Проблемы в правовом регулировании туризма в России, устаревшие нормы межправительственного Соглашения с КНР о безвизовых групповых туристических поездках, отсутствие Федеральной Программы развития туризма, непроработанность организации лицензирования – вот проблемы, которые назрели и без их скорейшего развития сложно говорить о дальнейшем развитии отрасли.
Россия – это открытая дверь для туристов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которая помогает им ближе знакомиться с нашей страной.
Наличие морских и речных портов, железнодорожной магистрали, сети аэропортов и автодорог позволяет достаточно широко развивать въездной туризм. И задача региональных администраций, работников туристического бизнеса России привлекать как можно больше туристов.
Однако туристская инфраструктура крайне недостаточна. Необходимо принятие кардинальных мер для наращивания туристической базы. Лишь активное строительство гостинец, культурных центров, отвечающим самым современным требованиям, развитие средств коммуникации позволит увеличить число гостей регионов России из других стран.
Большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными, без государственной поддержки развитие индустрии туризма в России невозможно. Российский туризм без Востока России не может представить собой единого высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, который удовлетворял бы спрос как российских, так и иностранных туристов.
Для того чтобы развивать туризм в комплексе, нужна долгосрочная федеральная Программа его развития с учетом потребностей и особенностей России.
Надеяться, что предложенный сегодня проект Концепции развития туризма в России, подготовленный Координационным советом по туризму Межрегиональной ассоциацией станет основой, частью будущей федеральной программы.
Только при соответствующей государственной поддержке, серьезных инвестициях туристическая отрасль России получит дальнейшее развитие, т он станет более привлекательным регионом для туристов.
С февраля 2004 года Федеральное агентство по туризму не продлило регионам полномочий на лицензирование турагентской деятельности, и само лицензирует туроператорскую и турагентскую деятельность. В результате туристические фирмы растут как грибы, о большинстве из них региональные органы управления туризмом узнают только из рекламных блоков СМИ. Лицензирующий орган – Федеральное агентство по туризму, физически не в силах определить соответствие лицензиатов требования и выполнение ими лицензионных условий.
В этой связи положение изменилось и не лучшую сторону. Только в г. Благовещенск Амурской области за последние полгода 8 вновь созданных организаций получили в Федеральном агентстве лицензии на туроператорскую деятельность. И ни на одну из них не был сделан запрос в орган регионального управления туризмом об их реальном соответствии лицензионным требованиям. А туризм, как показывают некоторые события, связан порой с экстремальными ситуациями.
Департамент экономического развития и внешних связей Администрации Амурской области в 2005 году дважды обращался в Федеральное агентство по туризму с просьбой дать разрешение на проверку деятельности новых турфирм, поскольку в конечном итоге страдают туристы. Однако ответа на получено.
Чтобы не выхолащивать деятельность региональных органов управления туризмом Федеральному агентству по туризму необходимо решить вопрос о передаче полномочий по лицензированию туроператорской и турагентской деятельности регионам.
Сейчас идет период подготовки Федеральным агентством по туризму новых проектов нормативно-правовой базы регулирования турбизнеса России. В этой связи просим рассмотреть наши предложения для включения в законодательные акты:
· в целях обеспечения национальной безопасности (в части борьбы с терроризмом, противодействием незаконной миграции и т.д.), сохранить систему лицензирования в сфере туризма, вернувшись к лицензированию международной туристической деятельности;
· в целях действенного контроля за соблюдением лицензиатами условий и требований Положения о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности № 95 от 11.02.2002 передать право осуществления лицензирования туристической деятельности региональным органам управления туризмом в субъектах Российской Федерации.
Соглашении между Правительствами Российской Федерации и Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 года.
Проблемы, связанные с реализацией Межправительственного Соглашения, неоднократно обсуждалось на межрегиональных совещаниях, рассматривались на заседаниях Координационного Совета по туризму Межрегиональной Ассоциации России. Предложение по внесению дополнений и изменений в Соглашение направлялись в Правительство РФ и в Федеральное агентство по туризму.
Предложений порядок отбора туристических организаций для работы в рамках Соглашения нуждается в изменении. На практике мы убедились, какой резонанс вызывает ежегодное утверждение списков турфирм. Считаем, что одного года полномочий туроператорам недостаточно, особенно для начинающих в этом направлении. Заключение договоров с китайскими партнерами, раскрутка маршрутов, анализ и оценка качества предоставляемых услуг, в течение года не реально проделать данную работу.
На сегодняшний день деятельность региональных органов координации свелась к ежемесячным отчетам о работе турфирм в раках Соглашения и к оперативным ответам на запросы Федерального агентству по туризму. С апреля 2004 года не были продлены полномочия по координации деятельности по реализации межправсоглашения. Мы со своей стороны неоднократно направляли свои предложения. Но ответа не получили.
Со своей стороны предлагаем Федеральному агентству по туризму передать в регионы полномочия по координации деятельности туристических организаций в соответствии с требованиями Соглашения сроком на 5 лет. Дать право субъектам Российской Федерации самостоятельно определять и утверждать список туроператоров, решать совместно с контролирующими органами и ведомствами проблемы с нарушителями, предоставляя при этом Агентству информацию уведомительного характера для оперативного внесения изменений в список турфирм по линии МИД России.
Заключение
Я считаю, что здравницы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию расположены на Чернорском побережье Кавказа, в Кавказских Минеральных Водах, Московской и Ленинградской областях, Алтайском крае и Калининградской области.
Здравницы, подведомственные Агентству, являются классическими специализированными санаторно-курортными учреждениями. В настоящее время это преимущественно санаторно-курортные учреждения, представляющие услуги для детей (взрослых с детьми) и противотуберкулезные санатории для взрослых и детей.
Всего санаторно-курортных учреждений - 65, функционирующих - 63; детских - 35 (в том числе для детей с родителями) - 8175 коек. Бывших санаториев Минтруда - 6 - 1428 коек (круглогодичных - 678) + 4 пансионата с лечением. Противотуберкулезных - 16 (из них - 3 детских) – 4240 коек (из них - 910 детских), всего 20966 взрослых и 2224 детей пролечено за 2004 год. Детский реабилитационный центр "Лесные поляны» 100 коек; Курортная больница (Кисловодск) - 100 коек, детские (35) - максимальная ёмкость в год -122 625 человек, взрослые (6) - 21420 человек, Курортная больница - 1500 человек. Всего может быть принято в подведомственных здравницах около200115 человек.
Действующая нормативно-правовая база для здравниц, подведомственных агентству: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.12.2000 г. № 427 «О распределении путёвок в детские санатории Минздрава России на 2001-2002 годы»; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.03.2004 г. №124 «О совершенствовании организации санаторно-курортной помощи больным в туберкулёзных санаториях»; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 августа 2002 г. NQ250 «О направлении больных на лечение в клиники научно исследовательских учреждений курортологии и реабилитации Минздрава России» (Приказ Минздрава России от 13.11.2003 г. № 550 «О внесении изменений в приказ Минздрава России от 09.08.2002 г. № 250»); Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 г. № 155 «О плане распределения путевок в санатории Минздрава России для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2003 и последующие годы»; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Все документы, регламентирующие организацию предоставления санаторно-курортной помощи подведомственными здравницами Агентства, несмотря на то, что отдельные приняты после 2000 года, несут все основные характеристики управления советского периода, то есть, возможны к исполнению при 100%-ном бюджетном финансировании, наличии долгосрочного (пятилетнего) планирования и строгой вертикали исполнительной власти. Например, при 100%-ном финансировании из бюджета, изменение количества заездов исключительно влияло на количество оздоровленных (пролеченных) пациентов. В нынешний период 5 дополнительных заездов в 300-коечномсанатории - это добавление 1500 путевок к «резерву» главного врача, которые могут быть реализованы на хозрасчётной основе.
Ни в одном из приказов не раскрыта структура «резерва», хотя в неё попадают и договора по обеспечению санаторно-курортным лечением льготной категории граждан по 400 руб. в сутки, то есть деньги Фонда социального страхования Российской Федерации, которые, кстати, тоже относятся к бюджету первого уровня и работа с данной категорией граждан является плановоубыточной для санатория любой коечной мощности, и приобретение путевок в люксы по 1000 долларов США за один день. Сложными и противоречивыми оказались проблемы по обеспечению санаторно-курортным лечением льготной категории граждан при реализации Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. Нерешённым остаётся вопрос по оплате проезда льготной категории граждан, получивших путёвки на санаторно-курортное лечение в учреждения Федерального подчинения через территориальные органы исполнительной власти, ведающие вопросами здравоохранения.
Поскольку приказы имеют долгосрочный (пятилетний) характер, то не предусматривают перераспределение путёвок между территориями, даже если они не востребованы в истекшем году, уж не говоря об перераспределении в течение года, так как приказами предусматривается исключительно годовая отчётность. Территории отчитываются перед санаториями и территориальными зональными управлениями в конце года и Агентство может получить информацию по «недоиспользованию» или «дефициту» путевок на территориях исключительно в начале следующего года, когда проект приказа должен быть подготовлен уже сегодня. Необходимо рассмотреть возможность централизованного выпуска санаторно-курортных путёвок, изменить предоставление этих путёвок в территориях, а именно льготной категории граждан, которым предоставляется санаторно-курортное лечение на базах здравниц Агентства, выдавать через МСЭ, а иным нуждающимся в санаторно-курортном лечении через Федеральные государственные учреждения, предоставляющие специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12