2. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразно использовать такую величину, как сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает фирма, производя и реализуя свою продукцию с тем, чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль. Понятие средней величины покрытия используется, когда речь идет не о выручке фирмы в целом, а о цене отдельного товара. Расчет суммы и средней величины покрытия дает возможность определить также точку безубыточности.
Суммой покрытия называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат (издержек). Ее можно рассчитать и по-другому – как сумму постоянных затрат (издержек) и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки необходимо вычесть все прямые затраты, а так же часть накладных расходов, которые зависят от объема производства и поэтому относятся к категории переменных затрат.
Сумма покрытия означает вклад в покрытие постоянных расходов и получение прибыли.
Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или (для отдельного товара) доля средней величины покрытия в цене товара.
Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства, которые обеспечивают фирме покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Расчет точки безубыточности позволяет фирме решить следующие задачи:
1. поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получит прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к примеру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.
2. Поскольку выручка зависит от двух компонентов: цены товара и объема продаж, можно рассчитать необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится. Например, предприятие вынуждено снизить цену продукции, чтобы сохранить позиции в конкурентной борьбе. Придется увеличить объем продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.
3. Если предприятие получает выручку большей той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем разница между фактической выручкой и выручкой, соответсявующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько фирма может допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке.
Приводимый ниже порядок расчета точки безубыточности является очень простым и позволяет быстро и позволяет быстро и без сложных расчетов найти искомую величину. Однако следует остановиться на некоторых допущениях, которые при этом принимаются.
Во-первых, предполагаем, что, расширяя объем продаж, фирма не изменяет продажную цену. В отношении длительного времени и большого объема продукции такое предложение не является правомерным. Однако для короткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо, поэтому график валовой выручки на рис. 2 выглядит как прямая линия.
Во-вторых, аналогичное предположение относится и к затратам. Известно, что при расширении объема производства темп изменения затрат различный. На определенном этапе начинает действовать закон убывающей отдачи и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производные мощности оказываются чрезмерно загруженными. Однако здесь предполагаем, что затраты растут равномерно, что так же вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и сильных колебаний в объеме выпуска не наблюдается.
Изображение на рис. 2 точка безубыточности – это точка пересечения графиков валовой выручки и валовых издержек. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если фирма продает продукции меньше объема Q', то она терпит убытки, если больше этого объема – получает прибыль. Точка, соответствующая объему производства Q' и выручки R', получаемой фирмой, и является точкой безубыточности. В этой точке получаемая фирмой выручка равна ее валовым издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Наиболее важное значение имеет показатель пороговой выручки, так как пороговый объем продаж может быть разным в зависимости от цены реализуемой продукции.
Основной задачей в этой главе является анализ изменений показателей выручки и прибыли во времени, а так же выявление основных тенденций этих изменений в СХПК «Дьяконовский». Для осуществления этой задачи рассмотрим сначала динамический ряд показателей прибыли (в нашем случае убытка) и выручки от реализации продукции в хозяйстве.
Таблица 9 – Ряд динамики и среднее значение прибыли и выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский», тыс. руб.
Показатели |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
В среднем за период |
Выручка от реализации продукции |
4621 |
3439 |
3553 |
3871 |
Прибыль от реализации продукции |
-1482 |
-1163 |
-1128 |
-3773 |
Из данных таблицы 9 мы видим, что даже за такой сравнительно небольшой период на предприятии произошли значительные изменения значений прибыли и выручки от реализации продукции. Во-первых мы видим, что выручка от реализации продукции снизилась и составила в среднем за 3 года 3871 тыс. руб. Прибыль от реализации продукции за анализируемый период была отрицательной и составила в среднем -3773 тыс. руб. Таким образом, можно сказать, что предприятие является убыточным.
Если сопоставить уровни рядя (таблицы 9) между собой, то в результате сравнения получим систему абсолютных и относительных показателей динамики выручки и прибыли. Рассмотрим и проанализируем сначала показатели динамики выручки.
Таблица 10 – Показатели выручки от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский».
Годы |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
Абсолютный прирост, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютное значение 1% прироста, ц. |
|||
базисный |
ценной |
баз. |
цен. |
баз. |
цен. |
|||
1998 |
5224 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1999 |
4993 |
-231 |
-231 |
95,6 |
95,6 |
-4,4 |
-4,4 |
52,24 |
2000 |
4819 |
-405 |
-174 |
92,2 |
96,5 |
-7,8 |
-3,5 |
49,93 |
2001 |
4723 |
-501 |
-96 |
90,4 |
98,0 |
-9,6 |
-2,0 |
48,19 |
2002 |
4621 |
-603 |
-102 |
88,5 |
97,8 |
-11,5 |
-2,2 |
47,23 |
2003 |
3439 |
-1785 |
-1182 |
65,8 |
74,4 |
-34,2 |
-25,6 |
46,21 |
2004 |
3553 |
-1671 |
114 |
68,0 |
103,3 |
-32,0 |
3,3 |
34,39 |
Исходя из табличных данных мы можем сказать, что в СХПК «Дьяконовский» происходит снижение выручки от реализации продукции. За анализируемый период на предприятии размер выручки снизился на 1671 тыс. руб. или на 32 %. Особенно интенсивно снижение происходит до 2003 года, а с 2003 года она начала немного расти, и составила в 2004 году 3553 тыс. руб.
Далее рассмотрим и проанализируем показатели динамики прибыли.
Таблица 11 – Показатели динамики прибыли от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский».
Годы |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. |
Абсолютный прирост, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолют. знач. 1% прироста , ц. |
|||
базисный |
ценной |
баз. |
цен. |
баз. |
цен. |
|||
1998 |
1700 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1999 |
1200 |
-500 |
-500 |
70,6 |
70,6 |
-29,4 |
-29,4 |
17,00 |
2000 |
-980 |
-2680 |
-2180 |
-57,7 |
-81,7 |
-157,7 |
-181,7 |
12,00 |
2001 |
-1218 |
-2918 |
-238 |
-71,7 |
124,3 |
-171,7 |
24,3 |
-9,80 |
2002 |
-1482 |
-3182 |
-264 |
-87,2 |
121,7 |
-187,2 |
21,7 |
-12,18 |
2003 |
-1163 |
-2863 |
319 |
-68,4 |
78,5 |
-168,4 |
-21,5 |
-14,82 |
2004 |
-1128 |
-2828 |
35 |
-66,4 |
97,1 |
-166,4 |
-2,9 |
-11,63 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8