Специализация — преимущественное развитие той или иной отрасли, группы взаимосвязанных отраслей, превращение их в товарные отрасли, которые определяют производственное направление хозяйства. Основным показателем, характеризующим специализацию хозяйства, является структура товарной продукции, удельный вес отдельных отраслей во всей товарной продукции.
На основании следующей таблицы 4 можно определить специализацию ОАО «Омский бекон».
Таблица 4 – Состав и структура товарной продукции, тыс. руб.
Отрасли и виды продукции
Годы
В сумме
За 3 года в % к итогу
2000
2001
2002
Продукция растениеводства:
12023
57077
32611
101711
1,96
Зерновые
9164
53884
29046
92094
1,77
Прочая
2859
3193
3565
9617
0,19
Продукция животноводства
1102757
1615912
1768687
4487356
86,39
Молоко
26086
35409
33267
94762
1,82
Мясо КРС
11331
11778
17561
40670
0,78
Свиноводство
1065332
1568554
1717466
4351352
83,77
Прочая
8
171
393
572
0,02
Продукция переработки покупного сырья
64721
191680
147268
403669
7,77
Продукция подсобных производств и промыслов
7180
10710
7033
24923
0,48
Работы и услуги
51598
30793
94120
176511
3,4
Всего по хозяйству
1238279
1906172
2049719
5194170
100.0
В целом за три последних года в структуре товарной продукции значительная доля принадлежит продукции животноводства – 86,39 %. Главной отраслью является свиноводство, так как на долю свиноводства из продукции животноводства приходится 83,77 %.
Рис. 1. – Структура товарной продукции на ОАО "Омский бекон"
Таким образом, ОАО «Омский бекон» является свиноводческим хозяйством по выращиванию свиней до беконной кондиции. В отрасли растениеводства, главным образом значительная доля принадлежит зерновым, которые необходимы для производства кормов.
Об успешной производственной деятельности любого хозяйства в целом можно судить по результатам производственно – финансовой деятельности. Основными показателями, характеризующими результативность хозяйственной деятельности предприятия является прибыль, рентабельность и себестоимость произведенной и реализованной продукции.
Рентабельность является одним из основных показателей эффективности работы предприятия. Рентабельность показывает эффективность производства с точки зрения получения прибыли на единицу материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции позволяет определить, какие виды продукции наиболее выгодно производить в хозяйстве, где заложены наибольшие резервы повышения эффективности общественного производства. Чем выше рентабельность производства, тем больше возможностей осуществлять ускоренными темпами интенсификацию, обновление, научно – технический прогресс и материальное положение работников, улучшение их благосостояния.
Теперь рассмотрим уровень рентабельности основных видов продукции ОАО "Омский бекон" ( Приложение А).
В целом в хозяйстве в 2002 году получено прибыли от реализации продукции 551269 тыс. руб., в том числе от отрасли свиноводства - 554564 тыс. руб.
За три последних года в ОАО «Омский бекон» наблюдается увеличение рентабельности с 24,17 % до 36,79 %. Высоко рентабельным считается животноводство, рентабельность которого увеличивается с 26,4 % до 45,72 %. Растениеводство на ОАО «Омский бекон» за 2002 год является убыточным. Высоко рентабельным стало выращивание свиней – 47,69 %, а убыточным - выращивание зерновых культур.
В целом, ОАО «Омский бекон» - это крупный свиноводческий комплекс, который успешно функционирует в рыночных условиях.
2.2 Анализ взаимоотношений организации с поставщиками и покупателями
Все организации в процессе своей деятельности постоянно вступают в отношения с другими организациями. Эти отношения называют хозяйственными связями организации. Хозяйственные связи – это необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которых одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другая – их покупателем, а значит и плательщиком.
ОАО «Омский бекон» также постоянно вступает во взаимоотношения с поставщиками и покупателями.
Взаимоотношения организации строятся в следующих направлениях:
1. Поставщики, которые снабжают организацию сырьем, для кормления свиней. Корма – исходное сырье для производства всех видов продукции животноводства. Главная цель – бесперебойное снабжение животных сбалансированными кормами для увеличения высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств, обеспечение кормового баланса через качественные и дешевые кормовые компоненты. Для производства кормов используются следующие виды сырья: зерновые (ячмень, пшеница, рожь, овес), мучнистые (отруби), минеральные (соль, фосфат, мел), белковые (рыбная мука), соевые, подсолнечный шрот и жмых, премиксы, белково-витаминные добавки и другие виды сырья. Основными поставщиками зернового сырья являются зерноводческие хозяйства Омской области, минерального, белкового и других видов сырья – различные перерабатывающие предприятия Омской области и других регионов России (Например, Алтайский и Краснодарский края). На территории хозяйства расположен Лузинский комбикормовый завод, который реализует ОАО «Омский бекон» комбикорма.
2. Поставщики других материалов – топлива, ГСМ, запчастей, оборудования, спецодежды, продуктов питания (хлеба, хлебобулочных изделий, молока, молочных продуктов и т.д.), канцелярских товаров, а также подрядчики, выполняющие для предприятия работы (строительные, монтажные, ремонтные) и оказывающие услуги (транспортные, услуги связи, электроснабжение, водоснабжение).
При приобретении ОАО «Омский бекон» у поставщиков различных товарно-материальных ценностей между организацией и поставщиком заключается договор купли-продажи, в котором указывается следующее (Приложение Б):
1. Номер договора и дата составления.
2. Наименование покупателя и продавца.
3. Предмет договора – указывается наименование продукции, поставляемой поставщиком.
4. Качество товара. Качество должно соответствовать требованием ГОСТа, качество должно быть подтверждено сертификатом качества, происхождение, гарантийности, безопасности, ветеринарным свидетельством и результатами анализа на токсичность. Если товар не соответствует ГОСТу, то покупатель вправе отказаться от оплаты и приема товара и ответственности за отказ от приема товара не несет.
5. Цена товара и базис поставки. В этом пункте оговаривается цена за единицу продукции и общая сумма договора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14