8) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской
Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и
заместителей
Генерального прокурора Российской Федерации;
9) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной
палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;
10) назначение на должность и освобождение от должности членов Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации;
11) рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества;
12) проведение консультаций по вопросам о назначении и отзыве дипломатических представителей;
13) подготовка, рассмотрение и принятие обращения Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации содержит и иные установления, касающиеся компетенции Совета Федерации, его законодательной деятельности, внутренней организации, порядка работы, статуса члена Совета Федерации. Они будут проанализированы в последующих разделах настоящей работы, что позволит в полном объеме охарактеризовать деятельность Совета Федерации в целом.
3. Конституционный статус Государственной Думы.
Конституционный статус Государственной Думы определяют конституционные и иные законодательные установления, касающиеся ее особого социального назначения, предметов ведения, порядка выборов депутатов и их правового статуса, внутреннего устройства, порядка работы.
Порядок образования Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995г., «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выборы в Государственную Думу осуществляются по смешанной модели: половина депутатов избирается по пропорциональной, а другая половина по мажоритарной системе относительного большинства, т.е. 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства; другие 225 депутатов избираются по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Основные полномочия Государственной Думы заключаются в осуществлении законодательной деятельности. Помимо этого, Конституция Российской Федерации наделяет данную палату и другими немаловажными правами и обязанностями. Так, согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, а также решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. В ее обязанности входит назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека. Государственной Думе предоставлено право объявления амнистии. В числе ее правомочий — выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
К положениям, характеризующим конституционный статус Государственной Думы, следует отнести нормы, устанавливающие сроки ее полномочий, и порядок роспуска. Согласно ч. 1 ст. 96 Конституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года. В то же время Конституция устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
В первом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (ч. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации).
Распустить Государственную Думу Президент может и в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев со дня вынесения ею постановления о недоверии Правительству Российской Федерации, повторно подтвердит свое намерение. При такой ситуации Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции).
И, наконец, ч. 4 ст. 117 предусматривает еще один вариант, позволяющий Президенту реализовать право роспуска Государственной Думы. Произойти это может в том случае, когда Председатель Правительства Российской Федерации ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, а Государственная Дума в доверии отказывает. Это требует от Президента принятия решения в течение семи дней об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена:
по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания;
с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской федерации.
Завершая анализ конституционного статуса палат Федерального Собрания Российской Федерации, необходимо отметить, что процесс отработки механизма их деятельности находится в постоянном развитии. Обновляются, уточняются, упраздняются отдельные правила и процедуры их работы, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные изменения и дополнения, вносимые в регламенты палат. Корректируется деятельность отдельных подразделений, создаются новые парламентские структуры, устанавливаются дополнительные полномочия.
Глава 2. Порядок формирования палат Федерального Собрания.
Установленный Конституцией Российской Федерации четырехлетний срок полномочий Государственной Думы соответствует мировой практике, согласно которой общенациональные парламенты избираются, как правило, на 4-5-летний срок. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам - увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна. Немаловажно и то обстоятельство, что четырехлетний срок полномочий Государственной Думы соответствует сроку полномочий Президента Российской Федерации, который избирается также на четыре года. Конституция, однако, не исключает, что парламент не сумеет отработать отведенного ему четырехлетнего срока по причине роспуска. В соответствии с ч. 4 ст. 111, в случае когда Государственная Дума трижды отклоняет представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Согласно ст. 117 Конституции Российской Федерации Государственная Дума может быть распущена также в случае, когда она отказывает в доверии Правительству Российской Федерации.
Следует заметить, что федеральное законодательство недостаточно четко регулирует срок полномочий Государственной Думы. Так, согласно ч. 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации полномочия Государственной Думы прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Данное положение находится в определенном противоречии со ст. 109, 111 и 117 Конституции, которые не предусматривают функционирования Государственной Думы, распущенной Президентом Российской Федерации. Таким образом, согласно одной статье Конституции Государственная Дума сохраняет свои полномочия, согласно другим - лишена возможности их осуществлять. Возникает очевидный разрыв в осуществлении полномочий федеральным органом законодательной (представительной) власти, что при определенных условиях может обернуться негативными последствиями для стабильности и преемственности государственной власти.
Переходные положения Конституции Российской Федерации (п. 7) сделали изъятие из ч. 1 ст. 96 Конституции Российской Федерации, установив сокращенный срок полномочий для Государственной Думы первого созыва - два года. Это мотивировалось переходным характером Государственной Думы первого созыва, необходимостью интенсивного накопления опыта работы парламента в новых условиях, а также стремлением синхронизировать выборы нового состава Государственной Думы (декабрь 1995 г.) с выборами Президента Российской Федерации (июнь - июль 1996 г.).
В соответствии с ч. 2 ст. 96 порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Подготовка и принятие данных законов могут служить примером труднейшего политического компромисса.
Порядок формирования Совета Федерации установлен в настоящее время Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с данным законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один избирается законодательным (представительного) органом власти, другой назначается высшим должностным лицом (главой исполнительного органа власти) субъекта Российской Федерации. Принятию указанного федерального закона предшествовала дискуссия о порядке и механизме формирования Совета Федерации. За короткую историю российского парламентаризма процедура формирования Совета Федерации претерпела несколько кардинальных изменений. Первый его состав был сформирован на основании Указа Президента Российской Федерации № 1626 от 11 октября 1993 г. «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания» путем выборов двух депутатов от каждого субъекта Российской Федерации по мажоритарной системе по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ соответствующих субъектов Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8