Поэтому целесообразно исключать из отчета о движении денежных средств конкретной организации:
· оборот между различными банковскими счетами, принадлежащими данной организации, например, перевод средств на депозитные счета, открытие аккредитивов и т. п.;
· оборот между банковскими счетами подразделений (филиалов) организации.
Помимо этого, следует обособленно выделять в отчете о движении денежных средств организации:
· оборот, связанный с покупкой иностранной валюты (из показателей прочих поступлений и перечислений), так как он не имеет принципиального экономического значения, но может быть существенным по величине при большом внешнеторговом обороте и искажать картину потоков денежных средств;
· оборот по продаже иностранной валюты за рубли или конвертации одной иностранной валюты в другую. Особенность здесь лишь в том, что поступление от продажи иностранной валюты отражается не в составе прочих оборотов, как при покупке валюты, а в составе показателя стр. 040 "Выручка от продажи основных средств и иного имущества". Поэтому целесообразно ввести дополнительную строку "Выручка от продажи и конвертации иностранной валюты".
За такие операции банк и биржа взимают вознаграждение, поэтому сумма денежных средств, направленная на покупку валюты, и рублевый эквивалент приобретенной валюты (даже при неизменном курсе) не будут совпадать. Обороты по поступлению и выбытию денежных средств в связи с продажей или покупкой иностранной валюты могут также не совпадать по следующим причинам: вследствие разницы курсов (выручка от продажи фиксируется на дату проведения операции, а валюта, направленная на продажу, отражается в отчете по курсу на отчетную дату), если выбытие и поступление денежных средств по покупке или продаже иностранной валюты по дате отражения пришлись на разные отчетные периоды (например, 31 декабря и 3 января). В этой ситуации в бухгалтерском учете применяется счет 57 "Переводы в пути", который для целей составления отчета о движении денежных средств не рассматривается как составляющая понятия "денежные средства".
§ Выводы и предложения
1.18. Переход к международным стандартам составления финансовой отчетности – как часть реформирования банковской системы
В марте 1998 года Правительство РФ приняло Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы заключаются в следующем:
§ Сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
§ Обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
§ Оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
В соответствии с Заявлением Правительства и Центрального Банка РФ (апрель 2001 г.), поставлена задача перехода российских организаций и банков на Международные стандарты финансовой отчетности, начиная с 1 января 2004 года. Внедрение МСФО, являющегося важнейшей составной частью реформирования банковской системы, должно способствовать интеграции экономики России, ее банковской системы в мировую экономику (вхождение в ВТО и другие мировые проекты).
В настоящее время коммерческие банки фактически готовят два пакета отчетности: один – для внутреннего пользования, другой – для общения с контрагентами, в том числе международными. Непрозрачность существующей отчетности в ряде случаев сдерживает заимствование на мировом рынке, развитие международных контактов.
Сегодня уже делаются практические шаги по переходу на МСФО. Так, есть проект, бенефициаром которого является Банк России, финансирует его ТАСИС (Европейская система консалтинговых услуг), исполнитель – «ПрайсвотерхаусКуперсАудит».
Данный проект включает в себя обучение, практическое применение МСФО на пилотной основе, разработку и введение в действие нормативных документов, перенастройку электронных средств. Цель этого проекта – создание основ инфраструктуры для перехода российской банковской системы на Международные стандарты. Участниками пилотного проекта являются 6 коммерческих банков. Через некоторое время планируется расширить количество участников до 50 банков.
Однако при переходе на Международные стандарты финансовой отчетности возникает ряд вопросов, которые требуют предварительной проработки. Прежде всего, это относится к возможности и практическому применению метода «начислений» вместо повсеместно используемого сегодня «кассового» метода бухгалтерского учета.
Согласно Положению ЦБ РФ № 39-П от 26 июня 1998 года «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками», кредитные организации имеют право осуществлять учет некоторых банковских операций, в частности, начисление процентов, «кассовым» методом или методом начислений. Однако банки практически не пользуются методом «начислений» и продолжают учитывать операции «кассовым» методом. В то же время именно метод «начислений» является основополагающим принципом, без которого невозможно использование МСФО. Применение данного метода в реальных условиях российской экономики требует дополнительного изучения некоторых вопросов. И, прежде всего, вопроса о том, как будет происходить формирование и использование прибыли. На практике потребуется реально разделять понятия бухгалтерской прибыли для составления финансовой отчетности и определения фактической налогооблагаемой прибыли. В конечном итоге речь должна идти о том, чтобы банки и другие структуры, использующие при составлении отчетности стандарты МСФО, исчисляли размер налогооблагаемой прибыли исходя из полученных (а не начисленных) доходов с учетом оплаченных расходов.
Налоговым Кодексом вводится понятие «налоговый учет», который будет существовать параллельно с бухгалтерским учетом. Минфин разработал план мероприятий по переходу предприятий и организаций на МСФО. Поэтому очень важно правильно понимать, что произойдет с банковской прибылью после внедрения МСФО, не получится ли так, что банки будут платить «живые» налоги, а прибыль получать «воздушно».
Кроме того, использование метода «начислений» должно внести изменения в методику оценки реальной стоимости активов банка, например, размер стоимости ценных бумаг уже не должен определяться по цене покупки. Аналогичные изменения должны быть внесены в методику учета доходов и расходов будущих периодов и, соответственно, в подсчет финансовых результатов. Классификация и учет кредитов по группам риска также должны будут производиться с учетом использования метода «начислений». Хотя, применение стандартов МСФО позволяет более гибко подходить к решению вопроса об отнесении выданного кредита к той или иной группе риска.
Главная опасность при внедрении МСФО заключается в том, что ускоренный и недостаточно подготовленный переход к новой системе отчетности и, в частности применение метода «начислений», может привести к значительной недооценке размеров капитала банков и предприятий, что может негативно сказаться на их состоянии.
При переходе на международные стандарты финансовой отчетности надо учитывать и другие особенности российской экономики, которые имеют существенное отношение к обсуждаемой теме. Например, низкий уровень монетизации экономики, большой объем не денежных расчетных операций. Поэтому до конца не ясно, как обеспечить принцип преобладания содержания над формой, фактически предусматриваемый МСФО, когда половина расчетов в России осуществляется безнадежно.
Другая российская особенность – большая сумма неплатежей. В странах с развитой рыночной экономикой суммы начисленных и полученных доходов практически равны. У нас же эти показателя значительно отличаются друг от друга. При переходе на МСФО банки не должны нести расходы, не получая своевременно доходов. Нельзя допустить, чтобы платежи в бюджет производились за счет собственных средств, что неизбежно отрицательно скажется на и без того сложном финансовом положении банков.
Применение МСФО предполагает не только правильное составление финансовой отчетности (баланс, данные о движении денежных средств, об остатках средств акционеров, отчет о прибылях и убытках – основные формы отчетности, приложения), но и оценки пользователями состояния банка, фирмы. В связи с этим Международные стандарты предполагают предъявление больших требований, в том числе к полезности и доступности информации. Возникает проблема разработки стандартов раскрытия информации. При этом появляются противоречия между прозрачностью и конфиденциальностью. Мировой опыт показывает, что в некоторых странах стандарты раскрытия информации подчинены требованиям, действующим в рыночной экономике (их несоблюдение влечет и материальное, и уголовное наказание).
Кроме того, информация, получаемая на основе МСФО, не может и не должна служить панацеей, оцениваться как абсолютно достоверная. Хорошо известны случаи, когда некоторые российские банки, представлявшие наряду с отчетностью по требованиям Центрального банка РФ также и аудиторское заключение, подготовленное по Международным стандартам, имели положительное заключение аудиторов. И тем не менее эти банки уже в следующем за отчетным периоде начинали испытывать серьезные финансовые проблемы, а некоторые и вовсе перестали существовать.
Как видим, существует целый ряд проблем, вызванных переходом на Международные стандарты финансовой отчетности. Они связаны как с принципиальными положениями о целесообразности и сроках перехода на МСФО, так и с отдельными деталями, о которых говорилось выше. Многие представители банковского сообщества, предприниматели ставят вопрос о том, за счет каких источников финансирования предполагается осуществить переход на международную систему финансовой отчетности. Это потребует значительных средств на подготовку кадров, методическое обеспечение, создание или приобретение новых информационных технологий и т.д.
Принципиально важным является вопрос о том, какую банковскую систему мы хотим в результате банковской реформы, одной из составных частей которой является переход на МСФО. То ли это будет отечественная, то ли смешанная (с участием иностранных банков) банковская система, или мы пойдем по пути, когда у нас будут доминировать иностранные банки, поскольку в результате поспешного перехода на МСФО может получиться так, что капитал российских банков резко уменьшится.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17