Санатории, являясь специализированными и круглогодичными, должны получать пациентов после выписки из стационара и по назначению врача, а не на «отдых», как фактически используют эти путёвки в субъекте. Путёвки на «отдых» должны реализовываться на договорной основе для покрытия «недофинансирования» так, как и происходит по факту в настоящее время. Кроме того, только в Федеральных учреждениях можно будет получать путевку на долечивание в санаторий, что поднимет их рейтинг в предоставлении бесплатной медицинской помощи, а Агентству получить соответствующую отчётность и подойти в последующем к решению вопроса управления «ресурсом» мест при применении в дальнейшем современных Интернет-технологий.
Несмотря на то, что Российская курортология берёт своё начало с Указа Петра I «О приискании в России минеральных вод» от 24 июня 1717 года, до настоящего времени не закреплена никакими законодательными и нормативными актами «обязательность» применения санаторно-курортными учреждениями природных лечебных факторов. Необходимо сделать обязательным применение природных лечебных факторов в санаторно-курортных учреждениях. Если не будет решён вопрос официального нормативного закрепления обязательности применения при родных лечебных факторов санаторно-курортными учреждениями, произойдёт выхолащивание принципов классической российской курортологии, сформированной на базе использования многообразных отечественных природных лечебных ресурсов, многие из которых уникальны, тем более, что созданная в стране система санаторно-курортного лечения и оздоровления не имела и до настоящего времени не имеет аналогов в мировой практике. Вопрос закрепления использования при родных лечебных факторов мог бы быть решен через лицензионные требования к санаторно-курортным учреждениям и требованиям к системам добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению. Вышеуказанные документы могут быть приняты Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Кроме того, закрепление применения природных лечебных факторов должно быть реализовано через систему ценообразования стоимости санаторно-курортной услуги. При государственном заказе вопрос стоимости услуги определяется, по сути, способом формирования «тарифа» на комплексную услугу, но платные санаторно-курортные услуги должны быть регламентированы системой ценообразования, которая закрепляет применение природных лечебных факторов, и, соответственно, работы недропользования не должны увеличивать налогооблагаемую базу санаторно-курортного учреждения. В настоящее время выгоднее приобретать чужую минеральную воду, лечебную грязь, а не разрабатывать и использовать свою.
Таким образом, не дожидаясь внесения поправок в законодательство и принятия Концепции Государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации, предлагаем закрепить применение природных лечебных факторов: лицензионными требованиями, стандартами систем добровольной сертификации, индикаторами качества предоставления санаторно-курортного лечения, системой ценообразования.
Одним из наиболее сложных вопросов является вопрос эффективности землепользования для санаторно-курортных учреждений. В настоящее время вопросы курортного дела в России вошли в перечень поручений Президента РФ. По итогам заседания Президиума государственного совета России от 23.07.2004 г. сформулировано основное направление в работе курортов как вопрос «Разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных санаторно-курортных комплексов, повышение эффективности землепользования и управления собственностью, развитие инфраструктуры курортов, формирование индустрии курортного дела». При формировании комплекса мероприятий по вышеуказанному направлению особое место должно быть уделено вопросам эффективности землепользования, поскольку именно санаторно-курортные учреждения расположены на особо охраняемых природных территориях и имеют значительные парковые (рекреационные) зоны. Традиционные подходы к оценке эффективности землепользования применяют критерии, основанные на сопоставлении прибыли и затрат с учётом фактора времени (необходимости дисконтирования денежного потока и дохода).
В Федеральных государственных учреждениях, к которым относятся подведомственные санаторно-курортные учреждения Агентства, используется до настоящего времени сметное финансирование, которое исключает возможность получения прибыли, а следовательно, и применение общепринятых методов оценки эффективности землепользования.
На основании вышеизложенного считаем целесообразным разработать новые критерии к оценке эффективности землепользования, позволяющие управлять федеральной собственностью в современных условиях.
Эти критерии будут основываться на сопоставлении стоимости единого объекта недвижимости, финансовых потоков, сформированных в результате реформы здравоохранения и перехода на новое земельное законодательство. Для этого необходимо: провести техническую инвентаризацию каждого объекта; сформировать единый объект недвижимости по каждому объекту, для чего необходимо провести межевание границ земельного участка, составление кадастрового плана с нанесением на нём всех имеющихся зданий и сооружений; оценить стоимость объектов с учётом стоимости земельных участков, а также зданий и сооружений (с определением степени их износа); оценить эффективность использования участков с учётом плотности застройки и наличия округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования.
Необходимо отметить, что негосударственные санаторно-курортные организации попадают под непосильное налоговое обременение, поскольку должны будут переходить на договора аренды. Поэтому важно своевременно поставить вопросы о налоговых льготах для санаторно-курортных организаций различных форм собственности. Для разработки новых критериев, позволяющих оценить эффективность землепользования санаторно-курортными учреждениями различных форм собственности с учётом противоречивости действующего земельного и налогового законодательства необходимо провести юридическую экспертизу всех законодательных актов, включая региональные по однородным группам объектов с целью выработки единых методологических подходов.
Среди вопросов финансирования предлагаем рассмотреть вопрос предоставления санаторно-курортных услуг на страховых принципах.
В настоящее время документооборот, сопровождающий взаиморасчеты и закрепленный законодательно в санаторно-курортной отрасли, ориентирован на путевку – документ удостоверяющий право граждан на получение комплекса санаторно-курортных услуг. В Общероссийском классификаторе услуг населению (ОК 002-93) санаторно-курортное лечение отнесено к разновидности медицинских услуг и является по сути разновидностью комплексной медицинской услуги, предоставляемой по путевке, утвержденной Приказом Минфина России от 10 декабря 1999 № 90н как бланк строгой отчетности. Но страховые медицинские организации не имеют законодательного права приобретения санаторно-курортной услуги по путевке. Страховщик в страховой продукт может включать исключительно услуги восстановительного или реабилитационного лечения с оформлением соответствующего счета. Несмотря на то, что большая часть санаторно-курортных учреждений работают по программам добровольного медицинского страхования, необходимо сформулировать легитивные механизмы предоставления санаторно-курортных услуг на страховом рынке.
Необходимо отметить, что при обхождении лицензирования санаторно-курортным учреждениям «негласно» перестали выдавать лицензии на стационарную деятельность, а это значит, отсекают санатории от значимого для санаториев финансового потока «страховых» денег. Добровольное медицинское страхование, которое сложно и долго совместно с санаторно-курортными учреждениями прокладывало дорогу страховым принципам в курортном деле, в одночасье осталось за бортом. Необходимо сформировать нормативную базу, которая позволит предоставлять санаторно-курортным учреждениям услуги на страховых принципах.
В период перехода к рыночным условиям хозяйствования принципиально должна измениться работа научно-исследовательских организацией. Причем, в отличие от иных Федеральных учреждений Минсоцздрава России, именно научно-исследовательские институты как правило имеют несколько «основных» видов деятельности, а именно: научно-исследовательскую, образовательную и медицинскую, которые неразрывно связаны. Изменения должны коснуться всех трех базовых направлений деятельности НИИ: ком мерциализация научных исследований и«актуализация» направлений при планировании научно-исследовательских работ, «опережающий» характер знаний; страховой принцип оказания медицинских услуг. Изменения должны произойти, как в планировании научных исследований, так и в организации работы и контроле исполнения. Планирование реально должно быть взаимосвязано со «спросом» на готовую научную продукцию. При этом «спрос» должен регулироваться не только рыночными механизмами «при обретения» новых технологий, но и системой государственных требований, сформулированных и предъявляемых при лицензировании (разрешительная функция), сертификации (оценка качества предоставляемых услуг), аккредитации учреждений (государственное признание). Кроме того, должен существовать механизм «обновления» стандартов предоставления медицинских услуг с учетом новых медицинских технологий. Актуализация научно-исследовательских работ должна в первую очередь учитывать решение первоочередных государственных задач. На пример, учтена ли в планах на будущий год в профильных институтах предстоящая работа с льготной категорией граждан. Ведь в последующем дифференцированный подход (показания, противопоказания, стандарты) разрабатывать именно этим институтам.
Особое внимание при планировании научно-исследовательских работ должно быть уделено в институтах, реализующих научно-исследовательские работы в области организации здравоохранения, где особо должны быть разработаны вопросы перехода работы учреждений здравоохранения на страховые принципы с учетом принятой модели реформирования в здравоохранении. Для Федеральных учреждений, которые до настоящего времени находятся на сметном финансировании, это будет наиболее сложный вопрос для практической реализации и последующего закрепления в соответствующем документообороте. Речь идет не просто о переходе к страховым принципам, а принципиально новом «финансовом менеджменте», где параллельно должны быть реализованы межбюджетные отношения, и работа, как с государственными страховщиками, так и страховыми медицинскими организациями.
Поскольку в период реформы неизбежна смена собственников некоторых учреждений, то необходима разработка процедуры банкротства учреждений здравоохранения с учетом особенностей функционирования отрасли, подходов к оценке бизнеса (с учетом нематериальных активов, которые должны быть представлены интеллектуальной собственностью и т.д.). Именно поэтому наиболее актуальным и сложным является вопрос коммерциализации научных исследований.
В предыдущие годы все методики, разработанные ведущими научно-исследовательскими институтами Минздрава России, традиционно в установленном порядке оформлялись в виде методических рекомендаций (указаний, пособий для врачей) и делалась их централизованная рассылка. Основным требованием к выпускаемой научной продукции была не только обязательная новизна предлагаемых методик, но и возможность их воспроизведения при прочтении. Система защиты новизны исследований и авторских прав (патенты, авторские свидетельства и т.д.) выполняла функцию подтверждения новизны исследования, но не предусматривала дальнейшего введения в хозяйственный оборот, и, как правило, не поддерживалась (не оплачивались пошлины) учреждениями. При этом в настоящее время сформирована законодательная база, которая не только позволяет защитить, различными способами авторские пpaвa на научную продукцию, но и ввести интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот, сделав предметом бизнеса и влияния на налогооблагаемую базу предприятия.
Финансовое право текущего периода делает возможным оценку интеллектуальной собственности и постановку ее на баланс как нематериальные активы основных фондов предприятия с заключением в последующем лицензионных договоров с пользователями, договоров уступки патента и т.д. Научная Продукция становится цивилизованным предметом купли-продажи.
Актуальность вопроса коммерциализации результатов научных исследований и введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот не вызывает сомнений. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации 01 02.09.1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» права на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий для обеспечения федеральных государственных нужд осуществляется на основе безвозмездной неисключительной лицензии, предоставляемой государственным
заказчиком. Для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных нужд, права на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий могут передаваться третьим лицам по лицензионным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уже сегодня поставленные на баланс способы и методы лечения при акционировании государственного учреждения могли бы превратиться в акции (долю) государства. По предварительным данным около 80% патентов утратили из-за неуплаты пошлин патентоспособность. При этом коммерческие структуры начали работу по «сшиванию» патентов, следовательно. Государственные НИИ не смогут противостоять даже «разворовыванию», «незаконной приватизации» интеллектуальной собственности, уж не говоря об ее оценке и проведению предпродажной подготовки. Таким образом, необходимо провести ревизию интеллектуальной собственности в ведущих научно-исследовательских институтах и своевременно привлечь юристов, патентоведов, специалистов по оценке интеллектуальной собственности к ее коммерциализации. Другими словами, необходимо сделать управляемым процесс коммерциализации научных исследований
Список литературы:
1. Чудковский А.Д. Управление индустрией туризма – М: Кнорус 2004г.
2. Кусков А.С. Курортология и оздоровительный туризм – Ростов-на-Дону: Феникс 2004г.
3. Кубушкина Н.И. Организация туризма – Минск: ООО «Новое знамя» 2003г.
4. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме – М: Финансы и статистика 2003г.
5. Сергиенко В.И. Новые подходы в организации санаторно-курортного лечения здравницами, подведомственными федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию // Курортные ведомости 2005г., №4 (31)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12