формы государственного регулирования АПК............................................ 17
3. Государственной политики в отношении АПК России.................................... 23
Заключение............................................................................................................ 32
Список литературы................................................................................................ 35
Введение
Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей—сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.
Начиная с 1992 г., в агропромышленном комплексе осуществляются институциональные преобразования, реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, а также активизация межфермерской кооперации. Следует отметить, что принципиальные изменения сложившейся системы аграрных отношений были неизбежны, и, прежде всего, была необходима замена административно-распределительных, командных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а как условие повышения эффективности производства, обеспечения продовольственной безопасности страны.
Однако, к сожалению, наряду с позитивными изменениями — расширением спектра форм хозяйствования, включая воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые ныне сами определяют специализацию и объемы производимой продукции и свободно распоряжаются ею, созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к кризису. И случились они главным образом вследствие ошибок и поспешности в проведении аграрного реформирования.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные задачи, которые стоят перед государственной налоговой политикой в современных условиях, выделить основные противоречия действующей ныне в России налоговой системы, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие налогов на сферу производства и в то же время, чтобы остановить сокращение доходов бюджетов всех уровней.
В первой главе я рассмотрела ситуацию, сложившуюся в аграрном секторе России, а также конкретные причины кризисного состояния агропромышленного комплекса.
Вторая глава содержит определение целей, для достижения которых началась аграрная реформа, и необходимые условия, которые должно соблюдать государства для преодоления сегодняшнего затяжного кризиса в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях. Здесь же рассмотрены основные инструменты государственного регулирования, которые приемлемы в нынешних условиях для стабилизации ситуации и создания предпосылок к росту агропромышленного производства.
В третьей главе изложены возможные пути выхода из кризиса в экономической и социальной областях агропромышленного комплекса, а также основные направления государственного регулирования в аграрном секторе экономики.
1.Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины
Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
АПК — самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйственного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграрным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится примерно 70% всего набора производимых в стране предметов потребления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.[1]
К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и развитие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья.
Аграрные преобразования в стране происходили по нескольким направлениям. Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, перерабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране формируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, включающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные товарищества. Из табл.1.1 видно, как в течение 1991-1997 гг. изменилась социальная структура сельскохозяйственных землепользователей в результате земельной реформы. Доля государственного сектора в использовании сельскохозяйственных угодий уменьшилась с 56% в 1991 г. до 13,4 в 1997 г., в то время как удельный вес частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возрос с 40,3 до 70,9%. За годы реформы приватизировано 91% перерабатывающих предприятий и 77% предприятий агросервиса.
Таблица 1.1
Удельный вес различных категорий землепользователей в общей площади сельскохозяйственных угодий, %[2]
На 1.01. соответствующего года |
Государственный сектор |
Сельскохозяйственные организации |
Частный сектор, индивидуальные семейные хозяйства |
Земли запаса и другие |
||
Государственные предприятия |
Колхозы |
Новые формы |
Фермерские хозяйства |
Хозяйства населения |
||
1991 г. |
56,0 |
38,2 |
0,3 |
0,1 |
1,7 |
3,7 |
1992 г. |
51,2 |
35,6 |
0,6 |
0,6 |
2,5 |
9,5 |
1993 г. |
24,0 |
18,3 |
36,9 |
2,9 |
3,9 |
14,0 |
1994 г. |
16,0 |
15,7 |
45,8 |
4,4 |
3,9 |
14,2 |
1995 г. |
14,4 |
14,5 |
47,4 |
4,6 |
4,2 |
14,9 |
1996 г. |
13,8 |
14,1 |
47,5 |
4,7 |
4,6 |
15,3 |
1997 г. |
13,4 |
13,8 |
47,7 |
4,9 |
4,5 |
15,7 |