Договор перевозки морским транспортом

при перевозке, выполнявшейся вне расписания, но в направлении для кото­рого срок доставки не установлен, - днем окончания времени, обычно затрачи­ваемого и разумно необходимого (ст. 792 ГК) для доставки груза в порт назна­чения.

Если содержанием требования из договора морской перевозки груза яв­ляется возмещение ущерба за утрату груза, перевозившегося в смешанном со­общении, то срок исковой давности исчисляется со дня истечения 4 месяцев со дня приема груза к перевозке.

Если содержанием требования из договора морской перевозки груза яв­ляются возмещение ущерба за повреждение груза, просрочку в его доставке, а также возврат перебора или взыскание недобора провозных платежей, срок исковой давности исчисляется со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, со дня, в который он должен быть выдан.

Если содержанием требования из договора морской перевозки груза яв­ляются возмещение убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, плата за простой судна, премии за досрочную погрузку или выгрузку груза, срок исковой давности исчисляются со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начата перевозка груза.

По требованиям из договора морской перевозки груза, предъявляемым во всех остальных случаях, днем, с которого начинает исчисляться срок иско­вой давности, является день наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.[35]

3. Агентирование судов 

Статья 232. Определение договора морского агентирования:

По договору морского агентирования морской агент обязуется за возна­граждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории. (ст. 232 КТМ РФ)

В КТМ 1968 г. отсутствовали нормы, регулирующие морское агентиро­вание, за исключением ст. 63, предписывающей, что агентское обслуживание судов в морском торговом порту должно осуществляться государственными агентскими организациями, являющимися юридическими лицами.

Агентирование как институт появилось в российском законодательстве с введением в действие части второй ГК в 1996 г., в которой содержится глава 52 «Агентирование».

В постановлении Высшего Арбитражного Суда № 5056/98 от 26 января 1999 г. отмечалось, что «услуги судового агента, оформленные агентским дого­вором, понятие и признаки которого содержатся, в главе 52 Гражданского ко­декса Российской Федерации, непосредственно связаны с товарами, работами и услугами, потребляемыми судном при его обслуживании в порту, поскольку на протяжении длительного периода времени в морском судоходстве сложилась такая их форма обслуживания в портах, что закреплено в действующих в Рос­сийской Федерации актах и нормах международного права». Проанализировав содержание услуг судового агента, ВАС пришел к выводу, что такого рода ус­луги имеют сходство с услугами экспедитора в договоре транспортной экспе­диции (п. 1 ст. 801 ГК) и что, следовательно, услуги судового агента не являют­ся посредническими (Вестник ВАС РФ. 1999. № 5. С. 29-30).

Договор морского агентирования является разновидностью агентского договора. Особенности договора морского агентирования определяются тем, что он используется при предоставлении как услуг по совершению сделок, так и иных услуг в сфере предпринимательской и иной деятельности в области тор­тового мореплавания в порту или на определенной территории. Правила ст. 232 КТМ РФ соответствуют положениям ч. 1 п. 1 ст. 1005 ГК. Они вме­сте с положениями других статей главы XIII КТМ предусматривают особенности договора морского агентирования как отдельного вида агентского договора согласно п. «4» ст. 1005 ГК.

В главе XIII «Договор морского агентирования» КТМ РФ не содержится положений о форме договора морского агентирования, однако следует иметь в виду, что такой договор должен заклю­чаться в простой письменной форме. Это требование содержится в подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК, устанавливающей, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. На практике в линейном судоходстве агентские договоры заключаются путем составления одного документа, подписанного сторонами, а в трамповом судоходстве неред­ки случаи заключения агентского договора путем обмена документами посред­ством электронной и иной связи, что соответствует положениям п. 2 ст. 434 ГК.

В качестве морского агента могут выступать юридические лица, яв­ляющиеся коммерческими организациями, и индивидуальные предпринимате­ли, имеющие лицензию на агентское обслуживание морских судов в морских портах в соответствии с Законом о лицензировании. В международной практи­ке морской агент в том значении, которое определено КТМ РФ, иногда называется портовым агентом (port agent).

В качестве принципала в договоре морского агентирования во всех случаях выступает судовладелец.

Договор морского агентирования является возмездным. К агентскому возна­граждению применяются правила ст. 1006 ГК.

Договор морского агентирования должен предусматривать территориаль­ную сферу его действия. Морской агент действует либо в определенном порту (или нескольких определенных портах), либо во всех портах, находящихся на определенной территории, непосредственно или через субагентов. В последнем случае морского агента принято называть генеральным агентом. Правила дого­вора морского агентирования применимы и к договорам судовладельцев с гене­ральными агентами.

Статья 233. Применение правил, установленных настоящей главой

Правила, установленные настоящей главой, применяются, если соглашени­ем сторон не установлено иное.

Данная статья 233 КТМ РФ устанавливает, что нормы главы о договоре морского агентирования являются диспозитивными, т. е. позволяющими сторонам согла­сованно отказываться от их применения и регулировать свои отношения иным образом. Очевидно, что диспозитивность не распространяется на определение данного договора. В случае, если кон­кретный договор между судовладельцем и морским агентом не соответствует этому определению, правила главы XIII КТМ не должны применяться, и отно­шения сторон будут регулироваться другими нормами права.

Положения ст. 233 дают возможность российским морским агентам и их принципалам использовать международные формы агентского договора. В морской практике, прежде всего в линейном (регулярном) судоходстве, ши­роко распространено применение стандартных форм агентского договора. Крупные линейные судоходные компании имеют собственные формы, разрабо­танные ими в соответствии с их потребностями организации агентского обслу­живания и с характером эксплуатации судов. В СССР для всех государственных морских пароходств применялась единая форма - Стандартная форма агентско­го соглашения ВВО «Совфрахт» 1979 г.

Авторитетные формы стандартных агентских договоров разрабатываются, одобряются или рекомендуются к применению ведущими неправительственными международными организациями. На высоком уровне составлены стандартные линейные соглашения, разработанные Федерацией национальных ассоциаций морских брокеров и агентов (ФОНАСБА) и рекомендованные к применению БИМКО - организацией судовладельцев. Совместное принятие документа эти­ми двумя организациями, которые как бы представляют две стороны агентского договора, обеспечивает их сбалансированность с точки зрения учета интересов сторон. Речь идет о Стандартном линейном агентском соглашении ФОНАСБА и о Генеральном агентском соглашении ФОНАСБА (для линейного судоходства).

В этих стандартных формах дается возможно полный перечень обязанно­стей агента. При этом имеется в виду, что при заключении конкретного догово­ра стороны могут исключить положения, не подлежащие применению, и доба­вить новые положения, отвечающие их потребностям.

Даже в тех случаях, когда стандартное соглашение не может быть примене­но, оно может служить полезным руководством для выработки конкретного договора.

Последнее, четвертое издание Стандартного линейного агентского со­глашения ФОНАСБА принято в июле 1993 г.

Принципал назначает агента своим линейным агентом для всех принадле­жащих ему или зафрахтованных им судов, включая возможные чартерные со­глашения с частичным участием принципала по обслуживанию перевозок меж­ду портами, указанными в Соглашении. Дается определение территории, на которой агент будет выполнять свои обязанности. Соглашение регулирует агентскую работу в порту и (или) на частях территории, расположенных в глу­бине страны. Эта работа включает обязанности по маркетингу услуг принципа­ла и по обработке всех видов грузов, ввозимых на территорию или вывозимых из нее, как в прямой перевозке, так и в порядке перевалки. Она также включает обработку судов, находящихся в собственности принципала, зафрахтованных им (в том числе на условиях чартерных соглашений с частичным отфрахтова­нием судов и судовых помещений принципала) или эксплуатируемых им на иной основе в портах территории.

Работа, выполняемая субъектом в качестве линейного агента по соглаше­нию, строго отделяется от работы, которая может выполняться субъектом в качестве генерального агента и к которой применяется отдельное стандартное генеральное агентское соглашение и отдельное вознаграждение. В случае со­мнений относительно того, какое из двух соглашений применяется к той или иной работе, действуют условия Стандартного линейного агентского соглашения.

Случаи ограничения общих полномочий морского агента предусмотрены в ст. 234 КТМ РФ:

В случае ограничения судовладельцем общих полномочий морского агента на совершение сделок от имени судовладельца сделка, совершенная морским агентом с действовавшим добросовестно третьим лицом, является действи­тельной и создает права и обязанности по совершенной для судовладельца сделке, если только третьему лицу не было известно о таком ограничении.

В данной статье рассматривается случай ограничения судов­ладельцем «общих полномочий» применительно к договору морского агенти­рования. О понятии «общих полномочий» агента упоминается в п. 2 ст. 1005 ГК, где оно, по-видимому, имеет целью отделить случай определения полномо­чий агенту в общем виде на совершение сделок от имени принципала от ситуа­ции, когда полномочия агента определяются путем перечисления конкретных поручаемых ему действий. В контексте института договора морского агентиро­вания «общие полномочия» должны пониматься как любые полномочия мор­ского агента, вытекающие из положений главы XIII КТМ, иных норм права, регулирующих отношения, возникающие из торгового мореплавания (ст. 1 КТМ), а также из обычаев делового оборота в торговом мореплавании как об­ласти предпринимательской деятельности (ст. 5 ГК).

Судовладелец может оспорить сделку, если докажет либо то, что третье лицо действовало недобросовестно, либо что ему (третьему лицу) было извест­но об ограничении полномочий агента. В то же время данную статью следует рассматривать с учетом правила п. 2 ст. 1005 ГК относительно того, что при наличии письменного договора, предусматривающего общие полномочия аген­та на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих пол­номочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать