В графе 4 подраздела отражается общее поступление основных средств в отчетном году по всем источникам, включая: ранее не учтенные, приобретенные за плату, переведенные из оборотных средств в основные, безвозмездно поступившие от других организаций (в случаях если вступительный баланс не менялся), а также введенные в действие в отчетном году новые основные средства.
В графе 5 подраздела отражается восстановительная (первоначальная) стоимость выбывших в отчетном году основных средств, включая: проданные за плату в порядке реализации излишнего и неиспользуемого имущества, переведенные из основных в оборотные средства, безвозмездно переданные другим организациям, а также полная стоимость (без вычета износа) основных средств, ликвидированных в отчетном году вследствие ветхости и износа, стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в связи с реконструкцией и новым строительством и по другим причинам.
В порядке раскрытия информации, отраженной в строке «Итого», по отдельным строкам показывается движение производственных и непроизводственных основных средств.
К производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, то есть использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и осуществление других аналогичных видов деятельности.
В виде справки к разделу «Амортизируемое имущество» приводятся данные по изменению стоимости основных средств, а также о балансовой стоимости имущества, переданного в залог, и имущества, по которому амортизация не начисляется или начисление временно приостановлено.
В разделе «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» отражаются наличие собственных и привлеченных средств у организации и их использование на цели капитальных и других долгосрочных финансовых вложений (п. 125 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № бОн).
В графе 3 «Остаток на начало года» отражаются неиспользованные собственные и привлеченные средства (то есть сумма средств, имевшихся (начисленных) в предыдущем году и не учтенных (не направленных) в качестве финансового обеспечения капитальных и других долгосрочных финансовых вложений в предыдущем отчетном году).
В графе 4 «Начислено (образовано)» отражается прибыль, остающаяся в распоряжении организации и направляемая в качестве финансового обеспечения капитальных и других долгосрочных финансовых вложений; заемные средства, полученные от других организаций; поступившие бюджетные ассигнования, ассигнования из внебюджетных фондов, средства, поступившие в порядке долевого участия в строительстве, и т.п.
В графе 5 «Использовано» отражаются данные по учету источников собственных и привлеченных средств с учетом фактически произведенных в отчетном периоде затрат и вложений по дебету счетов Об «Долгосрочные финансовые вложения», 07 «Оборудование к установке», 08 «Капитальные вложения» (как по основным, так и нема» териальным активам) и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (в части авансов, перечисленных организацией строительным и другим организациям на покрытие их затрат по строительству объектов). При этом следует иметь в виду, что при определении размера и видов источников для дальнейшего осуществления процесса долгосрочных вложений (графа 6) в первую очередь в качестве покрытия капитальных вложений считаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, а на приобретение нематериальных активов - их амортизация. При распределении источников с учетом фактически произведенных затрат необходимо иметь в виду ранее учтенный источник покрытия в части, относящейся к стоимости оборудования, требующего монтажа и числящегося по состоянию на 1 января отчетного периода на счете 07 «Оборудование к установке», и других затрат.
Суммы, отражаемые в графе 6, определяются сложением данных, отраженных по графам 3 и 4, за минусом данных в графе 5. Итоговая сумма по графе 5 должна быть равна или меньше суммы граф 3 и 4.
Обратите внимание: данные в графе 5 по строкам 411, 421, 422 и др. раздела «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений», как правило, должны быть меньше данных, приведенных в графе б соответствующих строк раздела I формы № 3 «Отчет о движении капитала».
В порядке справки к разделу «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» отражается стоимость незавершенного строительства на начало и конец отчетного периода.
В разделе «Финансовые вложения» расшифровывается состав долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений организации в российской и иностранных валютах, учитываемых на счетах 06 «Долгосрочные финансовые вложения» и 58 «Краткосрочные финансовые вложения» (п. 127 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
В разделе «Расходы по обычным видам деятельности» приводятся данные о затратах организации по их элементам, учтенные в соответствии с требованиями Положения о составе затрат (п. 128 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 60н).
Данные приводятся в целом по организации (по всем видам деятельности) без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту относятся затраты, связанные с передачей изделий, продукции, работ и услуг внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и др. Приравниваются к данному обороту затраты по браку, при простоях, возмещаемые виновными лицами (юридическими и физическими), расходы, списанные в установленном порядке на финансовые результаты и собственные источники организации.
В разделе «Социальные показатели» отражаются отдельные социальные показатели деятельности организации, образование и использование сумм взносов на государственное социальное страхование, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, на медицинское страхование.(1-3,5,7,8,9,11)
1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Организация и методика аудиторской деятельности в России формируются на основе опыта, сложившегося в мировой практике. До недавнего времени из-за отсутствия четкого правового регулирования аудиторской деятельности она отождествлялась в общественном сознании с ведомственными видами контроля финансово-хозяйственной деятельности, что усложняло становление рыночных отношений в стране. Поэтому в законодательном порядке должны быть определены принципиальные границы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельностью. Естественно, что государственное регулирование будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, обладающими сетью региональных отделений и рабочим аппаратом. Учет мнения профессионалов в процессе осуществления мер государственного регулирования может обеспечиваться экспертным советом на федеральном уровне, обладающим правом «вето» на решение федерального органа. В соответствии с принятой концепцией нормативного регулирования аудита в России построена трехуровневая система его регламентации.
Верхним уровнем является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Закон «Об аудиторской деятельности» относится к основным законодательным актам, регламентирующим хозяйственное право в России. Это закон прямого действия, определяющий, в частности, место аудита в финансово-хозяйственной деятельности как ее необходимого и равноправного элементы. Для России это особенно важно, так как исторически государственный контроль превалировал в стране над другими видами контроля.
Второй уровень системы нормативного регулирования представлен правилами (стандартами) аудиторской деятельности:
• федеральные — обязательные для всех участников аудиторской деятельности;
• стандарты, принятые профессиональными аудиторскими объединениями и являющиеся обязательными для их членов. Они не могут понижать требования федеральных правил (стандартов).
Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражем.
Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно; стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.
В последние годы идет интенсивная разработка и принятие правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Разработка аудиторских правил (стандартов) до принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности» осуществлялась под руководством Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Комиссией совместно с ЦАЛАК Министерства финансов и Центрального банка созданы рабочие группы по подготовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности. В группы вошли крупные российские ученые в области бухгалтерского учета и аудита, а также практикующие аудиторы. В связи с требованиями норм ФЗ «Об аудиторской деятельности» федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перечень необходимых правил (стандартов) в России определен в соответствии с рекомендациями Комитета международной аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров. Предусмотрено к разработке более 30 стандартов, которые подразделяются на три группы:
• общие правила (стандарты);
• правила (стандарты) проведения аудиторской проверки;
• правила (стандарты) составления отчета.
Принята примерная структура всех стандартов. Она включает разделы: общие положения; основные понятия; сущность стандарта; практические приложения.
Из планируемых к разработке стандартов были разработаны и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 38 правил (стандартов) аудита, которые использовались в аудиторской деятельности, что позволило повысить качество аудиторских проверок.
Эти правила (стандарты) содержат основные принципы проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудиторы могли выбрать как необходимые масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество результатов аудиторской проверки.
Приведем перечень этих правил (стандартов):
1. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (25.12.1996 г.).