Федеральное собрание Российской Федерации

Формируются комитеты в зависимости от необходимости законо­дательного урегулирования, и тем самым решения на государственном Уровне основополагающих вопросов государственной и общественной жизни. Согласно Постановлению Государственной Думы второго со­зыва от 19 января 1996 г. «Об образовании комитетов Государственной Думы» было сформировано 28 комитетов.

Столь внушительный перечень комитетов и, соответственно, направлений деятельности Государственной Думы, свидетельствует о широком диапазоне ее полномочий в сфере законотворческой ра­боты, а также об огромном количестве проблем, накопившихся в выше обозначенных сферах и требующих своего законодательного уре­гулирования.

По мере их разрешения определенные комитеты могут быть лик­видированы и, наоборот, в случае необходимости разрешения вновь возникающих задач могут образовываться и другие комитеты.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превы­шающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Конкретные задачи, цели, полномочия комитетов закрепляются в со­ответствующем положении о комитете, которое утверждается поста­новлением палаты.

В случае необходимости решения в рамках основного направле­ния деятельности того или иного комитета конкретной, самостоя­тельной задачи, им могут быть созданы специальные подразделе­ния — подкомитеты.

Рабочими органами Государственной Думы являются также ко­миссии. В отличие от комитетов — постоянно действующих органов палаты — деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекра­щают свою деятельность.

Согласно Регламенту в Государственной Думе образованы сле­дующие комиссии: мандатная; по этике; для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для дачи заключения, пре­дусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции Российской Федерации (вы­движение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности), а также другие для рассмотрения и решения конкретных, как правило, злободневных вопросов (п. 1 ст. 30 Регламента Государственной Думы).

Необходимо отметить, что в отличие от всех иных образуемых Государственной Думой комиссий, особое положение занимает ман­датная комиссия, поскольку функционирует она в течение всего срока полномочий палаты и обладает статусом комитета Государст­венной Думы.

Следует также иметь в виду, что на своем первом заседании в целях организационно-технического обеспечения Государственная Дума избирает специальные временные комиссии: счетную, по кон­тролю за электронной системой голосования, по Регламенту Государственной Думы.

Цели, задачи, полномочия, содержащиеся в соответствующих по­ложениях о комиссиях, а также их состав и сроки деятельности за­крепляются в постановлениях палаты.

Регламент Государственной Думы предусматривает общие для комитетов и комиссий правила, касающиеся их внутренней органи­зации. Они сводятся к следующему.

Комитеты и комиссии образуются из числа депутатов палаты, как правило, на основе принципа пропорционального представитель­ства депутатских объединений. Численный состав данных органов определяется Государственной Думой. Он не может быть менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном Регламентом Государственной Думы, по представлению фракций и депутатских групп.

В состав комитетов и мандатной комиссии не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и его заместители.

Все депутаты Государственной Думы, за исключением Председа­теля Государственной Думы, его заместителей, руководителей депу­татских объединений, обязаны состоять в одном из комитетов палаты. При этом депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета (ст. 23 Регламента Государственной Думы).

Основной формой работы комитетов и комиссий являются засе­дания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Проводит за­седание председатель комитета, комиссии или его заместитель. Вне­очередное заседание вправе созывать председатель комитета, комис­сии по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии.

В заседании комитета, комиссии могут принимать участие с пра­вом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не вхо­дящие в их состав. Кроме того, на заседании указанных органов впра­ве присутствовать полномочный представитель Президента Россий­ской Федерации в Государственной Думе, полномочный представи­тель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, зако­нопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комис­сии, и другие должностные лица федеральных органов исполнитель­ной власти.

На заседания комитетов и комиссий могут быть приглашены экс­перты, а также представители заинтересованных государственных ор­ганов и общественных объединений, средств массовой информации.

Комитеты и комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, ко­миссиями раздельно.

Другими, не менее важными формами работы комитетов и ко­миссий, являются парламентские слушания, конференции, совещания, «круглые столы», семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также по другим вопросам, 'нахо­дящимся в ведении комитетов и комиссий.

Для подготовки отдельных вопросов комитеты и комиссии могут создавать рабочие группы из числа своих членов, а также других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций. Так, в соответствии со ст. 221 Регла­мента Государственной Думы может быть образована временная де­путатская рабочая группа по подготовке первого заседания палаты нового созыва. Указанная депутатская рабочая группа формируется из числа депутатов, избранных на новый срок. К ее обязанностям может быть отнесена подготовка проектов соответствующих поста­новлений Государственной Думы, а также других документов, свя­занных с началом работы Государственной Думы нового созыва.

Комитеты и комиссии Государственной Думы вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу зако­нопроектов, запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организаций.

Завершая рассмотрение внутреннего устройства Государствен­ной Думы, следует отметить, что перечень ее органов будет не совсем полным, если не сказать о таком структурном подразделении палаты, каким является Совет соотечественников при Государственной Думе. Совет образован в соответствии с постановлением Государственной Думы от 5 апреля 1995 г.' и определяется им как постоянно дейст­вующий экспортно-консультативный орган, представляющий в Го­сударственной Думе российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Совет соотечественников при Государственной Думе формиру­ется по представлению Комитета по делам Содружества Независи­мых Государств и связям с соотечественниками с учетом предложе­ний фракций и депутатских групп на срок полномочий Государст­венной Думы данного созыва. В его состав наряду с депутатами Го­сударственной Думы включаются российские соотечественники, про­живающие за пределами Российской Федерации.

В число основополагающих задач Совета входят изучение эко­номических, политических, правовых, социально-психологических и других проблем жизни и деятельности российских соотечественни­ков, проживающих за пределами Российской Федерации, а также подготовка соответствующих предложений по координации дейст­вий, направленных на защиту прав и свобод российских соотечест­венников в государствах их проживания.

Заключение.

Сегодня не вызывает сомнений, что парламентаризм как эффективное воплощение представительной власти в нашей стране пока еще находится на стадии становления. И в этом не совсем объективно "винить" исключительно Основной Закон. Он не был нам ниспослан свыше, его разработали и "протащили" на референдуме вполне определенные политические силы. И было это сделано в ситуации отсутствия в стране законодательной, представительной власти как таковой. И есть желание продлить срок этой ситуации. Вот в чем смысл главных усилий тех, кто против формирования Совета Федерации путем всеобщих выборов. Это важно понять.

Поскольку в России отсутствует сплоченная и сильная оппозиция, способная эффективно использовать те немногие элементы парламентаризма, которые предусмотрены Конституцией, мы имеем еще один очень активный, не ограниченный дебатами источник законодательства. Это факт, и оспаривать его невозможно. "Указной" период, который еще год назад можно было оправдывать особыми обстоятельствами, необходимостью движения в условиях "дефицита" законов, похоже, становится стилем правления исполнительной власти. Основополагающая сфера общественной жизни регулируется указами и распоряжениями исполнительной власти, вплоть до налоговой системы и льгот, подменяя законодательную власть. Но значит ли это, что у парламентаризма в России нет будущего?

На мой взгляд, размышляя над судьбами парламентаризма в России, следует четко разграничить два аспекта этой проблемы. Первый заключается в оценке роли и возможностей Парламента, Федерального Собрания в его нынешнем виде. Для меня несомненно, что при всей урезанности его полномочий по сравнению с президентской и исполнительной властью влияние Парламента на положение дел в стране, политическую и государственную жизнь могло бы быть гораздо более весомым. Главное условие этого - добрая воля обеих ветвей власти, их постоянное, конструктивное и честное взаимодействие. Кстати, такая мысль явственно прозвучала в первом президентском Послании Федеральному Собранию.

Но на практике такое взаимодействие не сложилось. И Президент и Правительство РФ не жалуют Совет Федерации и Государственную Думу своим вниманием. Если глава Правительства еще время от времени появляется на парламентской трибуне, то Президент вообще предпочитает общаться с Федеральным Собранием через своих представителей или председателей палат. Не может не тревожить стремление действовать в жизненно важных вопросах в обход Федерального Собрания, как это было, например, с вводом армии в Чеченскую Республику, злоупотребление правом создавать указы, игнорирующие мнение парламентариев (например, указ о втором, денежном этапе приватизации), с нарушением действующего законодательства.

У Федерального Собрания нет действенных правовых рычагов для преодоления разрыва между волеизъявлением избирателей, позицией парламентского большинства и курсом "партии власти".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать