В то же время у многих авиакомпаний Хабаровского края нет денег на то, чтобы получить свои самолеты после ремонта. В конце 2003 года на авиаремонтных заводах стояли 50 самолетов и 80 вертолетов. Они были отремонтированы, но не выкуплены: общий долг авиаремонтникам тогда составил 12 миллиардов рублей.
Выбор в пользу покупки самолетов отечественного производства, цены на которые постоянно растут и уже приближаются к ценам западных самолетов, либо приобретение в лизинг самолетов западного производства остается основополагающим при формировании нового парка.
Основным требованием к новому самолету в настоящее время остается высокая топливная экономичность, поскольку она позволяет существенно снизить затраты на авиатопливо как в абсолютном, так и в относительном измерении. Следующим важнейшим требованием является надежность и безопасность, ресурс и эффективность методов и средств контроля состояния техники в эксплуатации, ведь этот комплекс характеристик определяет возможность достижения высокого уровня оборачиваемости капитальных вложений и предотвращения потенциальных потерь от авиапроисшествий и инцидентов.
Важнейшим условием является создание системы послепродажной поддержки заводом-изготовителем авиакомпаний, включая обучение экипажей и технического персонала, оснащение баз технического обслуживания необходимым оборудованием, бесперебойное снабжение запчастями и, конечно, приемлемая цена и условия оплаты.
Многие авиакомпании Хабаровского края остались без финансовых возможностей на приобретение новых авиалайнеров. Да и кто приобрел самолеты отечественного производства, не довольны результатами их эксплуатации.
Стоимости некоторых самолетов представлены в табл. 4
Таблица 4
Остаточная стоимость некоторых типов самолетов Хабаровских предприятий (в млн. долларов США)
Тип самолета |
Год выпуска |
1996г. |
2001г. |
2006г. |
2011г. |
А-320-200 |
1992 |
33,1 |
28,4 |
24,5 |
20,8 |
Б-727-200 |
1978 |
2,5 |
1,8 |
1,3 |
0,6 |
Б-737-300 |
1990 |
23,9 |
18,0 |
15,4 |
12,4 |
Б-747-400 |
1993 |
111,2 |
104,5 |
90,3 |
76,9 |
Б-767-300 |
1993 |
70,6 |
68,9 |
60,3 |
50,9 |
МД-11 |
1993 |
85,1 |
77,7 |
67,0 |
56,9 |
4.2. Анализ политических факторов
К государственно-политическим факторам относятся: общее состояние внешнеполитической обстановки в мире, уровень стабильности политической обстановки в отдельных странах и группах стран, характер взаимоотношений между государствами, осуществляющими воздушные сообщения, а также отношение к ним третьих стран, через территорию которых производятся международные полеты, государственные интересы стран, участвующих в международных воздушных сообщениях, политика государств в области международного воздушного транспорта, национальная политика отдельных государств в области развития внешних связей: внешней торговли, культурного, научного и спортивного обмена, международного туризма и т.д., международная и государственная система регулирования воздушного транспорта и др. Все эти государственно-политические факторы должны учитываться при изучении конъюнктуры рынка международных воздушных перевозок, так как они имеют непосредственную связь с состоянием мировой экономики в целом.
Примерами факторов, влияющих на отрасль авиационного транспорта в Хабаровском крае являются[11, 12 и др.]:
1. Совокупный спрос - совокупные расходы на транспортные услуги края.
2. Инфляция - повышение общего уровня цен.
3. Сбережения - часть совокупного дохода, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем.
4. Потребление - совокупность приобретаемых потребителями транспортных услуг.
5. Государственные заказы - совокупность приобретаемых краем транспортных услуг.
6. Безработица - явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу.
7. Предложение денег - совокупный объем денежной массы, находящейся в обращении.
8. Государственные трансфертные платежи - безвозмездные выплаты гражданам, например, по социальному обеспечению.
9. Государственные расходы - совокупные расходы по бюджету Хабаровского края .
10. Государственные доходы - совокупные доходы по бюджету Хабаровского края.
11. Дефицит государственного бюджета - превышение государственными расходами величины бюджетных поступлений.
12. Налоги - платежи, взимаемые с физических и юридических лиц Хабаровского края в обязательном порядке.
13. Налоги - платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц Хабаровского края в обязательном порядке.
14. Ставка процента - цена использования сберегаемых на будущее ресурсов.
Далее представим анализ политической ситуации в хабаровском крае.
Анализ выборов последних лет в Хабаровском крае приводит к единственному и неутешительному выводу: возможность проведения честных демократических выборов в Хабаровском крае сведена на нет.
Главная причина заключена в откровенной диктатуре одной ветви власти в Хабаровском крае – исполнительной. Не заинтересованная в появлении самостоятельных независимых профессиональных ветвей власти и выборных муниципальных руководителей, администрация края в выборных компаниях использует всю мощь и аппарат исполнительной власти для проведения выборов в пользу заранее намеченного и удобного «управляемого» кандидата. Происходит это с грубейшими нарушениями законов, которые никак не контролируются и не пресекаются избирательными комиссиями и правоохранительными органами (прокуратура, суды). Средства массовой информации края за редким исключением подконтрольны администрации и создают явно неравные условия другим кандидатам.
Сложившаяся система «выборов» в Хабаровском крае до боли напоминает выборы социалистического «застоя», когда голосовали практически за одного кандидата, а результат в 99,9% в пользу кандидата нерушимого блока коммунистов и беспартийных в недавнем нашем тоталитарном прошлом был абсолютной и непреложной нормой.
Любая авторитарная недемократическая власть мечтает о таких «выборах». И эти мечты наша краевая исполнительная власть почти реализовала на состоявшихся выборах последних лет (мэрских, губернаторских, депутатских любых уровней), преодолев немало трудностей. Сначала потребовалось сделать так, чтобы результаты выборов как можно меньше зависели от непредсказуемого и бедствующего в большинстве своём электората (ведь партийная дисциплина приказала долго жить). Для этого краевая Дума прошлого созыва приняла избирательные законы, которыми нейтрализовалась такая простая и доступная для не имеющих серьёзного опыта демократических выборов избирателей форма протеста, как неявка на выборы. Если бы на выборы мэра 24 сентября и выборы губернатора 10 декабря 2000 года пришли лишь три человека выборы всё равно бы состоялись. Но один и очень существенный «недостаток» в избирательном законе края по недомыслию менеджеров и режиссёров выборного фарса все-таки сохранился: выборы не могут состояться в отсутствии альтернативы кандидату партии власти. Эта возможность на выборах губернатора едва не реализовалась и вызвала настоящую панику у главных действующих лиц, которые тут же предложили рецепты, исключающие в дальнейшем подобные волнения.
Подперевшись необходимой правовой базой, в дальнейшем власть действует по рецептам советского прошлого. Создаются «Блоки губернатора», вслух и громко называются имена угодных кандидатов, дав понять реальным претендентам на выборные посты о тщетности их усилий победить в этих управляемых «выборах» и отпугнув потенциальных спонсоров от финансовой поддержки неугодных власти претендентов. Подручные СМИ привычно и беззастенчиво с нарушением действующих избирательных законов «раскручивают» предложенные кандидатуры. В результате формируются безголосые карманные органы представительной власти. Случается, что заседания Законодательной Думы Хабаровского края нового прогубернаторского созыва проходят на ура в течении 15-20 минут при наличии в повестке 30-40 вопросов.
В выборных делах наступило время «заморозков». Вопрос лишь в том, как долго они продлятся и не «вымерзнут» ли те хрупкие ростки гражданского общества, которые взошли и выросли в стране за эти годы и как долго обездоленная и преобладающая часть нашего общества окажется способной терпеть своё униженное и жалкое существование
4.3. Анализ экономического состояния Хабаровского края
Макроэкономические факторы - это: общее состояние мировой экономики, объем внешней торговли и ее динамика, состояние валютного рынка, платежного и торгового баланса, энергетические проблемы и уровень цен на авиационное топливо, уровень банковских ставок и условия кредитования, валовый национальный продукт и темпы роста производительности труда, состояние общехозяйственной конъюнктуры, уровень экономического развития стран и регионов, финансовое положение авиакомпаний, характер конкурентной борьбы и степень монополизации рынков. Важную роль в состоянии макроэкономики играют циклические кризисы капиталистической экономики, а также носящие регулярный характер отраслевые или так называемые частичные кризисы, которые оказывают глубокое воздействие на экономику не только воздушного транспорта, но и смежных с ним отраслей капиталистического хозяйства и таким образом – на динамику конъюнктуры мирового рынка воздушных перевозок. Так, например, частичные кризисы середины и конца 70-х годов одновременно охватили целый ряд отраслей капиталистической экономики: судостроение, черную и цветную металлургию, самолетостроение и др. Разразившийся топливно-энергетический кризис больше всего ударил по воздушному транспорту: цены на авиационное топливо подскочили вдвое и стали составлять свыше 30% всех эксплуатационных расходов. Поэтому при планировании и организации рыночной коммерческой деятельности авиакомпания должна учитывать как современное состояние макроэкономики, так и тенденции развития отдельных ее сфер.