Федеральное собрание Российской Федерации

8)   назначение на должность и освобождение от должности Гене­рального прокурора Российской

Федерации, первого заместителя Ге­нерального прокурора Российской Федерации и

заместителей

Гене­рального прокурора Российской Федерации;

9)   назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счетной 

       палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;

10) назначение на должность и освобождение от должности чле­нов Центральной избирательной

       комиссии Российской Федерации;

11) рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламент­ского сотрудничества;

12) проведение консультаций по вопросам о назначении и отзыве дипломатических представителей;

13) подготовка, рассмотрение и принятие обращения Совета Фе­дерации в Конституционный Суд Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации содержит и иные установ­ления, касающиеся компетенции Совета Федерации, его законода­тельной деятельности, внутренней организации, порядка работы, ста­туса члена Совета Федерации. Они будут проанализированы в пос­ледующих разделах настоящей работы, что позволит в полном объеме охарактеризовать деятельность Совета Федерации в целом.



3. Конституционный статус Государственной Думы.

Конституци­онный статус Государственной Думы определяют конституционные и иные законодательные установления, касающиеся ее особого со­циального назначения, предметов ведения, порядка выборов депута­тов и их правового статуса, внутреннего устройства, порядка работы.

Порядок образования Государственной Думы определяется Кон­ституцией Российской Федерации, федеральными законами «О вы­борах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995г., «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос­сийской Федерации от 19 сентября 1997 г.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право вы­движения кандидатов в депутаты принадлежит непосредственно из­бирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выборы в Государственную Думу осуществляются по смешанной мо­дели: половина депутатов избирается по пропорциональной, а другая половина по мажоритарной системе относительного большинства, т.е. 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ — один де­путат) избирательным округам на основе единой нормы представи­тельства избирателей на одномандатный избирательный округ, за ис­ключением избирательных округов, образуемых в субъектах Россий­ской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства; другие 225 депутатов избираются по федераль­ному округу пропорционально количеству голосов, поданных за фе­деральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избиратель­ными объединениями, избирательными блоками. Основные полномочия Государственной Думы заключаются в осуществлении законодательной деятельности. Помимо этого, Конституция Российской Федерации наделяет данную палату и другими немаловажными правами и обязанностями. Так, согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относится дача со­гласия Президенту Российской Федерации на назначение Председа­теля Правительства Российской Федерации, а также решение вопро­са о доверии Правительству Российской Федерации. В ее обязан­ности входит назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, Предсе­дателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполно­моченного по правам человека. Государственной Думе предоставлено право объявления амнистии. В числе ее правомочий — выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отреше­ния его от должности.

К положениям, характеризующим конституционный статус Го­сударственной Думы, следует отнести нормы, устанавливающие сроки ее полномочий, и порядок роспуска. Согласно ч. 1 ст. 96 Кон­ституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года. В то же время Конституция устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в слу­чаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Фе­дерации.

В первом случае Президент Российской Федерации вправе рас­пустить Государственную Думу и назначить новые выборы после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председа­теля Правительства Российской Федерации (ч. 4 ст. 111 Конститу­ции Российской Федерации).

Распустить Государственную Думу Президент может и в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев со дня вынесения ею постановления о недоверии Правительству Российской Федера­ции, повторно подтвердит свое намерение. При такой ситуации Пре­зидент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции).

И, наконец, ч. 4 ст. 117 предусматривает еще один вариант, по­зволяющий Президенту реализовать право роспуска Государствен­ной Думы. Произойти это может в том случае, когда Председатель Правительства Российской Федерации ставит перед Государствен­ной Думой вопрос о доверии Правительству, а Государственная Дума в доверии отказывает. Это требует от Президента принятия ре­шения в течение семи дней об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена:

по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции Россий­ской Федерации, в течение года после ее избрания;

с момента выдвижения ею обвинения против Президента Рос­сийской Федерации до принятия соответствующего решения Сове­том Федерации;

в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской федерации.

Завершая анализ конституционного статуса палат Федерального Собрания Российской Федерации, необходимо отметить, что процесс отработки механизма их деятельности находится в постоянном раз­витии. Обновляются, уточняются, упраздняются отдельные правила и процедуры их работы, о чем свидетельствуют, в частности, много­численные изменения и дополнения, вносимые в регламенты палат. Корректируется деятельность отдельных подразделений, создаются новые парламентские структуры, устанавливаются дополнительные полномочия.


Глава 2. Порядок формирования палат Фе­дерального Собрания.

Установленный Конституцией Российской Федерации четырехлетний срок полномочий Государственной Думы соответствует мировой практике, согласно которой общенациональные парламенты избираются, как правило, на 4-5-летний срок. Такой период работы позволяет парламенту реализо­вать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депута­там - увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, перио­дический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна. Немаловажно и то обстоятельство, что четырехлетний срок полномочий Государственной Думы соответствует сроку полномочий Президента Рос­сийской Федерации, который избирается также на четыре года. Конституция, однако, не исключает, что парламент не сумеет отработать отведенного ему четырехлетнего срока по причине роспуска. В соответст­вии с ч. 4 ст. 111, в случае когда Государственная Дума трижды отклоняет представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Предсе­дателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Фе­дерации назначает Председателя Правительства, распускает Государствен­ную Думу и назначает новые выборы. Согласно ст. 117 Конституции Рос­сийской Федерации Государственная Дума может быть распущена также в случае, когда она отказывает в доверии Правительству Российской Федера­ции.

Следует заметить, что федеральное законодательство недостаточно четко регулирует срок полномочий Государственной Думы. Так, согласно ч. 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации полномочия Государствен­ной Думы прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Данное положение находится в определенном противоречии со ст. 109, 111 и 117 Конституции, которые не предусматривают функцио­нирования Государственной Думы, распущенной Президентом Российской Федерации. Таким образом, согласно одной статье Конституции Государст­венная Дума сохраняет свои полномочия, согласно другим - лишена воз­можности их осуществлять. Возникает очевидный разрыв в осуществлении полномочий федеральным органом законодательной (представительной) власти, что при определенных условиях может обернуться негативными по­следствиями для стабильности и преемственности государственной власти.

Переходные положения Конституции Российской Федерации (п. 7) сде­лали изъятие из ч. 1 ст. 96 Конституции Российской Федерации, установив сокращенный срок полномочий для Государственной Думы первого созы­ва - два года. Это мотивировалось переходным характером Государствен­ной Думы первого созыва, необходимостью интенсивного накопления опы­та работы парламента в новых условиях, а также стремлением синхронизи­ровать выборы нового состава Государственной Думы (декабрь 1995 г.) с выборами Президента Российской Федерации (июнь - июль 1996 г.).

 В соответствии с ч. 2 ст. 96 порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Подго­товка и принятие данных законов могут служить примером труднейшего политического компромисса.

Порядок формирования Совета Федерации установлен в настоящее вре­мя Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соот­ветствии с данным законом в Совет Федерации входят по два представите­ля от каждого субъекта Российской Федерации: один избирается законода­тельным (представительного) органом власти, другой назначается высшим должностным лицом (главой исполнительного органа власти) субъекта Российской Федерации. Принятию указанного федерального закона пред­шествовала дискуссия о порядке и механизме формирования Совета Феде­рации. За короткую историю российского парламентаризма процедура форми­рования Совета Федерации претерпела несколько кардинальных изменений. Первый его состав был сформирован на основании Указа Президента Рос­сийской Федерации № 1626 от 11 октября 1993 г. «О выборах в Совет Фе­дерации Федерального Собрания» путем выборов двух депутатов от каждо­го субъекта Российской Федерации по мажоритарной системе по двухман­датным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ соответствующих субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать