Показания рисунка 4 свидетельствуют о том, что за последние годы предприятие является убыточным. Сложившаяся ситуация говорит о том, что руководству предприятия необходимо принимать экстренные меры, иначе предприятие вскоре может оказаться банкротом.
4. Индексный анализ выручки и прибыли от реализации продукции.
Индекс представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления уровней сложных социально-экономических показателей. Индексы и индексный метод анализа очень широко применяется для характеристики изменения уровня сложных экономических показателей, а так же в аналитических целях. Предпосылкой для проведения анализа в индексной форме является возможность представления результативного экономического показателя произведением двух или более составляющих (определяющих 110 факторов) или суммой таких произведений.
Задача индексного анализа состоит в том, чтобы рассчитать изменение сложного показателя при изменении величины только одного фактора так, чтобы величина других факторов была бы сохранена на определенном постоянном уровне.
В основе приема аналитических индексных расчетов лежит принцип элиминирования изменений величины всех факторов, кроме изучаемого. При построении индексов, оценивающих влияние отдельных факторов на изменение сложного показателя, необходимо иметь в виду, что общий результат изменения этого показателя представляет собой сумму изменения за счет влияния всех исследуемых факторов, формирующих этот показатель.
Проведем индексный анализ выручки и прибыли от реализации продукции в СХПК «Дьяконовский» и проанализируем изменения этих показателей во времени за счет изменения объемов продукции и уровня цен.
Используя расчеты приведенные в таблице 14, произведем следующие вычисления:
1) Определим индекс выручки и абсолютное изменение выручки от реализации продукции:
Таблица 14 – Реализация основных видов продукции.
Вид продукции |
Кол-во реализованной продукции, ц. |
Себестоимость 1ц. реализованной продукции, руб. |
Средняя цена реализовации, руб. |
Стоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
Затраты на продукцию, тыс. руб. |
|||||||
2002г. |
2004г. |
2002г. |
2004г. |
2002г. |
2004г. |
базисн. 2002г. |
отчетн. 2004г. |
условн. |
базисн. 2002г. |
отчетн. 2004г. |
условн. |
|
Символы |
g0 |
g1 |
Z0 |
Z1 |
p0 |
p1 |
g0p0 |
g1p1 |
g1p0 |
g0Z0 |
g1Z1 |
g1Z0 |
Зерно |
23022 |
12457 |
148 |
277 |
201 |
285 |
4627,4 |
3553,1 |
2505,9 |
3407,3 |
3453,4 |
1845,1 |
Подсолнечник |
926 |
113 |
257 |
407 |
4990 |
31443 |
4620,8 |
3553,1 |
563,9 |
237,9 |
45,9 |
29,1 |
Итого по растениеводству |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
9248,2 |
7106,2 |
3069,7 |
3645,2 |
3499,4 |
1847,2 |
Молоко |
3981 |
5079 |
563 |
441 |
1161 |
699 |
4621,9 |
3550,2 |
5896,7 |
2241,3 |
2239,8 |
2859,5 |
Мясо КРС |
145 |
101 |
5076 |
8743 |
31869 |
35178 |
4621,0 |
3552,9 |
3218,8 |
736,0 |
883,1 |
512,7 |
Итого по животноводству |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
9242,9 |
7103,2 |
9155,5 |
2977,3 |
3122,9 |
3372,2 |
Всего: |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
18491,1 |
14209,4 |
12185,2 |
6622,6 |
6622,2 |
5246,3 |
I выручки
Δ выручки
2) Вычислим индекс объема продукции и абсолютное изменение выручки за счет объемов продукции:
I объема продукции
Δ объема продукции
3) Определим индекс цен и абсолютное изменение выручки за счет цен:
I цен
Δ цен
4) Найдем взаимосвязь между этими индексами и абсолютными изменениями:
I выручки = I объема продукции * I цен
- верно
Δ выручки = Δ объема продукции + Δ цен
-4282 тыс. руб. = -6306 тыс. руб. + 2024 тыс. руб. – верно
Из проведенных расчетов мы видим, что за анализируемый период размер выручки от реализации основных видов продукции в СХПК «Дьяконовский» уменьшился на 4282 тыс. руб. или на 23 %. При этом:
а) за счет объемов реализованной продукции уменьшилась на 6306 тыс. руб.
б) за счет цен увеличилась на 2024 тыс. руб.
Для проведения индексного анализа прибыли воспользуемся вспомогательными расчетами, приведенными в таблице 15.
Таблица 15 – расчеты вспомогательных величин для проведения индексного анализа прибыли.
Вид продукции |
Кол-во реализованной продукции, ц. |
Себестоимость 1ц. реализованной продукции, руб. |
Средняя цена реализации, руб. |
Вспомогательные величины, тыс. руб. |
||||||
2002г. |
2004г. |
2002г. |
2004г. |
2002г. |
2004г. |
|||||
Символы |
g0 |
g1 |
Z0 |
Z1 |
p0 |
p1 |
(p0-Z0)q0 |
(p1-Z1)q1 |
(p0-Z1)q1 |
(p0-Z0)q1 |
Зерно |
23022 |
12467 |
148 |
277 |
201 |
285 |
1220,2 |
99,7 |
475 |
660,8 |
Подсолнечник |
926 |
113 |
257 |
407 |
4990 |
31443 |
4382,8 |
3507,1 |
517,9 |
534,8 |
Итого по растениеводству |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5603,0 |
3606,8 |
-429,6 |
1195,6 |
Молоко |
3981 |
5079 |
563 |
441 |
1161 |
699 |
2380,6 |
1310,4 |
3656,9 |
3037,3 |
Мясо КРС |
145 |
101 |
5076 |
8743 |
31869 |
35178 |
3885,1 |
2669,9 |
2335,7 |
2706,1 |
Итого по животноводству |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
6265,7 |
3980,3 |
5992,6 |
5743,4 |
Всего: |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
11868,7 |
7585,1 |
5563,0 |
6939,0 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8