| 
   Показатели  | 
  
   2004 год  | 
  
   2005 год  | 
  
   Изменения  | 
 
| 
   Балансовая прибыль, тыс.руб.  | 
  
   9659  | 
  
   9121  | 
  
   -538  | 
 
| 
   Налог па прибыль, тыс.руб  | 
  
   3205  | 
  
   4115  | 
  
   +910  | 
 
| 
   Чистая прибыль, тыс.руб.  | 
  
   6454  | 
  
   5006  | 
  
   -1448  | 
 
| 
   Удельный вес чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли  | 
  
   0,67  | 
  
   0,55  | 
  
   -0,12  | 
 
| 
   Чистая выручка от всех видов продаж, тыс.руб  | 
  
   106813  | 
  
   129635  | 
  
   +22822  | 
 
| 
   Среднегодовая сумма совокупного капитала, тыс. руб  | 
  
   17735  | 
  
   22405,5  | 
  
   +4670,5  | 
 
| 
   В том числе собственного капитала, тыс. руб.  | 
  
   12185,5  | 
  
   17625  | 
  
   +5439,5  | 
 
| 
   Рентабельность продаж до уплаты налогов, %  | 
  
   9,04  | 
  
   7,03  | 
  
   -2,01  | 
 
| 
   Коэффициент оборачиваемости капитала  | 
  
   6,02  | 
  
   5,79  | 
  
   -0,23  | 
 
| 
   Мультипликатор капитала  | 
  
   1,455  | 
  
   1,271  | 
  
   -0,184  | 
 
| 
   Рентабельность собств. капитала после уплаты налогов (ROE), %  | 
  
   53  | 
  
   28  | 
  
   -25  | 
 
Общее изменение рентабельности собственного капитала составляет -25%, в том числе за счет изменения по формуле (42):
 удельного веса чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли
Δ ROЕ = 0,12*1,455*6,02*9,04 = -9,5%
 мультипликатора капитала
Δ ROЕ = 0,55 *(-0,184)*6,02*9,04 = -5,5%
 оборачиваемости капитала
Δ ROЕ = 0,55*1,271*(0,23)*9,04 = -1,45%
 рентабельности продаж
Δ ROЕ = 0,55*1,271*5,79*(-2,01) = -8,14
Следовательно, доходность собственного капитала уменьшилась под влиянием снижения удельного веса чистой прибыли в общем объеме балансовой прибыли и за счет снижения рентабельности продаж.
2.6 Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия
МТПП «Фармация»
В целом, финансовое состояние анализируемого предприятия можно охарактеризовать как абсолютно устойчивое. Однако в ходе анализа были выявлены некоторые факты, которые могут в перспективе привести к снижению экономических показателей. В связи с этим приведем следующие рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия:
1. В части улучшения эффективности использования оборотных средств рекомендуется провести мероприятия по повышению скорости оборачиваемости дебиторской задолженности, так как финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в деньги.
Для этого необходимо:
 провести инвентаризацию дебиторской задолженности;
 вести учет дебиторской задолженности по срокам ее возникновения;
 определить максимальный объем реализации товаров в рассрочку;
 проводить систематический анализ дебиторской задолженности.
2. Рекомендуется периодически проводить анализ цен, устанавливаемых на аналогичную продукцию другими фирмами, в целях установления конкурентоспособных цен на товары розничной продажи. Одной из причин являются высокие цены на товары розничной продажи. В условиях насыщенности рынка товаром и большого числа продавцов на первый план выходит ценовая конкуренция.
3. Рекомендуется, в целях увеличения товарооборота расширение розничной торговой сети, а именно увеличение количества торговых точек.
В последнее время происходит резкое расширение розничной торговой сети коммерческими фармацевтическими предприятиями. При этом большой удельный вес в конкурирующих фирмах занимают аптечные пункты, располагающиеся в торговых залах магазинов и в лечебных учреждениях. Ассортимент товара в аптечном пункте состоит из 150-200 наименований готовых лекарственных препаратов, пользующихся наибольшим спросом у населения. С целью увеличения доли рынка и объема реализованной продукции предлагается открыть несколько дополнительных аптечных пунктов, расположенных в разных частях города. Выбор местоположения необходимо сделать с учетом отдаленности от торговых точек фирм-конкурентов.
4. Рекомендуется регулярное проведение рекламной кампании для привлечения внимания потребителей в целях повышения объема реализации продукции.
Одной из слабых сторон МТПП «Фармация», по сравнению с фирмами-конкурентами, является отсутствие рекламы своей продукции. Это очень серьезное упущение, так как реклама один из самых действенных инструментов в попытках предприятия привлечь внимание покупателей к его товарам, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную полезность. Поскольку у предприятия нет опыта по проведению рекламной кампании, целесообразно привлечь консультанта по рекламе со стороны.
Учитывая специфику торговой деятельности МТПП «Фармация», наиболее действенной будет реклама по местному телевидению и радио. Особенное внимание необходимо уделить информации о продаже новых препаратов, которые рекламируются по центральному телевидению и в прессе.
5. Рекомендуется проводить мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности МТПП «Фармация» одним из отрицательных факторов является нехватка стратегически необходимой информации: отсутствие базы данных по состоянию рынка лекарственных средств и отсутствие мониторинга за фирмами-конкурентами. В связи с этим, на предприятии необходимо организовать сбор и анализ необходимой информации и систематизировать поступающие данные. Именно на основе достоверной и оперативной информации должна строиться работа предприятия, направленная на достижение более высоких экономических результатов и укрепление конкурентных позиций.
Основные направления, согласно которым необходимо вести сбор и анализ информации, следующие.
1. Сведения о последних тенденциях рынка:
 прогнозы консалтинговых компаний об изменении емкости рынка в предстоящих периодах;
 рекламные программы фирм-производителей о выведении на рынок новых препаратов;
 прогнозы об изменениях покупательской способности населения; а прогнозы Госсанэпиднадзора.
2. Анализ продукции, предлагаемой фирмами-конкурентами:
 анализ ассортимента;
 анализ ценовой стратегии;
 наблюдение за уровнем сервисного обслуживания;
 анализ финансового состояния фирм-конкурентов, с целью прогнозирования их возможностей вести борьбу за покупательский спрос посредством снижения цен.
3. Сведения о потребностях покупателей:
 ретроспективный анализ покупательского спроса на продукцию в зависимости от сезона (проводится в целях предотвращения летнего спада продаж);
 выявление потребностей покупателей на лекарственные средства и уровень сервисного обслуживания.
Таким образом, своевременное поступление достоверной информации позволит предприятию гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и разрабатывать мероприятия по решению возникающих проблем. Все это, в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия, направленную на достижение наивысших экономических результатов.
Во втором разделе проведена оценка финансового состояния МТПП «Фармация», в которой дается технико-экономическая характеристика предприятия, а так же рассмотрены основные финансово-экономические показатели работы предприятия за 2004-2005 годы. На основе методов и методик первой главы проведены анализы имущественного положения предприятия, эффективности и интенсивности использования капитала, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия, а также предложены рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия МТПП «Фармация».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12