Федеральное собрание Российской Федерации

Кроме этого, комитетам и комиссиям предоставлено право со­здавать на общественных началах экспертные советы, привлекать к работе в качестве экспертов специалистов различного профиля, на­значать независимую экспертизу законопроектов.

В процессе своей деятельности комитеты и комиссии вправе об­ращаться к государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам с просьбой о предоставлении необходимой до­кументации. В этом случае должностные лица и организации обязаны предоставлять запрашиваемые материалы.

В обязанности комитетов и комиссий входит представление от­четов о своей деятельности, которые заслушиваются на заседании Совета Федерации.

Основной формой работы комитетов и комиссий являются засе­дания, которые подразделяются на очередные и внеочередные. Оче­редные заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания вправе созывать пред­седатель комитета, комиссии по своему усмотрению, либо по пору­чению Председателя Совета Федерации или его заместителя, коорди­нирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. Комите­ты и комиссии Совета Федерации вправе также проводить совмест­ные заседания. Заседания комитетов Совета Федерации могут про­водиться непосредственно в субъектах Российской Федерации.

Другой немаловажной формой работы комитетов и комиссий Со­вета Федерации являются парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, долж­ностные лица, эксперты, представители государственных органов, об­щественных объединений, научных учреждений и т.д.

Аппарат Совета Федерации. К структурным подразделениям Совета Федерации следует отнести Аппарат Совета Федерации. Он осуществляет правовое, информационно-аналитическое, организаци­онное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Феде­рации.

2. Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

2.1. Должностные лица.

 Возглавляет палату Председатель Государ­ственной Думы. В отличие от Совета Федерации в число должност­ных лиц Государственной Думы входит Первый заместитель Пред­седателя Государственной Думы. Так же, как и Совет Федерации, Государственная Дума избирает заместителей Председателя Государ­ственной Думы. Согласно постановлению Государственной Думы от 18 января 1996 г. «О заместителях Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Государ­ственная Дума второго созыва избрала семь заместителей Председа­теля палаты.

Председатель Государственной Думы, его Первый заместитель и заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государствен­ная Дума может принять решение о проведении открытого голосо­вания. Кандидатов на указанные должности вправе выдвигать депу­татские объединения и депутаты Государственной Думы. Порядок избрания данных должностных лиц урегулирован в Регламенте Го­сударственной Думы. В нем, в частности, установлено, что перечис­ленные выше должностные лица не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Функции Председателя Государственной Думы, равно как и Председателя Совета Федерации, весьма схожи и условно могут быть поделены на организационные и представительские.

Полномочия по осуществлению организационных функции обя­зывают Председателя Государственной Думы:

вести заседания палаты;

ведать ее внутренним распорядком;

организовывать работу Совета Государственной Думы;

осуществлять общее руководство деятельностью Аппарата Госу­дарственной Думы;

назначать на должность и освобождать от должности Руководи­теля Аппарата Государственной Думы и его первого заместителя.

В рамках данных полномочий Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект по­рядка работы Государственной Думы следующие вопросы: о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы; о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях палаты. Ему предоставлено право издавать распоряжения по вопросам, от­несенным к его компетенции. В обязанности Председателя Государ­ственной Думы входит представление Государственной Думе докла­дов о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте програм­мы ее законопроектной работы на очередную сессию и др.

Представительские полномочия наделяют Председателя Государ­ственной Думы правом представлять палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Пра­вительством Российской Федерации, субъектами Российской Феде­рации, Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным Су­дами Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека в Российской Феде­рации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими долж­ностными лицами иностранных государств и международными ор­ганизациями.

В рамках указанных полномочий Председатель Государственной Думы участвует в согласительных процедурах, используемых Пре­зидентом Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 85 Кон­ституции Российской Федерации, для разрешения разногласии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации.

Обязанности заместителей Председателя Государственной Думы сводятся к следующему:

они замещают Председателя Государственной Думы во время его отсутствия;

по его поручению ведут заседания палаты;

координируют деятельность комитетов и комиссий Государствен­ной Думы;

решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом Государственной Думы и рас­пределением обязанностей между заместителями Председателя Го­сударственной Думы.

2.2. Совет Государственной Думы.

 Совет Государственной Думы можно охарактеризовать как коллегиальный, постоянно действую­щий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рас­смотрения организационных вопросов деятельности палаты.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Го­сударственной Думы, руководители депутатских объединений с пра­вом решающего голоса. С правом совещательного голоса в работе Совета Государственной Думы участвуют заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы.

В случае отсутствия Председателя Государственной Думы засе­дания Совета Государственной Думы проводит один из его замести­телей. В отсутствие руководителей депутатских объединений и пред­седателей комитетов по их поручению в заседании Совета Государ­ственной Думы принимают участие их представители из числа де­путатов Государственной Думы. В этом случае заместитель Предсе­дателя Государственной Думы и представители депутатских объеди­нений имеют право решающего голоса.

В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе; полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе; представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Со­вета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроек­тах, внесенных данными субъектами права законодательной иници­ативы. Право присутствовать на заседаниях Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы палаты предоставлено также депутатам Государственной Думы.

Конкретные полномочия Совета Государственной Думы состоят в формировании проектов примерной программы законопроектной Работы Государственной Думы на текущую сессию, календаря рас­смотрения вопросов на очередной месяц, порядка работы Государственной Думы на очередное заседание. В обязанности Совета Го­сударственной Думы входят также созыв внеочередных заседаний палаты, принятие решений о проведении парламентских слушании, о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации.

Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности. Это — на­значение соответствующих комитетов ответственными за подготовку законопроектов к рассмотрению Государственной Думой; направле­ние законопроектов для рассмотрения в комитеты палаты, депутат­ские объединения, субъектам права законодательной инициативы, а также направление законопроектов, подготовленных ответственны­ми комитетами палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к ним Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, субъекту права законодательной инициати­вы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект и т.д.

Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде вы­писок из протокола заседания Совета Государственной Думы, кото­рый подписывается председательствующим на заседании.

2.3. Депутатские объединения.

Организации и деятельности депу­татских объединений в Государственной Думе посвящена глава 3 Рег­ламента палаты. В ней установлено, что депутатские объединения — фракции и депутатские группы — образуются для совместной дея­тельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматрива­емым Государственной Думой.

Под фракцией понимается депутатское объединение, сформиро­ванное на основе избирательного объединения, прошедшего в Госу­дарственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения. Эти критерии являются определяющими при создании фракции. Количество депутатов, представляющих из­бирательное объединение, не имеет при этом значения. Все фракции Государственной Думы, независимо от численности входящих в них депутатов, подлежат регистрации.

Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать де­путатские группы. В отношении депутатской группы Регламент ус­танавливает ограничение — количество входящих в нее депутатов должно быть не менее 35 (п. 4 ст. 16). Только в этом случае объ­единение депутатов может называться депутатской группой и под­лежит регистрации.

В Государственной Думе первого созыва было сформировано 9 депутатских объединений: 8 фракций и одна депутатская группа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать