Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом

Эти проблемы решают различные организации фермеров, чаще всего по своей форме являющиеся кооперативами ( по законодательству Великобритании ). Они не обладают ни большими уставными фондами, ни оборотными капиталами, а получаемая прибыль полностью распределяется между учредителями- фермерами. Каждый из фермеров здесь обладает акцией в один фунт стерлингов, а кооператив управляется советом директоров, и исполнительный директор во главе с директором, назначаемый советом. В настоящее время кооперативы построены по узкоспециализированному принципу - маркетинговые, снабженческие и машинные кружки. Однако жестокая конкуренция за привлечение новых участников заставляет кооперативы расширять сферу своей деятельности, выходя за рамки обычной специализации.

В Великобритании все более заметной стала тенденция к ужесточению конкуренции между крупными банками за финансовый рынок в аграрном секторе страны. Банки резко изменили свою политику и методы работы, что видно на примере одного из пяти самых крупных банков страны - Мидлендбанка. В результате исследования финансового рынка фермерских хозяйств было установлено следующее: - в стране мало банков, полностью владеющих ситуацией т том, что происходит в аграрном секторе и каковы тенденции ее изменения; - отсутствует концепция управления финансами фермерских хозяйств; - нет ясности, кто должен работать с фермерами во время оборота денег; - фермерство является надежным видом бизнеса с малой степенью риска на вложенные средства.

По материалам исследований банк ввел в своей структуре новый отдел финансового менеджмента по сельскому хозяйству. Здесь каждый менеджер напрямую работает с клиентом - фермером, самостоятельно оценивает его кредитную историю, его уровень менеджмента на собственной ферме. Кроме того, финансовый менеджмент банка имеет возможность изучать все показатели движения финансовых средств и аудита , что дает ему возможность оценить истинную потребность клиента в финансовых средствах.

Мидлендбанк предоставляет фермерам широкий набор банковских услуг, в том числе:

n    краткосрочные займы (до 5 лет);

n    долгосрочные инвестиционные кредиты для строительства зданий  общего назначения (до 10 лет) и специального назначения (до 7 лет).

Для приобретения земельных участков фермер может получить долгосрочный инвестиционный кредит  на 25 лет. Банк большое внимание уделяет подготовке новых финансовых менеджеров, используя практические задания и стажировки при разработке бизнес- планов и планировании бюджетов конкретных фермерских хозяйств.

Наибольший интерес для специалистов органов управления АПК представляет вопрос, каким должны быть функции министерства в условиях полного господства рыночных отношений. Британское сельскохозяйственное ведомство несет ответственность перед обществом за следующее:

n    охрана здоровья и общества от некачественной сельхозпродукции;

n    продовольственная безопасность государства;

n    экологическая безопасность сельскохозяйственного производства;

n    использование земли как средства производства;

n    экономический анализ отрасли и их тенденции изменения;

n    реализация общеевропейского законодательства по сельскому хозяйству;

n    сотрудничество со странами ЕС и защита интересов британских фермеров;

n    охрана сельскохозяйственных животных;

n    использование внутренних ресурсов отрасли.

Министерство по всем перечисленным направлениям  решает только общегосударственные проблемы, не вмешиваясь в дела фермерских хозяйств.

Все сотрудники министерства являются государственными служащими, при этом в самом министерстве работают только 8,5 тыс. человек, а остальные в различных агенствах. В лондонском офисе министерства работают только 500 человек, а остальные в региональных центрах по всей Великобритании.

Министерство не представляет своим фермерам финансовой помощи, за исключением тех случаев, когда фермер принимает участие в какой - либо государственной программе ( например, элитное животноводство или сохранение горных пастбищ).Основной источник субсидий для британских фермеров - ЕС, регулирующий европейский рынок сельхозпродуктов. (Международный сельскохозяйственный журнал 1997-№5)  

 




                 

                     ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА.

С точки зрения рынка, сельское хозяйство - прежде всего производитель потребительских товаров, которые удовлетворяют насущные потребности населения. Потребление продовольствия имеет свои физические границы, после их достижения дальнейшее увеличение затрат на продовольствие происходит за счет роста добавленной стоимости, то есть путем повышения качества продуктов, долее глубокой их переработки. Доля затрат на продовольствие в общих затратах потребителей нестабильна. Увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию после достижения определенной границы потребления продовольствия  может произойти только за счет прироста населения, который в развитых странах не велик. Низкий рост спроса на продовольствие вступает в  противоречие с повышением производительности труда в сельском хозяйстве и постоянном увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Поскольку сельскохозяйственное производство в значительной степени изолировано от сигналов рынка посредством защиты и регулирования рынка, такое положение приводит к  появлению излишков сельскохозяйственной продукции. Проблему излишков можно решать путем либо длительного хранения продукции, требующего значительных затрат, либо субсидирование экспорта  на мировой рынок.

В условиях свободного  рынка спрос и предложение продовольствия регулируется путем постоянного вытеснения наименее эффективно работающих производителей их сельскохозяйственного производства с помощью увеличения предложения.(АПК 1995-№2)  

             

                ЦЕНЫ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ.


В 80-х и первой половине 90-х годов в развитых капиталистических странах продолжается инфляционный рост на продовольственные товары со среднегодовыми темпами от 2,2% в ФРГ и Нидерландах до 10,1% в Италии ( в США и Канаде- 3,8% ). Однако рост заработной платы и доходов опережал инфляционный рост стоимости продовольственных товаров.

В современных условиях глобальная концепция ценообразования на продукты питания в развитых капиталистических странах предусматривает: во- первых, активное возрастающее ценовое регулирование производства сельскохозяйственной продукции; во- вторых, снижающееся ценовое воздействие на внутренний рынок продуктов питания и потребительский спрос на них при возрастающем значении доходов населения в регуляции рынка и потребительского спроса; в-третьих, повышение эластичности потребления продуктов питания.

В продовольственном комплексе ( ПК) развитых капиталистических стран решающая роль в формировании розничной цены продовольственных товаров принадлежит в системе маркетинга, так как  в настоящее время 85-90% сельскохозяйственной продукции перед поступлением к потребителю проходит промышленную переработку. Так, в ПК США в розничной цене “ рыночной корзины продовольствия “ доля системы маркетинга с 1980 по 1992 г. возросла с 50 до 72%, а доля сельского хозяйства сократилось с 40 до 28%. Подобная структура розничных цен имеет место в ФРГ, Франции и других странах ЕС.

Таким образом, в развитых капиталистических странах при насыщенности рынка продовольственными товарами спрос на них определяется уровнем доходов населения, а влияние себестоимости сельскохозяйственной продукции на розничные цены нивелируется, так как доля сельского хозяйства в розничной цене уменьшается.

В современных условиях в АПК зарубежных стран общей концепцией ценообразования является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на ее производство и реализацию. При этом все чаще стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен.

В современных условиях практически во всех развитых странах мира наблюдается рост цен на продовольственные товары; в то же время в большинстве этих стран указанный рост компенсируется опережающими темпами увеличения доходов населения. В капиталистической системе хозяйственности потребительский спрос на продукты питания диктуется доходами населения при ведущей роли цен в насыщенности потребительского рынка продовольственных товаров и услуг. При этом во многих странах возрастает бюджетная политика фермерских стран.

И наконец, практически во всех странах с развитой рыночной  экономикой создана правовая основа государственного регулирования цен в виде законов, указов, постановлений. Налажена и систематическая общедоступная публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти же данные, как правило, используются при регулировании уровня доходов, их индексации.(АПК 1997-№7)

           МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК.

Функционирование сельскохозяй­ственного производства и националь­ных и наднациональных рынков про­довольствия на Западе целиком осно­вано на системе государственного ре­гулирования. субсидии и внешнетор­говых ограничений.

Защита внутреннего рынка и вырав­нивание условии производства — не­избежные компоненты экономической политики каждого государства, причем аграрная сфера является почти обяза­тельной зоной относительно высокого уровня защиты. Эти защитные меры, кроме импортных тарифов, включают компенсационные сборы, акцизы, раз­личного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот. администра­тивною регулирования. Поэтому зачас­тую официальные таможенные пош­лины могут быть относительно неве­лики, но за счет других механизмов фактически ставятся непроходимые барьерные для импорта продовольствия. Например, если взять Японию, то там импортные пошлины кажутся относи­тельно небольшими: зерно — 5.3%, мясо — 16,9%, мясные изделия — 16.1%, молочные продукты —26,5% и т. д. Но за счет других элементов внеш­неторговых барьеров ввоз импортного продовольствия очень ограничен. Нап­ример, по рису существует пошлина в размере 15%, но оптовая торговля ри­сом монополизирована государством, и импорт риса в страну фактически запрещен.

В странах же. находящихся в эк­стремальных почвенно-климатических условиях, приходится прибегать ко всему арсеналу защитных мер, что­бы оградить местного производителя от пагубного воздействия мирового рынка. Примером может быть Финлян­дия. Внутренний рынок продоволь­ственных товаров в этой стране защи­щен не только за счет взимания тамо­женных пошлин, но и другими мето­дами государственного регулирования в форме компенсационных и уравни­тельных налогов, что позволяет мест­ным фермерам реализовывать свою продукцию по ценам, значительно пре­восходящим мировые. Вследствие этого достигнут высокий уровень самоо­беспечения продовольствием: пшени­ца — 177%. ячмень — 108%, овес — 174%. сахар — 95%. молоко — 12^%. говядина — 109%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать