Древнерусские слова с корнем "бел"

Древнерусские слова с корнем "бел"

Оглавление

Введение

Глава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней

1.2.Слова с корнем «бел» как  объект лингвистического исследования

Глава 2. Лексико – тематическая группа в семантико-словообразовательном аспекте

Заключение

Литература

Введение

Лингвистика обратила самое пристальное внимание на исследование связей языка и этнокультуры, на построение языковой картины мира, которая отражает историческое существование носителей языка, их материальную и духовную культуру (А.Вежбицкая, Е.М.Верещагин, Т В.Гамкрелидзе, В.Г.Гак, Вяч.Вс.Иванов, Ю.И.Караулов, В.Г.Костомаров, Е С.Кубрякова, М.М.Маковский, А.Ф.Лосев, Г.П.Немец, Л.Б.Савенкова, Ю.С.Степанов, З.К.Тарланов, В.Н.Телия, Н.И.Толстой и др.).В свете этого актуальным становится комплексное изучение отдельных наиболее  важных в  культурно-национальном  отношении лексико-тематических групп (далее - ЛТГ), которые стали подвергаться в этом плане всестороннему анализу. Изучение ЛТГ с различных сторон обусловливает раскрытие общих процессов развития лексики, т.к. «для лингвистики вовсе не безразлично то, как членится в каждом конкретном языке данная пред­метно-смысловая область, какие признаки предметов отражаются в отдель­ных наименованиях, а, следовательно, характеризуют отдельные члены той или иной тематической группы» (7,14).

Актуальность темы  исследования обусловлена тем, что комплексное изучение ЛТГ открывает новые перспективы как для выявления ее семантико-словообразовательных особенностей, так и для познания ее роли в языковой картине мира.

Изучение процессов, происходящих в пределах одной группы лексики, отвечает задачам системного и функционального подхода к языковым явлени­ем, помогает определять направления развития лексической системы в целом.

В теоретическом плане работа опирается на положения трудов таких  ученых, как А.А.Брагина, А.Вежбицкая, Е.М.Верещагин, В.В.Виноградов, ЭА.Габинская,  В.Г.Гак,  О.П.Ермакова, Е.А.Земская,  Т.Х.Каде, , В.Г.Костомаров,  Е.С.Кубрякова,  Ф.Лосев,  А.Г.Лыков,  Р.Ю.Намитокова,  В.Н.Телия,  А.И.Тихонов,  Н.И.Толстой,  И.С.Улуханов, Д.Н.Шмелев и др.

Объектом исследования является ЛТГ  с корнем «бел», изучаемая в ком­плексе всех ее производных и устойчивых употреблений.

Предмет исследования - семантико-словообразовательные особенно­сти ЛТГ в русском языке и ее роль в формировании языковой картины мира носителей русского языка.

Цель исследования - системный семантико-словообразовательный и лингвокультурологический анализ ЛТГ на основе «Словаря  русского языка ХI-XIIвв.» Реализация цели, поставленной в работе, пред­полагает решение следующих задач:

1) установление их системной организации и закономерностей функционирования в древнерусском языке;

2) установление семантико-словообразовательного потенциала ЛТГ, выявление типологии словообразовательных гнезд с исходным корнем «бел»;

    3) определение роли ЛТГ с корнем «бел» и их производных в формировании фрагмента русской языковой картины мира.

Источником исследования послужили  филологические словари и научные тексты.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка ис­пользованной литературы.




























Глава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней

Состав лексических средств языка - это сложное целое, система, от­дельные части которой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В совре­менной лингвистике под системой понимается «множество языковых элементов любого естественного языка, находящихся в связях друг с другом, ко­торое образует определенное единство и целостность» [2,65]

Понимание системности языка отмечалось лингвистами прежде всего в

области грамматики, фонетики, а с развитием языкознания, с совершенствованием методов изучения и лексика русского языка стала рассматриваться как система связанных между собой языковых фактов.

Так, академик М.М. Покровский еще в 1895 году в своей работе «Семасиологические исследования в области древних языков» высказал мысль, ныне ставшую классической, о том, что «слова и их значения живут не отд­ельной друг от друга жизнью, но соединяются в нашей душе, независимо от  нашего сознания, в различные группы [11,54]причем основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению. Понятно уже , что такие такие слова  имеют сходные или параллельные семасиологические изменения и в  истории влияют одно на другое; понятно также, что эти слова употребляются в сходных синтаксических сочетаниях» (11,35).

Наличие многообразных системных связей слов отмечал и Н.В. Крушевский: «...слово связано двоякого рода узами: бесчисленными связями сходства со своими родичами по звукам, структуре или значению и столь же ее численными связями смежности с разными своими спутниками во всевозможных фразах; оно всегда член известных гнезд или систем слов и в то же время член известных рядов слов» [9,66].

В то же время, признавая системность лексики, лингвисты отмечают ее отличие от системности других уровней языка, так как лексика тесно связана внешними, экстралингвистическими факторами, она непосредственно отражает изменения, происходящие в окружающей действительности.

Д.Н. Шмелев, признавая системность лексики, отмечал, что ее проявление в лексике специфично: «учитывая особенности лексики по сравнению другими сторонами языка, мы должны заранее предположить, что опреде­ление лексики как системы во многом сложнее, чем определение граммати­кой или фонологической систем» [12, 184].

Л. А. Новиков считает, что в отличие от других систем языка, лексика но связана с внешними, экстралингвистическими факторами [4,61].

Понимание лексики как системы было намечено в трудах М.М.Покровского, А.А.Шахматова, Л.В.Щербы, сформулировано в работах таких отечественных и зарубежных лингвистов, как Н.Н.Амосова, М.Л.Апажев,  И.ВАрнольд,  Ш.Балли,  Л.Бейсбергер,  Л.М.Васильева, В.В.Виноградов, В.Г.Гак, П.Н.Денисов, В.А.Звегинцев, Ю.Н.Караулов, С.Д.Кацнельсон,    Н.З.Котелова,    Э.В.Кузнецова,    М.М.Маковский, В.М.Никитин,  Л.А.Новиков,   З.Д.Попова,   В.Порциг,  И.П.Слесарева, А.И.Смирницкий, И.А.Стернин, И.Н.Толстой, А.А.Уфимцева, Ф.П.Филин, Д.Н.Шмелев и многих других. Сейчас ни у кого из лингвистов не вызывает сомнения, что «...одним из основных достижений лингвистических исследований последнего времени справедливо считают понимание лексики как системы» [1,65].

В лингвистике системность лексики понимается по-разному, что обусловлено различными основаниями, признаками, взятыми за основу для выделения тех или иных лексических группировок. Так, выделя­тся лексико-тематические группы, тематические парадигмы, тематические  ряды, лексико-семантические группы, семантические классы, лексико-семантические классы, семантические поля, тематические поля, лексико- семантические поля, понятийные поля и так далее.

Например, А.А.Уфимцева, с одной стороны, выделяет лексико-тематические группы, предметные или тематические группы, терминологические, этимологические группы слов, а с другой стороны, - лексико-грамматические классы слов, семантико-синтаксические группы или пары слов, а также фонетико-семантические группы слов, представляющие собой объединения фоно-морфологических вариантов слов.

Таким образом, сложилось несколько подходов к классификации лексики и каждый из этих подходов имеет свой предмет и метод исследования, «узловой проблемой лексикологии и семасиологии является анализ четытех крупных группировок или макросистем словарного состава языка: лексико-грамматической, лексико-стилистической, лексико-тематической и лексико-семантической» [5,83].

Рассматривая лексико-тематическую систему, М.Л.Апажев выделяет в лексике свыше 50 тематических группировок слов, отмечая при этом, что «лексико-тематическая система, или группа, - одно из древнейших объединений, выявленных человеком в языке и наиболее изученных в сло­варном составе, пожалуй, всех развитых литературных языков».

Выделение лексико-тематической группы основывается на «системно­сти окружающей действительности», которая «проявляется в различных группировках слов, объединяемых в лексико-тематические группы на основании общности обозначаемых ими реалий по сходству, смежности, назначе­нию, устройству, функции и т.д.» [2,120].

Слова с корнем «бел», являющиеся объектом нашего исследования, при­знаются объединением лексико-тематического характера - лексико-тематической группой, связь членов которой, как отмечают А.Е.Бертельс, В И.Кодухов, А.А.Уфимцева, Ф.П.Филин, Д.Н.Шмелев, определяется тематической общностью входящих в них слов.

Ф.П. Филин, рассматривая понятия «лексико-тематическая группа» и лексико-семантическая группа», разграничивает их, отмечая, что в основе лексико-семантической группы лежат «лексические элементы с однородны­ми сопоставимыми значениями», к которым, по его мнению, относятся сино­нимы, антонимы и другие группы слов, связанные между собой общностью семантических отношений, а в основе тематических групп лежат «объедине­ния слов, основывающиеся не на лексико-семантических связях, а на клас­сификации самих предметов и явлений действительности» [7,526]

Но, как отмечалось неоднократно многими лингвистами, между лексико-тематическими и лексико-семантическими группировками слов непрохо­димой границы нет, детализация тематических групп логически неизбежно и последовательно ведет к группам лексико-семантическим.

Так, следует отметить, что слова с данным корнем , представляющие собой ЛТГ, могут входить в другие объединения слов.

Как отмечал Д.Н.Шмелев, «группы слов, выделяемых на основании предметно-логической общности, во многих случаях характеризуются и не­которыми общими для них собственно языковыми признаками, иначе говоря, многие тематические группы слов оказываются при ближайшем рассмотрении также и лексико-семантическими группами...» [12,104].

Это высказывание Д.Н. Шмелева в полной мере можно отнести к лексико-тематической группе  с корнем«бел».


1.2.Слова с корнем «бел» как  объект лингвистического исследования


Развитие лексической системы русского языка изучается в нескольких направлениях: исследуется лексика отдельных па­мятников, прослеживается история определенных групп слов, дается описание временных (синхронных) срезов. Перечислен­ные аспекты изучения словарных богатств дополняют друг Дру­га, способствуют накоплению сведений по исторической лекси­кологии, которые помогут создать общую картину формирования лексики русского языка.

В каком бы из названных аспектов ни изучалась лексиче­ская система языка, важным звеном в описании словарного ма­териала являются тематические группы слов. Однако вопрос о статусе тематической группы как объекта лингвисти­ческого анализа не решается однозначно. Одни исследователи считают целесообразным анализировать названные группы слов, другие выражают к их описанию скептическое отношение, мотивируя это тем, что они представляют собой объединения слов логического порядка, ибо в них реализуются экстралингвистические связи и отношения между предметами и явлениям действительности. Так, А. А. Уфимцева отмечает, что «изучение подобных групп ограничивается своеобразной инвентаризацией по типу: «предметы домашнего 'обихода», «части тела»,  «постройки» и т.п. и даже не ставит своей задачей вскрыть внутренние семантические связи слов»[7,103] По мнению этих исследователей, при описании лексической системы языка должны приниматься во внимание только языковые (семантиче­ские) отношения между лексемами, и их не следует подменять экстралингвистическими отношениями между реалиями.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать