«Портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных её сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой), то есть в результате выявления характера героя»[15]. Пример – портретный очерка посвящённый оперной певице Любови Казарновской (Единственная и неповторимая // Ставропольские губернские ведомости. – 2007. - № 6, см. Приложение 4).
В качестве пародии можно рассмотреть материал «Охота на медведя» (Ставропольские губернские ведомости. – 2006. - № 136, см. Приложение 5). Он парадирует русскую народную сказку. Прим это учитываются все нюансы пародируемого явления: зачин («Дело было зимой в правительством забытой деревне»), герои (мужики). В качестве основных методов автор использует гиперболу и иронию.
Сатирические материалы «Ставропольских губернских ведомостях» по объекту сатиры можно разделить на две группы: сатира «на лица» (объектом являются депутаты, политические и государственные деятели) и сатира на общественное зло, человеческие пороки. Тем не менее, что бы ни выбиралось в качестве объекта, сатирические материалы имеют преимущественно политически подтекст. Редактор «Ставропольских губернских ведомостей» это явление объяснил так: «Давно известно, что над политиками всего мира смеются. То шаржи на них рисуют, то куклами представляют, то целые мультяшные сериалы о них ставят. Видимо, есть в этом сорте людей что-то такое, что не позволяет говорить с ними серьёзно. Серьёзно говорить, разумеется, никто с ними не возбраняет, но эффекта, как показывает жизнь, от этого никакого. Пронимает политиков, заставляет их меняться только юмор, а лучше – сатира».
Особую роль в этом контексте играет постоянная рубрика газеты «Письма губернатору». В 2006 году была даже выпущена книга с одноимённым названием, в которую вошли 40 писем. Автором этих материалов является редактор издания Александр Емцов. «Что такое мои «Письма» - юмор или сатира, - я не берусь судить. Знаю одно: здесь моё и многих моих читателей личное отношение к губернатору Ставропольского края А. Черногорову. К его поступкам, поведению, тем или иным высказываниям» - отмечает А. Емцов в предисловии к книге. Все письма содержат элементы художественно-публицистических жанров: фельетона, памфлета, пародии.
Таким образом, мы можем выявить следующие тенденции развития жанровой системы в общественно-политической газете «Ставропольские губернские ведомости»:
во-первых, в связи со сменой периодичности, в газете поменялись приоритеты жанровых форм: информационные жанры уступили место аналитическим, снизив своё количество на 15 %.
во-вторых, аналитические материалы всегда являлись неотъемлемой частью каждого номера. Общая задача этих публикаций - разъяснять суть различных общественных событий, феноменов, показывать тенденции их развития, их значимость; анализировать и распространять передовой опыт решения различных задач.
в-третьих, художественно-публицистические жанры представлены не всеми известными в журналистики жанрами. Так, на страница «Ставропольских губернских ведомостей» мы не находим легенды, эпиграфа, игры;
в-четвёртых, для «Ставропольских губернских ведомостей» характерен особый вид материалов сатирической направленности, печатающихся под рубрикой «Письма губернатору». Эти публикации можно даже назвать «визитной карточкой» данного издания.
Заключение
«Ставропольские губернские ведомости» - общественно-политическая газета, не дотируемая государство, и составляющая некую оппозицию правящей власти. Основными социально-информационными функциями для неё являются: аналитическая, обзорная, рекламная, просветительская, развлекательная, справочная, консультативная.
Основными целями и задачами газеты являются информирование аудитории о событиях, происходящих в Ставропольском крае и России, анализ политических и социально-экономических событий и процессов общественной жизни. Журналисты обращаются к описанию и комментированию явлений современной действительности. Совокупность всех материалов представляет собой осмысление явлений местного, общероссийского, иногда мирового масштаба, которые редакция считает наиболее значимыми и актуальными для читателя. В качестве одной из основных, можно отметить и функцию всестороннего просвещения аудитории.
Смена периодичности издания повлияла как на типологические признаки издания (издатель, объём, авторский состав, структура), так и на предметно-тематическую направленность материалов. Произошло некоторое перераспределение степени информационного интереса издания к привычным темам. Так, возрастает количество публикаций, посвященных экономике (на 6,5 %), политике и культуре (на 2 %), бытовым историям (14, 4 %). В начале 2007 г. наблюдается всплеск публикаций, посвященных политической тематике, что, на наш взгляд, обусловлено стартовавшей на тот момент в крае предвыборной кампании.
Среди тем, являющихся, по словам главного редактора А.А. Емцова, принципиальными для информационной политики издания – деятельность Государственной Думы СК, а особенно деятельность губернатора Ставропольского края. Этой теме зачастую посвящались передовые статьи газеты. Кроме того, развитие данной темы в издании обусловило и развитие нового для газеты художественно-публицистического жанра – письма.
В «Ставропольских губернских ведомостях существует свой подход к организации материалов, к способу подачи журналистских текстов, в издании журналист по-своему подходит к реализации понятия структуры информации. В газете существует чётко выдержанная внутренняя структура. Характерно также стабильное жанровое наполнение рубрик, т.е. в каждой рубрике из номера в номер публикуются материалы только одного жанра. Основная часть публикаций сопровождается иллюстрациями. Поэтому газета по-своему оригинальна и узнаваема.
1. Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999.
2. Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 1998. № 3.
3. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. – М. – Ростов-на-Дону, - 2006.
4. Богданов Н.Г. Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Л., 1971.
5. Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб., 2002.
6. Георгиев Д. Режиссура газеты. – М., 1979.
7. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
8. Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002
9. Засурский Я.Н., Алексеева М.И., Болотова Л.Д. и др. Система средств массовой информации России. – М., 2003.
10. Звягинцев А.В. Социология и психология в журналистике. – Ставрополь, - 2000.
11. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004.
12. Ким М.Н. Журналистика: Методология профессионального творчества. – СПб, 2004.
13. Ким. М.Н. Новостная журналистика. – СПб., 2005.
14. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2001.
15. Ковалевский К.А. Татаринова В.Т. Газетные жанры. – М., 1955.
16. Коновалова О.В. Основы журналиста. – М. – Ростов – на – Дону, 2005.
17. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2002.
18. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.
19. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.
20. Мельник Г. С. Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2004.
21. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2002.
22. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М., 1998.
23. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2002.
24. Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М., 1998.
25. I-формат. Журналистика провинции: Научно-публицистический альманах. – Выпуск 1. – Ставрополь, 2005.
26. I-формат. Журналистика провинции: Научно-публицистический альманах. – Выпуск 2. – Ставрополь, 2006.
27. #"#">#"#" target="_blank">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналтистики. – М., 2202. – С. 252.
[2] Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 33.
[3] Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 1998. № 3. – С. 19.
[4] Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999.
[5] там же. – С. 52.
[6] Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 1998. № 3. – С. 21.
[7] Алексеев А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 1998. № 3. – С. 21.
[8] Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 31.
[9] Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 53.
[10] Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002. – С. 112.
[11] Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 54.
[12] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2002. – С. 245.
[13] Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2000. - С. 77
[14] Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998. – С. 200.
[15] Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2002. – С. 262.