Показатели |
2004 год |
2005 год |
Изменения |
Балансовая прибыль, тыс.руб. |
9659 |
9121 |
-538 |
Налог па прибыль, тыс.руб |
3205 |
4115 |
+910 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
6454 |
5006 |
-1448 |
Удельный вес чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли |
0,67 |
0,55 |
-0,12 |
Чистая выручка от всех видов продаж, тыс.руб |
106813 |
129635 |
+22822 |
Среднегодовая сумма совокупного капитала, тыс. руб |
17735 |
22405,5 |
+4670,5 |
В том числе собственного капитала, тыс. руб. |
12185,5 |
17625 |
+5439,5 |
Рентабельность продаж до уплаты налогов, % |
9,04 |
7,03 |
-2,01 |
Коэффициент оборачиваемости капитала |
6,02 |
5,79 |
-0,23 |
Мультипликатор капитала |
1,455 |
1,271 |
-0,184 |
Рентабельность собств. капитала после уплаты налогов (ROE), % |
53 |
28 |
-25 |
Общее изменение рентабельности собственного капитала составляет -25%, в том числе за счет изменения по формуле (42):
удельного веса чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли
Δ ROЕ = 0,12*1,455*6,02*9,04 = -9,5%
мультипликатора капитала
Δ ROЕ = 0,55 *(-0,184)*6,02*9,04 = -5,5%
оборачиваемости капитала
Δ ROЕ = 0,55*1,271*(0,23)*9,04 = -1,45%
рентабельности продаж
Δ ROЕ = 0,55*1,271*5,79*(-2,01) = -8,14
Следовательно, доходность собственного капитала уменьшилась под влиянием снижения удельного веса чистой прибыли в общем объеме балансовой прибыли и за счет снижения рентабельности продаж.
2.6 Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия
МТПП «Фармация»
В целом, финансовое состояние анализируемого предприятия можно охарактеризовать как абсолютно устойчивое. Однако в ходе анализа были выявлены некоторые факты, которые могут в перспективе привести к снижению экономических показателей. В связи с этим приведем следующие рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия:
1. В части улучшения эффективности использования оборотных средств рекомендуется провести мероприятия по повышению скорости оборачиваемости дебиторской задолженности, так как финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в деньги.
Для этого необходимо:
провести инвентаризацию дебиторской задолженности;
вести учет дебиторской задолженности по срокам ее возникновения;
определить максимальный объем реализации товаров в рассрочку;
проводить систематический анализ дебиторской задолженности.
2. Рекомендуется периодически проводить анализ цен, устанавливаемых на аналогичную продукцию другими фирмами, в целях установления конкурентоспособных цен на товары розничной продажи. Одной из причин являются высокие цены на товары розничной продажи. В условиях насыщенности рынка товаром и большого числа продавцов на первый план выходит ценовая конкуренция.
3. Рекомендуется, в целях увеличения товарооборота расширение розничной торговой сети, а именно увеличение количества торговых точек.
В последнее время происходит резкое расширение розничной торговой сети коммерческими фармацевтическими предприятиями. При этом большой удельный вес в конкурирующих фирмах занимают аптечные пункты, располагающиеся в торговых залах магазинов и в лечебных учреждениях. Ассортимент товара в аптечном пункте состоит из 150-200 наименований готовых лекарственных препаратов, пользующихся наибольшим спросом у населения. С целью увеличения доли рынка и объема реализованной продукции предлагается открыть несколько дополнительных аптечных пунктов, расположенных в разных частях города. Выбор местоположения необходимо сделать с учетом отдаленности от торговых точек фирм-конкурентов.
4. Рекомендуется регулярное проведение рекламной кампании для привлечения внимания потребителей в целях повышения объема реализации продукции.
Одной из слабых сторон МТПП «Фармация», по сравнению с фирмами-конкурентами, является отсутствие рекламы своей продукции. Это очень серьезное упущение, так как реклама один из самых действенных инструментов в попытках предприятия привлечь внимание покупателей к его товарам, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную полезность. Поскольку у предприятия нет опыта по проведению рекламной кампании, целесообразно привлечь консультанта по рекламе со стороны.
Учитывая специфику торговой деятельности МТПП «Фармация», наиболее действенной будет реклама по местному телевидению и радио. Особенное внимание необходимо уделить информации о продаже новых препаратов, которые рекламируются по центральному телевидению и в прессе.
5. Рекомендуется проводить мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности МТПП «Фармация» одним из отрицательных факторов является нехватка стратегически необходимой информации: отсутствие базы данных по состоянию рынка лекарственных средств и отсутствие мониторинга за фирмами-конкурентами. В связи с этим, на предприятии необходимо организовать сбор и анализ необходимой информации и систематизировать поступающие данные. Именно на основе достоверной и оперативной информации должна строиться работа предприятия, направленная на достижение более высоких экономических результатов и укрепление конкурентных позиций.
Основные направления, согласно которым необходимо вести сбор и анализ информации, следующие.
1. Сведения о последних тенденциях рынка:
прогнозы консалтинговых компаний об изменении емкости рынка в предстоящих периодах;
рекламные программы фирм-производителей о выведении на рынок новых препаратов;
прогнозы об изменениях покупательской способности населения; а прогнозы Госсанэпиднадзора.
2. Анализ продукции, предлагаемой фирмами-конкурентами:
анализ ассортимента;
анализ ценовой стратегии;
наблюдение за уровнем сервисного обслуживания;
анализ финансового состояния фирм-конкурентов, с целью прогнозирования их возможностей вести борьбу за покупательский спрос посредством снижения цен.
3. Сведения о потребностях покупателей:
ретроспективный анализ покупательского спроса на продукцию в зависимости от сезона (проводится в целях предотвращения летнего спада продаж);
выявление потребностей покупателей на лекарственные средства и уровень сервисного обслуживания.
Таким образом, своевременное поступление достоверной информации позволит предприятию гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и разрабатывать мероприятия по решению возникающих проблем. Все это, в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия, направленную на достижение наивысших экономических результатов.
Во втором разделе проведена оценка финансового состояния МТПП «Фармация», в которой дается технико-экономическая характеристика предприятия, а так же рассмотрены основные финансово-экономические показатели работы предприятия за 2004-2005 годы. На основе методов и методик первой главы проведены анализы имущественного положения предприятия, эффективности и интенсивности использования капитала, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия, а также предложены рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия МТПП «Фармация».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12