Астральные культы Причерноморья

Астральные культы Причерноморья

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



КАФЕДРА ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ




Дипломная работа на тему:


Астральные культы в Причерноморье.







                                                                     Выполнил

                                                                             исторического факультета

                                                        V курса гр.

                                                        





Магнитогорск, 2006


                                   ОГЛАВЛЕНИЕ

 Введение----------------------------------------------------------- 3

 Глава Ι.   Космогонические идеи в астральных культах

 Причерноморья и их истоки. --------------------------------14

 Глава ΙΙ Астральные культы на территории

 Причерноморья ------------------------------------------------ 26    

 1.Культы астральных божеств                                           

  § 1 Культ Аполлона

  § 2 Культ Афродиты

  § 3 Культ бога Митры

  § 4 Культ Мена

  § 5 Культ богини Ма

 2. Святилища астральных  божеств.-----------------------------------74

 § 1 Святилище Аполлона

 § 2 Святилище Афродиты

 § 3 Святилище Митры

 § 4 Святилище Мена

 § 5 Святилище богини Ма

      3.  Характер астральной символики в мелкой пластике.---------- 81

Заключение. -------------------------------------------------------88

Список литературы-----------------------------------------------92

Приложение.

Введение.


Актуальность исследования. Духовные аспекты культуры  являются такими же важными для понимания   человеческого опыта в целом, как и материальная культура.  Современное Российское многокультурное общество, как часть всего человечества, нуждается в знании разнообразных концепций мировосприятия.

Поскольку религиозно – духовные общности  играют заметную роль в функционировании государств, постольку,  знание и понимание путей формирования религий способствует лучшей социально- психологической адаптации личности в быстро меняющейся среде, построению картины личного мировоззрения и духовному росту, а также способствует воспитанию чувства национальной и родовой принадлежности. Помогает ориентироваться в  современном многообразии культурно – духовного пространства, борьбе за обладание ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Исследование астральных культов в Причерноморье позволит глубже понять специфику общественной и духовной жизни жителей данного региона. При этом необходимо учесть, что из-за скудности сведений античных авторов о жизни Причерноморья исследование астральных культов приобретает совершенно исключительное значение.

Географические рамки исследования: Северное, Западное и Восточное побережье Чёрного моря, а именно – Понт, Боспорское царство, со столицей в Пантикопее, Херсонес, Фанагория,а также Ольвия и Горгиппия, Танаис и побережье Малой Азии.

   Хронологические рамки: для исследования взят период с VІІ века до    н.э. по ІV век н.э.

Состояние разработанности проблемы. В современной науке археологические данные помогают ответить лишь на некоторые вопросы о происхождении и сущности религии древних народов в целом, и проявлений местных культов и ритуалов, в частности.

Результат любой научной работы предполагает практическую пользу, в какую бы форму она не вылилась. Популяризация исторических исследований астральных культов, в процессе подготовки преподавателей истории для общеобразовательных школ – одно из средств, в период всеобщей глобализации, сохранять и развивать свою неповторимость и целостность народной культуры. Люди  адаптируются к окружающей их среде через материальные аспекты жизни и духовные параметры. Образование, в том числе историческое, может помочь в формировании  и развитии мировоззрения современного человека. Это положение особенно актуально на данный момент, т.к.    и в современной духовно – культурной среде нередки случаи, когда, опираясь на религиозные традиции прошлого, человек лесурсами.в ( граударств ( гражья является частью культуры античного мира, но в то же время испытала на себестановиться приверженцем «догматов», пополняет ряды людей формально относящихся к жизненному процессу, формально выполняющих свои социальные и семейные роли, чувствующих и думающих по предписанным правилам.

Наслоение культур в Северном Причерноморье от второй половины 7 в. до н.э. до 4 в. н.э.   позволяет наиболее ярко проследить традиции культурной преемственности и развития религий. Как в процессе существования и развития, в  Астральные культы Причерноморья вносились социально – необходимые черты, которые в свою очередь обратно влияли на характер верований.

 Наиболее ярко представить и  переосмыслить культурно – историческое наследие в сравнении с современной духовно - культурной средой помогает культурологический подход к историческому исследованию. Аспект объективности при этом вносит нумезматический материал, который не позволяет потеряться в многочисленных догадках и гипотезах, а говорит языком археологической неумолимости.

 Культура  Северного Причерноморья является частью культуры античного мира, но её особенность  в смешении и взаимовлиянии культур местных народов. Астральные культы отражают глобальные вопросы мироздания. Исследование  астральных культов, определение их места в прошлом и настоящем требует рационального переосмысления всего исторического контекста. Подобные попытки предпринимались уже античными философами.

Так, Софисты, стоики видели в астральных культах персонификацию  функций богов. Эпикурейцы считали астральные культы откровенной поддержкой жрецов и правителей, Платону была ближе философско-символическая сторона культов. Эвгемерическое  толкование предполагало обожествление исторических деятелей. Далее, в эпоху Возрождения, астральные культы как часть  мифологии, интерпретировались как выражение чувств и страстей человека в «морально – поэтических аллегориях» [1]

Историография.

Истории Причерноморья, посвящены, большое количество публикаций как общих, так и частных, посвящённых отдельным божествам, периодам и странам. При этом стоит отметить, что очень мало обзорной литературы, посвященной общей истории развития астральных культов всего Причерноморья.

Античные географы и историки оставили описания существования астральных культов на территории Причерноморья. Это «История» Геродота, перипл Псевдо – Скилака, периэгесса Псевдо-Скимна, «География» Страбона, «Естественная история» Плиния Старшего, «Описание населённой земли Дионисия, «Географическое руководство» Клавдия Птолемея, «Библиотека» Аполлодора, перипл Арриана.  Известно, что Арриан был жрецом Деметры и Персефоны, сочетая эту культовую деятельность с высокими должностными чинами, а также с занятиями философией, риторикой, военным делом и литературой.

В 18 веке важное место в изучении  астральных культов занимают исследования Дж. Вико. Версия «божественной поэзии» и своеобразие форм мышления. Эта философия примечательна тем, что в зачаточном состоянии содержит почти все направления в изучении мифологии.

  Деятели французского Просвещения рассматривали культы как систему обмана и суеверие (Б. Фонтенель, Вольтер, Д.Дидро, Ш. Монтескьё и др.) Такой взгляд с позиций современности представляется   прагматичным и больше характеризует состояние сознания самих авторов подобной идеи, как очень «обмирщённое», направленное на государственно-политические аспекты бытия. Напротив, эстетическую сторону культов подчёркивали Ф.В. Шеллинг и  И.Г.Гердер.

          Интересны лингвистическая концепция (А.Кун, В.Шварц, В.Манхардт, М.Мюллер, в России – Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, А.А.Потебня и др.) и эволюционистская школа (Э.Тайлор, Э.Лэнг, Г.Спенсер и др.) второй половины 19 века. В первом случае интересен опыт использования научного  сравнительно – исторического индоевропейского языкознания и отношение к богам как к солярным символам. В антропологической школе исследования велись по средствам сравнительной этнографии архаических племён с цивилизованным человечеством. Возникновение культов, однако, сводилось к чисто рациональным логическим размышлениям.

        Выходец из этнической школы Дж. Дж.Фрейзер видел в культах древнейшую универсальную форму мировоззрения, часть отмирающего магического ритуала.



                  Дальнейшие исследования  астральных культов в двадцатом веке выдвигают социальную и индивидуально – психологическую идеи.  Западных учёных интересует специфика мифологического мышления. Интересны исследования в этой области французского этнолога Леви – Брюля. Символическую теорию  разработал немецкий философ Э.Кассирер, рассматривая культы как автономную систему наряду с искусством и языком. Такой взгляд представляется искусственно отделённым от других областей познания действительности и самой окружающей действительности.

       Некоторые специалисты в области античности считали, что культы вообще не имеют познавательной цели, а являются совпадением общей идеи и чувственного образа. На настоящий момент такой взгляд представляется иррационально – односторонним.

 Структурно – антропологическая теория  французского этнолога К. Леви – Стросса легла в основу исследований лингвистов – структуралистов В.В. Иванова и В. Н. Торопова. Учёные используют опыт мифологической фольклористики и анализ бинарных оппозиций.

Академик В.Н. Дёмин и академик  В.М.  Кандыба выдвигают гипотезу полярного происхождения астральных культов, опираясь на общий генезис языков и этносов. Эта теория требует системного анализа, сопоставления результатов археологических экспедиций и представляется слишком спорной и сложной для дипломного сочинения.

Столетие назад русский учёный Латышев описал общее развитие греческих культов. В простом и интересном по форме изложении Латышев дал характеристику культов, описал алтари, жертвенники и храмы. Несмотря на вековой перерыв, эти работы представляют научный интерес и служат хорошим источником информации.

Большой вклад в изучение истории Причерноморья в целом и астральных культов в частности внесли советские археологи и историки.

 В  30 - 50-е годы начались систематические раскопки центров Северного Причерноморья: Боспора, Херсонеса Таврического, Ольвии. С середины 30-х годов развернулись работы крупных археологических экспедиций под руководством В Д. Блаватского и В. Ф. Гайдукевича в районе Пантикапея, М. М. Кобылиной — в Фанагории, Г. Д. Белова и С. Ф. Стрежелецкого — в Херсонесе, Л. М. Славина — в Ольвии, в результате которых в научный оборот вошел обширный археологический материал, пополнивший и знания об астральных культах Причерноморья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать