ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Обеспечение экономической безопасности на общегосударственном уровне предполагает проведение стратегии, направленной на сбалансированный экономический рост, то есть на развитие конкурентоспособной экономики, обеспечивающей рост благосостояния населения и предусматривающей расширение участия страны в международном разделении труда. Задача обеспечения внешней неуязвимости национального хозяйства решается с учетом баланса очевидных выгод и определенного ущерба, наносимого процессом втягивания экономики той или иной страны в международные экономические связи.
Внешнеэкономическая безопасность любого государства с рыночной экономикой поддерживается правительственными мерами, направленными и на стимулирование внешнеэкономических связей, и защиту внутренней экономики и отечественных экспортеров от иностранной конкуренции. Основными областями, где ощущается воздействие экономической политики правительств зарубежных стран, являются международная торговля товарами и услугами и “перелив капиталов” (иностранные инвестиции и кредиты). Что касается международной торговли, то экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия (прежде всего зерна) остаются важнейшими сферами мировой экономики, где активное вмешательство государства является важнейшим фактором ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высокую степень политизации данного сектора межгосударственных экономических связей.
Важнейшим “структурным блоком” национальной безопасности в различных государствах мира являются получившие самостоятельную значимость комплексные мероприятия в области обеспечения продовольственной безопасности страны.
Проблема международной и национальной экономической безопасности, включающая, в частности, гарантирование достаточного продовольственного обеспечения, занимает одно из центральных мест в политике всех экономически развитых государств мира. При этом вопросы развития сельского хозяйства и продовольственного положения в мире являются приоритетными для международного сообщества. Они обсуждаются на ежегодных совещаниях руководителей “большой семерки”, других высокоавторитетных региональных и мировых форумах. Вопросы сельского хозяйства, торговли продовольствием остаются в повестке дня и двусторонних отношений США и стран ЕС, США и Японии.
Проблемам продовольствия была посвящена и Всемирная встреча на высшем уровне в ноябре прошлого года. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности и План действий, принятый на Всемирной встрече на высшем уровне, заложили основу для реализации различных путей достижения общей цели — продовольственной безопасности на индивидуальном уровне, на уровне домашних хозяйств, национальном, региональном и глобальном уровнях.
Одним из обязательств Римской декларации записано: “Мы обязуемся приложить все усилия к тому, чтобы продовольствие, торговля сельскохозяйственными продуктами и общая торговая политика содействовали продовольственной безопасности для всех при помощи справедливой и ориентированной на рынок мировой торговой системы”.
При некоторых различиях в подходах разных стран к определению продовольственной безопасности общим для всех является требование поддержания на необходимом уровне продовольственного снабжения населения, который гарантировал бы устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность в обществе. Причем надежность продовольственной безопасности государства достигается как достаточным самообеспечением продуктами питания, так и наличием средств для ввоза продуктов в нужных количествах, при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений (например, эмбарго на поставки) в поступлении продовольствия по импорту.
Как считают эксперты ФАО, двумя основными показателями состояния международной продовольственной безопасности выступают объемы переходящих запасов зерна в мире, остающихся на хранении до уборки следующего урожая, а также уровень производства зерна в расчете на душу населения. Первый из двух показателей свидетельствует степени устойчивости продовольственного положения в мире и о га рантиях на случай чрезвычайных обстоятельств (стихийное бедствие, засуха, воина и т. п.). Безопасным считается объем переходящих запасов зерна, соответствующий 60 дням мирового потребления, или примерно 17% всего годового потребления. Динамика запасов зерна показывает соотношение его производства и потребления в мире. Падение уровня запасов до предельного минимума означает, что мировая продовольственная безопасность находится в критическом состоянии, поскольку при сокращении объема запасов ниже этого уровня потребления, как правило, начинается резкий рост мировых цен на зерно (так было в 1972—1973 и 1979—1980 годах). Более общим показателем продовольственной безопасности служит динамика производства зерна на душу населения, характеризующая тенденции развития мирового продовольственного положения в целом.
Разумеется, продовольственная зависимость любой страны возникает прежде всего в результате малой эффективности ее национального агропродовольственного комплекса.
Предстоящие 15—20 лет ожидаются значительные изменения ситуации на международном рынке сельскохозяйственных товаров. Усиливается противоречие между нехваткой продовольствия и ограниченной возможностью дальнейшего наращивания его производства в будущем. Продовольственная проблема не решена даже в развитых капиталистических странах. По данным ФАО, треть населения США недоедает, а 17% американцев ложатся спать голодными.
Согласно прогнозам, спрос на продовольствие возрастет к 2000 г. на 50%, а к 2050 г. — в 3 раза. Руководитель ФАО Жак Диуф считает, что если не произойдет технологического прорыва для увеличения производства продовольствия и повышения плодородия почвы, то к 2010 г. разразится сильнейший продовольственный кризис.
Завершение уругвайского раунда ГАТТ соглашением о постепенном сокращении размеров аграрных субсидий приведет к увеличению мировых цен на продукцию сельского хозяйства. Значение Западной Европы как экспортера зерна уменьшится. В данной связи неизбежно возрастет значение зерновых запасов как фактора обеспечения международной продовольственной безопасности. Не исключено, что в этих условиях увеличится спрос на продовольственную помощь со стороны менее развитых государств.
Продовольственная безопасность является важной составной частью национальной безопасности и не ограничивается рамками экономической безопасности государства или сообщества стран. Решение вопросов продовольственной безопасности в той или иной мере связано с другими, неэкономическими аспектами национальной безопасности, включая и военно-стратегический аспект.
С проблемами продовольственного производства тесно связаны вопросы экологической безопасности. Сельскохозяйственная деятельность — одна из основных причин ухудшения экологической ситуации и в России, и в мире (падение плодородия земель, заражение водоемов ядохимикатами и т. п.). С другой вороны, деградация естественных ресурсов стала серьезным ограничением развития растениеводства и животноводства.
Важным аспектом внутренней национальной безопасности является состояние здоровья населения, качество и продолжительность жизни. Эти вопросы в значительной мере определяются тем, насколько полноценно питание населения.
Известно, что США в 1973—1974 гг. в ответ на нефтяное эмбарго, объявленное странами ОПЕК, рассматривалась возможность использования “продовольственного оружия”. До сих пор поступления от экспорта американского продовольствия позволяют США частично уравновешивать затраты на импорт энергоносителей. При этом сельское хозяйство остается крупным потребителем энергоресурсов: на него приводится около 17% всех затрат. Не меньшее значение имеет энергообеспечение сельского хозяйства и в России. Экспорт энергоносителей позволяет оплачивать импортные закупки кормов и продуктов питания.
ФАО определяет национальную продовольственную стратегию как политику, которая позволяет стране достичь “наиболее высокой степени самообеспеченности в продовольствии в результате интегрированных усилий по увеличению производства жизненно необходимых продуктов, улучшения системы снабжения и потребления продовольствия, ликвидации недоедания и голода”. По мнению экспертов ООН, вопросы национальной продовольственной безопасности во всех странах мира (где в подавляющем большинстве развивается рыночная экономика) имеют общегосударственное значение и являются предметом политики правительств, формирующих политические, экономические и социальные условия, благоприятные для решения проблем обеспечения населения продовольствием. Степень вмешательства государства зависит от эффективности аграрного бизнеса в той или иной стране. Во многих государствах Европейского союза и Японии, где преобладают средние и мелкие фермы (5—10 га земли), а проблема самообеспеченности продовольствием еще до конца не решена, наблюдается активное вмешательство правительства в сельскохозяйственное производство. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что различные виды государственной финансовой помощи — субсидии, гарантирование цен и закупок сельскохозяйственных продуктов, услуги и т. д. — составляли до последнего времени, по расчетам специалистов, около 50% фермерского дохода в государствах ЕС и примерно 70% в Японии.
Продовольственная стратегия любого государства должна заключаться в достижении оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих факторов, направленных на наиболее полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий, аминокислот и микроэлементов. Причем роль правительства заключается не в подмене объективных экономических процессов, а в разработке долгосрочных целей продовольственного обеспечения страны и мер социально-экономического регулирования.
Правительства промышленно развитых стран мира придают общегосударственное значение развитию национального сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. За последние полвека в этих странах широко применялись разнообразные меры государственного регулирования сельского хозяйства. Причем допустимый размер импортной зависимости каждое государство определяло исходя из объема валютных ресурсов и масштабов неудовлетворенного платежеспособного спроса населения на продукты питания. Для развитых стран Запада не существует единых критериев продовольственной безопасности, включая желательный уровень самообеспеченности. Выработка этих критериев зависит от экономического потенциала конкретной страны, природно-климатических условий, уровня развития науки и техники, традиций в питании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8