2. Виды отклонений затрат по трудозатратам от бюджетных показателей
Отклонение по трудозатратам. Трудозатраты планируются исходя из цены труда и количества его потребления. Следовательно, фактические показатели могут нередко отличаться от бюджетных как по цене, так и по количеству.
Отклонения, вызванные изменением ставки оплаты труда. Такие отклонения необходимо выявлять путем сравнения нормативной цены одного часа труда с фактической. Отклонения могут быть как отрицательными (О), так и положительными (П). Например, изменение ставки оплаты труда в сторону увеличения приводит к возникновению отрицательного отклонения.
Отклонения, связанные с уровнем производительности труда. Главной причиной возникновения отклонений, связанных с уровнем производительности труда, является возникновение отклонений в объеме труда производственных рабочих.
Труд, который запланировано затратить на фактический выход продукции, выражается в нормо-часах, а для выявления отклонения, связанного с уровнем производительности труда, необходимо умножить излишек времени труда производственных рабочих на нормативную ставку оплаты труда. Данное отклонение по своей экономической сущности аналогично отклонению по использованию материалов, и для выявления обоих отклонений применяется показатель, характеризующий разницу между нормативным и фактическим количеством ресурсов.
Совокупное отклонение по труду. Под совокупным отклонением по труду следует понимать разницу между нормативными трудозатратами на фактический выпуск продукции и фактическими трудозатратами.
Совокупное отклонение по труду может быть как отрицательным, так и положительным.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В
ООО «ЗЕФС-Энерго»
1. Классификация затрат ООО «ЗЕФС-Энерго»
Классификация по отношению к объему производства для управленческого учета имеет особое значение (таблица П1)
Таблица П1
Вид затрат
Прямые
Косвенные
Основные
Накладные
На продукт
Расходы периода
Постоянные
Переменные
Регулируемые
Нерегулируемые
Приобретение материалов:
• топливо
• электроэнергия
• вода
• газ
+
+
+
+
+
3/п производственных рабочих
• ЕСН
+
+
+
+ +
+ +
+ +
3/п управленческого персонала
• ЕСН
+
+
+
+
+ +
+ +
+
+
3/п обслуживающего персонала
• ЕСН
+
+
+
+
+ +
+ +
+ +
Амортизация производственного оборудования
+
+
+
+
Коммунальные платежи
+
+
+
+
+
Оплата услуг связи
+
+
+
+
Затраты на оргтехнику и канцелярские товары
+
+
+
+
+
Амортизация офисного оборудования
+
+
+
+
+
Капремонт
+
+
+
+
+
Аудиторские услуги
+
+
+
+
+
Экологические платежи
+
+
+
+
+
Транспортные расходы (на продажу)
+
+
+
+
+
3/п персонала по продажам
• ЕСН
+ +
+ +
+ +
+ +
+ +
Переменные - затраты, изменяющиеся в прямой пропорции по отношению к изменению объема производства и постоянные в расчете на единицу продукции (таблица П2).
Постоянные - затраты, не зависящие от изменения объема производства (относительно постоянные), но меняющиеся в расчете на единицу продукции. Это затраты, связанные с техническим обслуживанием оборудования и помещений, предназначенных для сбыта и обмена товаров или услуг.
Постоянные
Переменные
• 3/п управленческого персонала
• Приобретение материалов
• ЕСН
• 3/п производственных рабочих
• 3/п обслуживающего персонала
• ЕСН
• ЕСН
• 3/п персонала по продажам
• Амортизация производственного
• ЕСН
оборудования
• Траспортные расходы (на продажу)
• Коммунальные платежи
• Оплата услуг связи
• Затраты на оргтехнику и канцелярские
товары
• Амортизация офисного оборудования
• Капремонт
• Аудиторские услуги
• Экологические платежи ,
Рассчитаем долю каждого вида затрат в общих расходах. Для этого воспользуемся данными из генерального бюджета:
• постоянные расходы — 50 649 400,00;
• переменные расходы — 415 722 199,10;
• сумма всех расходов — 466 371 599,10.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что доля переменных в структуре всех расходов - 89,14%. Эта цифра (89,14%) является подтверждением того, что система учета затрат «директ-костинг» наиболее удачно подойдет для предприятия ООО «ЗЕФС-Энерго» в связи с большой материалоемкостью производства и малой долей постоянных затрат. Такие соотношения наглядно показывают, в какой степени переменные расходы на предприятии влияют (должны влиять) на принятие управленческих решений.
По способу включения в себестоимость (таблица ПЗ).
Прямые расходы - это затраты, которые можно прямым путем без специальных расчетов отнести на конкретный вид продукции или партию. Прямые расходы состоят из прямых затрат на материалы и прямых затрат на труд.
Косвенные расходы - это затраты, которые нельзя прямо, непосредственно и экономично отнести на определенный вид или партию продукции.
Таблица ПЗ
Прямые
Косвенные
• Приобретение материалов
• 3/п управленческого персонала
• 3/п производственных рабочих
• ЕСН
• ЕСН
• 3/п обслуживающего персонала
• ЕСН
• Амортизация производственного
оборудования
• Коммунальные платежи
• Оплата услуг связи
• Затраты на оргтехнику и канцелярские товары
• Амортизация офисного оборудования
• Капремонт
• Аудиторские услуги
• Экологические платежи
• 3/п персонала по продажам
• ЕСН
• Транспортные расходы (на продажу)
Из них регулируемые затраты:
• Приобретение материалов
• Затраты на оргтехнику и канцелярские
• 3/п производственных рабочих
товары
• ЕСН
• Капремонт
• Аудиторские услуги
• 3/п персонала по продажам
• ЕСН
• Транспортные расходы (на продажу)
Доля переменных расходов в общей сумме расходов составляет 89,91%; из них прямые затраты на материалы - 75,70%, прямые затраты на труд – 13,96%.
Можно сделать вывод, что при довольно низком проценте трудоемкости материалоемкость производства высока. Это говорит о малой трудоемкости производственных процессов, а также о хорошей оснащенности производства оборудованием.
По отношению к технологическому процессу производства.
Основные - непосредственно связанные с технологическим процессом производства (таблица П4)
Накладные - образующиеся в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. В свою очередь, накладные расходы можно подразделить на производственные и непроизводственные.
Таблица П4
Основные
Накладные
• Приобретение материалов
• 3/п производственных рабочих
• ЕСН
• 3/п управленческого персонала
• ЕСН
• 3/п обслуживающего персонала
• ЕСН
•Амортизация производственного оборудования
• Коммунальные платежи
• Оплата услуг связи
• Затраты на оргтехнику и канцелярские товары
• Амортизация офисного оборудования
• Капремонт
• Аудиторские услуги
• Экологические платежи
• 3/п персонала по продажам
• ЕСН
• Транспортные расходы (на продажу)
Накладные расходы возникают в связи с организацией производства, обслуживанием и управлением, и их обоснованное распределение играет огромную роль при определении величины альтернативных расходов на конкретный вид продукции, при оценке производственных запасов, расчете финансового результата по реализованной продукции, а также при принятии управленческих решений, основанных на информации о себестоимости продукции.
2.2. Метод учета затрат и порядок распределения косвенных затрат
Для ООО «ЗЕФС-Энерго» целесообразно применять попроцессный метод учета затрат.
Основной особенностью попроцессного калькулирования является то, что все прямые и косвенные затраты на производство учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции, а не на индивидуальные изделия. Исходя из этого себестоимость единицы изделия рассчитывается делением общей суммы произведенных затрат за определенный период на количество единиц продукции, выпущенной за тот же период.
ООО «ЗЕФС-Энерго», согласно специфике деятельности, не имеет остатков по незавершенному производству и остатков готовой продукции на складах. Следовательно, для данной ситуации следует рассматривать простое попроцессное калькулирование, характерное для отраслей с кратким производственным циклом и отсутствием незавершенного производства. Исчисление себестоимости готовой продукции будет происходить следующим образом: делятся все собранные по подразделению затраты на количество выпущенной продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовым ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.
Прогнозирование последствий принимаемых решений выражает основную идею – проверку возможных последствий реализации составленного плана с учетом конкретных условий, уточнений и изменений. Прогнозирование представляет собой часть долгосрочного планирования, дает оценку наиболее вероятных событий и помогает снизить коммерческие риски. Однако исключить все виды рисков не представляется возможным даже с помощью самого грамотного прогнозирования.