Анализ внешней среды транспортной отрасли Хабаровского края
Содержание
1. Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского края. 5
3. Анализ среды прямого воздействия. 11
3.1. Анализ продавцов и покупателей. 11
3.2. Анализ конкуренции в отрасли. 13
3.3. Анализ привлекательности рынка. 17
4. Анализ среды косвенного воздействия. 20
4.1. Анализ технологии в отрасли. 20
4.2. Анализ политических факторов. 24
4.3. Анализ экономического состояния Хабаровского края. 27
4.4. Анализ социально- культурной среды.. 28
Введение
Транспорт является одной из экономических подсистем народного хозяйства. Он служит материальной базой производственных связей между отдельными странами и регионами мира для обмена товарами, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшую реализацию территориального разделения труда.
Роль различных видов транспорта обусловлена не только интенсивным развитием торгово-экономических отношений между странами, увеличением объемов внешнеторговых и транзитных перевозок, техническим уровнем транспортной системы и качеством предоставленных услуг, но и состоянием мировой экономической конъюнктуры, изменением цен на основные виды экспортно-импортной продукции и повышением жизненного уровня населения. В конце XX-начале XXI в. начался новый этап развития мировых хозяйственных связей, широкомасштабный рост объема межконтинентальных перевозок. Появились новые международные союзы, общие рынки, содружества и сообщества: Европейский союз, Северо-Американское соглашение о свободной торговле трех стран - США, Канады и Мексики (НАФТА), содружество Азиатско-Тихоокеанского региона из 35 стран, ассоциация государств Юго-Восточной Азии из 17 стран, содружество из 12 стран СНГ и др. В результате объем международных перевозок по внешнеторговому показателю за последние 25 лет удвоился и достиг 50% совокупного грузооборота (ввоз, вывоз и транзит) практически в каждой стране с развитой рыночной экономикой.
Транспортный комплекс Хабаровского края в 2003-2004 годах работал стабильно, уверенно, и самое главное, удалось сохранить весь транспорт, обеспечивающий перевозку льготных пассажиров по сему краю. В сравнении с другими крупными городами, где многие муниципалитеты уже не в состоянии содержать социально важный транспорт и его количество резко сокращается, Хабаровский край выглядит на голову выше.
В то же время ряд пассажирских транспортных предприятий края сегодня стоит перед лицом серьезных проблем. Финансовое состояние отрасли по-прежнему остается сложным. Дефицит средств на эксплуатацию муниципального транспорта в 2003 году составил свыше 300 миллионов рублей. Причиной является неполное возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот по федеральным законам. 55 процентов пассажиров пользуются правом на бесплатный проезд. К критическому состоянию пассажирского комплекса приводит значительный рост цен на энергоносители, ГСМ, запчасти.
В связи с этим анализ системы менеджмента транспортной отрасли Хабаровского края выступает как весьма актуальное направление исследования в современной экономике. Именно данным вопросам посвящена курсовая работа.
Цель курсовой работы - анализ внешней среды транспортной отрасли Хабаровского края, изучение транспортной системы региона. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) дать общую характеристику транспортной отрасли Хабаровского края
2) провести анализ внешней среды
3) провести анализ среды прямого воздействия (анализ потребителей, конкурентов, поставщиков, привлекательности рынка)
4) провести анализ косвенного воздействия (технологии в отрасли, политических факторов, экономического состояния региона, социально- культурной среды
1. Общая характеристика транспортной отрасли Хабаровского края
В зависимости от вида, транспорт различают: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему Хабаровского края. По занимаемому транспортно - географическому положению каждый из регионов России может быть отнесен к определенной группе пограничных, столичных, центральных, внутренних, периферийных, тупиковых, "пустых" регионов.
Географическое положение Хабаровского края как одного из периферийных районов обусловило развитие специфического транспортного комплекса, который представлен в настоящее время исключительно автомобильным транспортом с соответствующей инфрастуктурой. Этот вид транспорта в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Настоящее связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. Поэтому хозяйствам региона с большими расстояниями между поставщиками и потребителями всех видов продукции и материалов характерна высокая доля транспортных затрат. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от "двери к двери" без дополнительных затрат и др.на перегрузку, [4, 7 и др.].
В таблице 1 отражена динамика пассажироперевозок различным видами транспорта в Хабаровском крае.
Таблица 1
Пассажирооборот по видам транспорта в междугородном и международном сообщении в 1999-2003 годах в Хабаровском крае
№ |
Виды транспорта |
ПАССАЖИРООБОРОТ (млрд.пасс.км) |
Удельный вес по видам транспорта (%) |
||||||||
п/п |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(дальнее сообщение) |
180,20 |
140,40 |
114,30 |
102,70 |
93,60 |
61,2 |
58,5 |
54,4 |
55,4 |
54,7 |
2 |
ВОЗДУШНЫЙ |
83,20 |
72,30 |
72,70 |
64,50 |
61,50 |
28,2 |
30,1 |
34,2 |
34,8 |
35,9 |
3 |
АВТОБУСНЫЙ |
29,70 |
26,40 |
23,00 |
17,50 |
15,40 |
10,1 |
11,0 |
11,0 |
9,4 |
9,0 |
4 |
МОРСКОЙ |
0,20 |
0,20 |
0,17 |
0,04 |
0,02 |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
- |
5 |
РЕЧНОЙ |
1,20 |
0,80 |
0,80 |
0,70 |
0,60 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
|
ИТОГО |
294,50 |
240,10 |
210,97 |
185,44 |
171,12 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |