1.2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Расчеты за отгруженную покупателям продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги могут производиться наличными денежными средствами в пределах установленного лимита, полной или частичной предоплаты, безналично через счета в банках, векселями, бартером.
При отгрузке готовой продукции, товаров покупателям без полной предоплаты возникает дебиторская задолженность. По ней установлен предельный срок исполнения обязательств – четыре месяца, по истечении которой дебиторская задолженность списывается на убытки без уменьшения налогооблагаемой прибыли.
Списанная в убыток дебиторская задолженность не анализируется, а отражается за балансом в течение пяти лет для возможности взыскания с неплатежеспособного дебитора-покупателя возникшей задолженности. [13]
Для учета расчетов с покупателями используют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Этот счет является активным и имеет сальдо по дебету. На нем учитывается задолженность покупателей в пользу организации. Операции по продажи продукции покупателям отражается на данном счете следующим образом. По дебету счета указывают начисление задолженности в пользу организации с покупателей за проданный товар, а по кредиту – погашение этой задолженности. К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут быть открыты субсчета:
62-1 «Расчеты по государственным контрактам»
62-2 «Расчеты в порядке инкассо»
62-3 «Расчеты плановыми платежами»
62-4 «Векселя полученные»
62-5 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками»
На субсчете 62-1 учитываются расчеты с организациями за реализуемую продукцию в порядке выполнения государственных контрактов (договоров) на поставку продукции.
На субсчете 62-2 учитываются расчеты с покупателями при акцептной форме; на субсчете 62-3 – при расчетах в порядке плановых платежей.
На субсчете 62-4 отражаются векселя, полученные от покупателей вместо прямой оплаты за проданную продукцию.
На субсчете 62-5 учитывают расчеты с разными организациями за проданную продукцию, расчеты с населением, прочие расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и услуги.
Все расчеты организаций с покупателями строятся на основании заключаемых с ними договоров-контрактов, где указаны сроки и условия поставки, порядок оплаты и т.д. Документами по возникновению расчетных взаимоотношений с покупателями являются приемные квитанции, формы которых различны в зависимости от вида реализуемой продукции: зерно, овощи, плоды, скот и т.д. (около 20 видов). В приемных квитанциях указывается какая продукция принята и в каком количестве (в натуральной и зачетной массе), причитающаяся оплата и т.п. Приемная квитанция является основанием для записи в учетные регистры по расчетам с покупателями. [9]
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажа», 91 «Прочие доходы и расходы» на сумму, на которую предъявлены расчетные документы. Счет 62 кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на сумму поступивших платежей, включая суммы полученных авансов и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись: Д51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета») К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму погашения задолженности - и 91 «Прочие доходы и расходы» - на величину процента.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям счету, а расчетов плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику.
При таком построении аналитического учета должна обеспечиваться возможность получения данных:
- по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
- авансам полученным;
- векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- векселям, дисконтированным в банках;
- векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками по группам взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно. [13]
Учет операций по счету ведут в журнале-ордере № 11. В конце месяца в нем подсчитывают обороты по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и сверяют их с данными этого счета, отраженными в других учетных регистрах. После сверки кредитовый оборот по счету 62 переносят в главную книгу. [6]
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ НА ОАО "ОМСКИЙ БЕКОН"
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Омский бекон»
Открытое акционерное общество «Омский бекон» - признанный лидер из существующих ныне в России свиноводческих комплексов и самый крупный в стране производитель мяса свинины.
Начиналась же история «Омского бекона» в 1920 году с небольшого хозяйства, в распоряжении которого было 220 свиней, 62 коровы и 305 лошадей. Мощный толчок в развитии хозяйство получило в 70-е годы со строительством Лузинского, а затем Чунаевского свинокомплексов, репродуктивного племкомбината и селекционно-гибридного центра. Последний распространяет свое влияние на регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока. Начиная с 1995 года «Омский бекон» ведет освоение закупленной в Великобритании современной системы гибридизации, полное внедрение которой будет означать новый шаг в отечественном свиноводстве.
Экономическая интеграция «Омского бекона» с расположенным на его территории Лузинским комбикормовым заводом позволила полностью обеспечить потребности предприятия самыми дешевыми в России, сбалансированными по всем элементам питания комбикормами.
ОАО «Омский бекон» имеет также уникальную систему утилизации свиноводческих стоков, позволяющую делать удобрительные поливы сельскохозяйственных культур в летнее время на площади около 7000 гектаров с соблюдением требований охраны окружающей среды.
Продукция «Омского бекона» перерабатывается на трех мясокомбинатах Омской области, ее знают в большинстве регионов азиатской России, а также в Москве, Петербурге, Поволжье, на Урале. В настоящее время предприятие создало собственный колбасный цех мощностью 20 тонн готовых изделий в сутки, производимых на основе самых современных технологий. В Омске и промышленных центрах соседних регионов созданы сети фирменных магазинов для оптовой и розничной продажи мясопродуктов.
ОАО «Омский бекон» прилагает все усилия для успешного вхождения в рынок и ищет новые пути сотрудничества, как в вопросах реализации своей продукции, так и в проведении реконструкции материальной базы, инвестирования быстро окупаемых проектов.
Эффективность производства - это экономическая категория, отражающая широкий комплекс условий функционирования производительных сил и производственных отношений, которая показывает результативность функционирования средств, предметов труда и рабочей силы.
Каждое производственное предприятие имеет в наличии необходимые для производства ресурсы: земля, средства труда и предметы труда, трудовые ресурсы. Эффективность любого производства зависит от эффективного использования этих ресурсов.
Рассмотрим наличие и эффективность использования ресурсов в ОАО «Омский бекон».
Главным средством производства в сельском хозяйстве служит земля. Она является первой предпосылкой и естественной основой всякого производства и важнейшим условием существования человеческого общества.
Структура земельного фонда ОАО «Омский бекон» представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Состав и структура земельного фонда и сельскохозяйственных угодий.
Вид угодий
Годы
Годы
Годы
2000
2001
2002
2000
2001
2002
2000
2001
2002
Общая земельная площадь
27633
27925
31102
100,0
100,0
100,0
Х
Х
Х
Всего с./х. угодий
26454
26672
29848
95,73
95,51
95,96
100,0
100,0
100,0
Из них пашня
24141
24483
27218
Х
Х
Х
91,25
91,79
91,18
Сенокосы
726
727
790
Х
Х
Х
2,74
2,73
2,65
Пастбища
1587
1462
1840
Х
Х
Х
6,00
5,48
6,16
Пруды и водоемы
120
120
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14