Институт президентства и его влияние на мировую политику

Можно спорить о степени демократичности американ­ской политической системы в целом, но бесспорно, что и президент, и Конгресс, и Верховный суд постоянно испыты­вают на себе давление со стороны самых разнообразных общественно-политических сил - предпринимателей, фер­меров, профсоюзов, других многочисленных и влиятельных общественных организаций. Кроме того, мощное воздей­ствие на политику американского президента оказывает межпартийное противоборство и наличие эффективной оп­позиции в Конгрессе. В действия президента может неза­медлительно вмешаться Верховный суд. К тому же каждый публичный шаг главы государства находится под присталь­ным вниманием средств массовой информации, чья свобода от правительственной цензуры узаконена Конституцией. В целом над деятельностью президента со стороны различ­ных политических и общественных институтов в США осуществляется весьма серьезный контроль[24].

В силу всех этих достаточно надежных ограничителей и противовесов президентская власть в США, независимо от субъективных желаний того или иного президента, не может превратиться в режим личной власти. Любые стремления на­рушить баланс властей в свою пользу получают эффектив­ный отпор. Наиболее четко этот механизм саморегулирова­ния американской политической системы сработал тогда, когда президент Р. Никсон попытался резко усилить прерога­тивы высшей исполнительной власти и ослабить контроль над правительством со стороны высшей законодательной власти. Такие действия президента, усугубленные грубыми нарушениями законности, допущенными рядом сотрудников его администрации, а также яростная борьба оппозиции про­тив ряда инициатив Никсона во внутренней и внешней поли­тике, сплотили в мощную антиниксоновскую коалицию Кон­гресс, Верховный суд, прессу и различные общественные группы. В результате президент Никсон оказался перед ре­альной угрозой импичмента и в 1974 году был вынужден уйти в отставку.

Будучи единоличным главой исполнительной власти, президент США не располагает какими-то явно силовыми рычагами воздействия на Конгресс, оппозиционную и свою собственную партию, прессу, органы власти в штатах и на местах. Президент Г. Трумэн как-то высказался в том смыс­ле, что у президента США нет никакой иной власти, кроме власти убеждения Конгресса, партий, прессы, широких кру­гов общественности в правильности его политики. Это ут­верждение Трумэна явно упрощает сложную и многогранную модель президентской власти, в арсенале которой име­ется достаточно эффективных средств политического, эко­номического и морального воздействия и на сторонников, и на противников президента. Однако в то же время, очевид­но, что благодаря самой конституционной конструкции по­литической системы США и ее дальнейшей эволюции глава американского государства по существу обречен  искать и находить взаимодействие и с Конгрессом, и с оппозицион­ной партией, и с различными общественно-политическими группировками.

Американская модель президентства также отличается своей рациональностью: в ней отсутствует присущий ряду других стран дуализм исполнительной власти, при котором президент и премьер-министр часто соперничают за преоб­ладающее влияние на правительственную политику. Кроме того, эта модель доказала свою высокую степень устойчи­вости с точки зрения преемственности президентской влас­ти. За всю историю США, несмотря на различные полити­ческие и экономические кризисы, войны и другие потрясе­ния, президентские выборы в этой стране ни разу не были отменены или перенесены и всегда проводились в установ­ленные Конституцией США сроки. В случае внезапной смерти того или иного президента правовой механизм пере­дачи власти также срабатывал неизменно четко. Даже убийство нескольких президентов США не создало в стране политического вакуума, смуты или борьбы за власть. В слу­чае смерти того или иного президента его место незамедли­тельно занимал вице-президент, и его легитимность ни у кого не вызывала сомнений[25].

Американская модель президентства не допускает и возникновения двоевластия в политической системе США, когда президент проводит свою политику, а Конгресс осу­ществляет свой курс. Система разделения и баланса властей даже в условиях, когда президент представляет одну пар­тию, а большинство в Конгрессе принадлежит оппозицион­ной партии, обеспечивает единство государственной поли­тики. Результатом любого, даже самого острого, полити­ческого противоборства в этой стране является принятие того или иного закона, который иногда вступает в силу против воли президента или многих парламентариев, но с этого момента его исполнение становится обязательным для всех - от президента и его министров до законодателей и рядовых граждан. При этом и должностные лица, и американское общество в целом признают и соблюдают кон­ституционные и иные правовые нормы, определяющие объем и пределы полномочий президентства и других поли­тических институтов в этой стране. Наконец, специфика политической культуры в США такова, что американцы привыкли рассматривать своего президента не как всемогу­щего "отца нации", единолично правящего страной и отве­чающего за все, что в ней происходит. В то же время прези­дент воспринимается в Соединенных Штатах как глава фе­деральной исполнительной власти, который должен быть ведущим общенациональным политическим лидером, про­являть инициативность в осуществлении государственной политики и обеспечивать эффективное руководство прави­тельством.

Президентская модель, сформировавшаяся в США, по многим своим атрибутам была внедрена и в ряде стран Ла­тинской Америки. Там так же конституционно утверждена республиканская форма правления, президент совмещает функции главы государства и главы правительства, законо­дательная власть представлена Конгрессом, а судебная -Верховным судом. В то же время латиноамериканская мо­дель президентства существенно отличается от модели президентского правления в США.

Прежде всего, в латиноамериканских странах институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламенты этих стран не имеют того контроля над испол­нительной властью, каким располагает Конгресс США. В отличие от президента США латиноамериканские главы государств по собственному усмотрению формируют свои правительственные кабинеты, и утверждение парламентом президентских назначений на правительственные посты в конституциях этих стран не предусмотрено. Несмотря на то, что несколько латиноамериканских стран по форме сво­его государственного устройства провозгласили себя феде­рациями, президенты в этих странах имеют узаконенную возможность осуществлять так называемые федеральные интервенции в дела субъектов федерации, вплоть до смеще­ния губернаторов штатов, чего не вправе делать президент США. Значительно больше власти у президентов латино­американских стран и в сфере экономической политики го­сударства. Это обусловлено тем, что для многих латиноаме­риканских стран характерно наличие большого количества государственных компаний, находящихся под прямым кон­тролем правительств, возглавляемых президентами.

Несмотря на то, что в большинстве стран Латинской Америки еще в XIX веке установилась президентская сис­тема правления, легитимность и статус президентской влас­ти неоднократно нарушались в результате многочисленных военных переворотов. В политической истории практичес­ки всех стран этого континента более-менее продолжитель­ные периоды президентского правления прерывались воен­ными переворотами, в результате которых армейская верхушка свергала законно избранных президентов, пере­давала власть военной хунте, один из членов которой про­возглашался президентом. И в прошлом, и в настоящем Ла­тинской Америки бывали такие случаи, когда президенты сами становились во главе государственного переворота, разгоняли парламенты и устанавливали режим личной дик­татуры. В целом для политических систем стран Латинской Америки до сих пор характерна большая зависимость всех политических институтов, и в том числе института прези­дентства, от армии и генералитета.

Вместе с тем в современной латиноамериканской модели президентства есть несколько важных демократических эле­ментов. Во-первых, в ряде стран этого континента президент избирается на один срок и лишен права на переизбрание, что сужает возможности для установления режима личной влас­ти. Во-вторых, во многих латиноамериканских странах издавна действуют многопартийные системы, что создает условия для возникновения парламентской и внепарламен­тской оппозиции президентской власти. В-третьих, судебная власть явно усиливает свою независимость, и убедительным свидетельством тому стало недавнее отстранение от власти по решению парламентов и судебных властей президентов Бразилии и Венесуэлы. Импичмент этих президентов на ос­нове соответствующей правовой процедуры создает новый важный прецедент в Латинской Америке, где президентов обычно смещали лишь путем военных переворотов[26].

Еще одним существенным признаком демократизации президентской власти и усиления ее правового статуса в Южной Америке является повышение ее контроля над во­енными. Со своей стороны, военная верхушка, оставаясь до сих пор одной из ведущих политических сил в латиноамери­канских странах, демонстрирует в последнее время боль­шую лояльность по отношению к законно избранным президентам. В целом в Южной Америке прочно утвердилась президентская система правления в ее латиноамериканском варианте.

Во многих государствах Азии и Африки также сложи­лась не парламентарная, а президентская модель правления. Афро-азиатская модель (за редким исключе­нием) отличается еще большим авторитаризмом, нередко принимающим формы откровенно тоталитарного режима. Президенты в большинстве этих стран не только объединя­ют в своих руках функции главы государства и главы пра­вительства, но и являются лидерами правящих партий. Са­ми эти партии во многих африканских и азиатских странах являются или единственными, или господствующими в по­литической жизни этих стран, что позволяет президентам формировать из числа своих сторонников не только прави­тельство и местные органы власти, но и парламенты. Сами-парламенты во многих афро-азиатских странах по существу не играют самостоятельной роли и фактически не облада­ют реальными законодательными полномочиями. Вследст­вие этого они не только не являются противовесом прези­дентской власти, но и безропотно поддерживают все его ре­шения, оформляя их в виде законов. Конституционно пар­ламенты не защищены от произвола правящего президента и могут быть распущены по его указанию.

Правительство при афро-азиатской модели президент­ства также не обладает самостоятельностью в своих дейст­виях, хотя во многих странах Азии и Африки наряду с по­стом президента существует и пост премьер-министра. Пре­мьер назначается президентом из особо доверенных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту. И премьер, и любой другой член правительства, как и каждый государ­ственный чиновник, может быть в любой момент уволен президентом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать