Представляет интерес то, что посвящения Митре известны как на греческом, так и на латинском языках. Среди имён митраистов присутствуют как италийские, так и греческие, в частности малоазийские. Почитание Митры фракийцами доказывают памятники бога с Фракийским всадником.
В митраистических памятниках сложной проблемой является датировка, т.к. они однотипны на большой территории в течение долгого времени. Самое раннее упоминание о культе Митры в Нижней Мезии и Фракии относятся к концу первого, началу второго века, к нему относятся «скульптурные памятники с рельефными сценами на высокой подставке». Они считаются переходным типом от скульптуры к рельефу. Считается, что сначало появились рельефы с нижним регистром, а в период расцвета культа Митры – рельефы с нижним и верхним регистром в конце второго – начале третьего века.
Несмотря на небольшое количество эпиграфического, иконографического и исторического материала сделана попытка датировки памятников Нижней Мезии и Фракии. Из сопоставления всех данных был сделан вывод о том, что культ Митры появился, прежде всего в Нижней Мезии с появлением римских войск.
Во Фракии носителями культа являлись торговцы и ремесленники, рабы и вольноотпущенные. В данных памятниках отмечена более развитая композиция рельефа и более глубокое толкование сюжета. Из чего можно сделать вывод, что во Фракии культ воспринимался с более глубоким внутренним содержанием, где Митра воспринимается как мессия и демиург и сливается с фракийским всадником, создателем природы и жизни, напротив, в Нижней Мезии - выступает как непобедимый божественный воин. Это явление относится к переходу между 2 и 3 вв. и к началу третьего века. Более поздние памятники культа отсутствуют.
Усиление варварских нашествий во второй половине 3-го века, а также активное распространение христианства привели к исчезновению культа Митры во Фракии и Нижней Мезии в конце 3-го века.
Впоследствии, в религиозной сфере, учёные называют Митру самым серьёзным конкурентом Христа. В культе Митры была предпринята наиболее удачная попытка организации на основе эллинистических религий монотеистической религии, которая удовлетворяла бы потребности духовной чистоты, нравственной дисциплины, присутствие мистического таинства – всего того, чего уже не было в человекоподобных и понятных эллинских богах.
В культе Митры соединились элементы мистерии орфических и пифагорийских тайнодействий с формами персидских культов солнца и света.
В религии Митры господствовали космические начала, но отсутствовало женское божественное начало с комплексом женских чувств, переживаний, присущих всем людям; митраизм мало, что давал в плане эмоциональной жизни и не выдержал в этом плане, «конкуренции» следующей монотеистической религии.
§ 4 Культ бога Мена.
В Причерноморье как известно, помимо культа Солнца, существовал и культ Луны. Символом бога Мена являлся серп Луны. Иногда этот символ бога Мена сочетался в надписях со львом – символом матери богов. Мен часто изображался рядом с такими божествами, как Аполлон, Арес, Артемида и др.
На медном Оболе из Пантикапея на аверсе видим голову Мена, на реверсе – фигуру Диониса с Тирсом. А.Н. Зограф писал, что этот обол относится к той категории монет, которые были в денежном обращении Понта и Пофлагонии, очевидно, к выпуску наместников Митридата. В эллинистический период Мен изображался в хитоне и гиматии, во фригийской шапочке, с юным лицом, обрамлённым волнистыми волосами, за плечами месяц. На посвятительной плите из Пафгонии, Мен представлен в виде юноши, сидящего на петухе. На нём - высоко подпоясанный хитон, с плеча спускается плащ, перед ним стол с приношениями .
Образ Мена в виде юноши в хитоне и гиматии с серпом Луны за плечами, удалось найти только на светильнике 2 в.н.э. из Херсонеса.
В Пантикапее в могиле на горе Митридат найдена голова Мена в виде маски с двумя отверстиями для подвешивания или крепления. Мен – во фригийской шапочке с улыбающимся детским лицом.
Самыми ранними статуэтками этого типа являются статуэтки Мена, найденные при раскопках мастерской Коропласта 1в. до н.э. на горе Митридат в 1949г., но большинство из них относятся к 1в. Н.э. и почти все происходят из Пантикапея: одна найдена в Кепах, одна – в Михайловке.
К более позднему времени относится статуэтка Мена – Аттиса в Керченском музее. Несмотря на схематичность исполнения, можно сказать, что это бог Мен. Он одет в кафтан и шаровары, на голове – много надписей – без упоминания бога Мена, но с одним только его символом – перевёрнутым полумесяцем у него за плечами. Чрезвычайно характерна в этом плане вотивная стела с акротерием МАМА, 6, № 248 (размер сохранившегося фрагмента 0,32 на 0,42), которая была найдена в Хазанское (район Акмонеи). В центре Стелы – бюст Мена крупным планом с перевёрнутым полумесяцем за плечами и в фригийском колпаке слева, в акротерии, мелким планом бюст Аполлона с лучами вокруг головы и без головного убора, справа мелким планом бюст Мена, также с перевёрнутым полумесяцем за плечами и в таком же фригийском колпаке, как и Мен в центре памятника[60] Рельеф интересен по 2 причинам: во-первых, указанием на центральное место бога Мена, фригийского божества, на памятнике; во-вторых – изображение мелким планом Аполлона, который не отождествлялся с Меном.
В сельских районах Малой Азии произошло взаимное влияние Мена и божества, распространённого в восточной Фригии – Тиоса, по произношению напоминавшего Аттиса. У трёх божеств Аттиса, Тиоса и Мена были общие символы: обоюдоострая секира и серп Луны. Мен, из этих трёх божеств был наиболее популярен в районах Малой Азии и являлся покровителем деревень, подобно матери богов, и также имел локальные этниконы. В 89 г. н.э. в честь Мена был воздвигнут храм вольноотпущенниками Сергия Павла в благодарность за хороший урожай. В многочисленных надписях Мен выступает как хранитель и покровитель общины. Эпитеты Мена в Меонии: Кула, Горда, Сарды, Аттуда, Ниса.
Некоторые из этих эпитетов связаны с культом, другие – чисто локальные – этниконы деревень, покровителем которых являлся Мен.
Культ Мена постоянно сочетался с культами других божеств. На стеле, найденной в Пизе, Мен изображён в образе мужчины с копьём или жезлом в правой руке и каким-то круглым предметом в левой. На голове – серп Луны с перевёрнутыми рогами. Он облачён в тунику,[61] опоясанную по талии. Этот Мен был покровителем деревни Плуристры. В этой же деревне был найден памятник Дионису, что косвенно подтверждает синкретизм культов в Малой Азии.
§ 5 Культ богини Ма.
«Для античной религии характерно довольно раннее проникновение в неё культа восточных богов. Уже в 3 в. до н.э., во время войны с Ганнибалом, в Риме был учреждён культ Великой матери богов, почитаемых в Малой Азии под именем Реи и Кибелы. В Пантикапее также к 3 в. до н.э. относятся надписи с упоминанием этой богини. При Сулле в Риме стал праздноваться культ малоазийской богини Ма, слившийся с Белоной – богиней войны»[62]
Для культа женского божества в Комане характерен синкретизм, свойственный всей религиозной жизни Понтийского царства. Культ богини Ма тесно переплетается с культом Анаит (Анахиты), которая отождествлялась у греков с Артемидой Таврополой. Многие обряды в обоих культах тождественны, например торжественное заклание быка и священные празднества – тавроболии.[63]
Известно, что символом Анахиты была Луна и для Артемиды характерна символика Луны и Солнца. Религиозные представления греков сравнивали умерших женщин с Луной, на памятниках культа умерших изображали в сопровождении Луны и Солнца. Например, в каппадокийском культе Ма прослеживаются черты подземной богини Беллоны. На монетах Команы вместе с Солнем есть и два полумесяца. Звезда-Солнце и полумесяц сопутствуют также обрядам Кибелы и Аттиса. Например, серебряная пластина из Ай-Ханум с Кибелой на колеснице, Гелиосом и солярно-лунарными знаками на небе.
Звезда (Солнце) является атрибутом верховного бога иранской религии Ахура – Мазды – покровителя династии Ахаменидов, а богиня Анахита входила в официальный пантеон Ахаменидов, поэтому солярные символы вероятно относятся и к ней. [64]Восьмилучевая звезда-Солнце и полумесяцы могут считаться атрибутами богини Ма и фигурировать на её монетах.Цветок – универсальный символ богинь плодородия Коры-Персифоны, Деметры, Афродиты, Артемиды, Исиды и атрибут элевсинских мистерий. Кора-Персифона часто изображалась с цветком или бутоном, богиня близкая Беллоне могла восприниматься как одна из ипостасей Ма-Энио. На монетах Команы – цветок. Культ Ма-Энио с чертами Кибелы и греческих богинь часто включает в себя мужской паредр этой богини. В образе Ма-Энио воспринимали и Персефону.
Интересны этиологические исследования имени богини. Сравнивается скифо-сарматское ма - "Солнце; солнечный; солнцестояние; огонь; погребальный костер"
Второй сегмент читается как [Dh]mhtr (Ibid.). [Dh]mhtr[i] – читается как "Деметре" (ср. древнегреческое Dhmhthr - "Деметра"). Очевидно, что исследуемый текст посвящен древнегреческой богине плодородия Деметре. В свете полученных данных, начало текста может быть восстановлено как [Ra]dama[is], т.е. в форме имени местной богини - Рада Ма(й). Таким образом, надпись начинается словами: "(Этот текст посвящен богине с именами) Рада Ма(й), Деметра". Принимая во внимание несколько боспорских древнегреческих текстов (КБН N 1112, 1255, 1256), восстанавливаю буквы «iae... как [d]ia e [pimeleias] (e[pimelhtwn]) - "попечением такого-то". Затем две буквы, которые следуют за именем Деметры, могут быть прочитаны как [gh], ср. древнегреческое gh - "земля" (в именительном и дательном падежах). Итак, можно перевести эту надпись следующим образом: "(Этот текст посвящен богине с именами) Рада Ма(й), Деметра, (земле). (Эта стела установлена) попечением (имя/имена)».[65]
Предполагается, что бог Агни являлся мужской ипостасью верховного божества огня, а богиня Ма (Табити, Ага, Рада/Рата) являлась женской ипостасью этого же самого божества.
Нож и меч являются атрибутами богини Солнца. Скифо-сарматское б- (бе) - "удар; топор; размножение; род" - это эпитет скифо-сарматских божеств: бога-громовержца по имени Тара (Таргитай; индоарийский бог Индра) и богини Солнца по имени Ма (индоарийский бог Агни) Можно утверждать, что скифо-сарматский бог войны/огня имеет некоторые черты скифо-сарматского бога-громовержца и наоборот (ср. скифо-сарматское тара - "огонь; конь; переносящий; спаситель; защитник; чистый; ясный, светлый", древнеиндийское tara - "огонь; конь; переносящий; спаситель; защитник; чистый; ясный, светлый", древнеиранское ("Авеста") atar - "огонь"). Имя А-б- означает "как топор; относящийся к бьющим (божествам)".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16