Можно спорить о степени демократичности американской политической системы в целом, но бесспорно, что и президент, и Конгресс, и Верховный суд постоянно испытывают на себе давление со стороны самых разнообразных общественно-политических сил - предпринимателей, фермеров, профсоюзов, других многочисленных и влиятельных общественных организаций. Кроме того, мощное воздействие на политику американского президента оказывает межпартийное противоборство и наличие эффективной оппозиции в Конгрессе. В действия президента может незамедлительно вмешаться Верховный суд. К тому же каждый публичный шаг главы государства находится под пристальным вниманием средств массовой информации, чья свобода от правительственной цензуры узаконена Конституцией. В целом над деятельностью президента со стороны различных политических и общественных институтов в США осуществляется весьма серьезный контроль[24].
В силу всех этих достаточно надежных ограничителей и противовесов президентская власть в США, независимо от субъективных желаний того или иного президента, не может превратиться в режим личной власти. Любые стремления нарушить баланс властей в свою пользу получают эффективный отпор. Наиболее четко этот механизм саморегулирования американской политической системы сработал тогда, когда президент Р. Никсон попытался резко усилить прерогативы высшей исполнительной власти и ослабить контроль над правительством со стороны высшей законодательной власти. Такие действия президента, усугубленные грубыми нарушениями законности, допущенными рядом сотрудников его администрации, а также яростная борьба оппозиции против ряда инициатив Никсона во внутренней и внешней политике, сплотили в мощную антиниксоновскую коалицию Конгресс, Верховный суд, прессу и различные общественные группы. В результате президент Никсон оказался перед реальной угрозой импичмента и в 1974 году был вынужден уйти в отставку.
Будучи единоличным главой исполнительной власти, президент США не располагает какими-то явно силовыми рычагами воздействия на Конгресс, оппозиционную и свою собственную партию, прессу, органы власти в штатах и на местах. Президент Г. Трумэн как-то высказался в том смысле, что у президента США нет никакой иной власти, кроме власти убеждения Конгресса, партий, прессы, широких кругов общественности в правильности его политики. Это утверждение Трумэна явно упрощает сложную и многогранную модель президентской власти, в арсенале которой имеется достаточно эффективных средств политического, экономического и морального воздействия и на сторонников, и на противников президента. Однако в то же время, очевидно, что благодаря самой конституционной конструкции политической системы США и ее дальнейшей эволюции глава американского государства по существу обречен искать и находить взаимодействие и с Конгрессом, и с оппозиционной партией, и с различными общественно-политическими группировками.
Американская модель президентства также отличается своей рациональностью: в ней отсутствует присущий ряду других стран дуализм исполнительной власти, при котором президент и премьер-министр часто соперничают за преобладающее влияние на правительственную политику. Кроме того, эта модель доказала свою высокую степень устойчивости с точки зрения преемственности президентской власти. За всю историю США, несмотря на различные политические и экономические кризисы, войны и другие потрясения, президентские выборы в этой стране ни разу не были отменены или перенесены и всегда проводились в установленные Конституцией США сроки. В случае внезапной смерти того или иного президента правовой механизм передачи власти также срабатывал неизменно четко. Даже убийство нескольких президентов США не создало в стране политического вакуума, смуты или борьбы за власть. В случае смерти того или иного президента его место незамедлительно занимал вице-президент, и его легитимность ни у кого не вызывала сомнений[25].
Американская модель президентства не допускает и возникновения двоевластия в политической системе США, когда президент проводит свою политику, а Конгресс осуществляет свой курс. Система разделения и баланса властей даже в условиях, когда президент представляет одну партию, а большинство в Конгрессе принадлежит оппозиционной партии, обеспечивает единство государственной политики. Результатом любого, даже самого острого, политического противоборства в этой стране является принятие того или иного закона, который иногда вступает в силу против воли президента или многих парламентариев, но с этого момента его исполнение становится обязательным для всех - от президента и его министров до законодателей и рядовых граждан. При этом и должностные лица, и американское общество в целом признают и соблюдают конституционные и иные правовые нормы, определяющие объем и пределы полномочий президентства и других политических институтов в этой стране. Наконец, специфика политической культуры в США такова, что американцы привыкли рассматривать своего президента не как всемогущего "отца нации", единолично правящего страной и отвечающего за все, что в ней происходит. В то же время президент воспринимается в Соединенных Штатах как глава федеральной исполнительной власти, который должен быть ведущим общенациональным политическим лидером, проявлять инициативность в осуществлении государственной политики и обеспечивать эффективное руководство правительством.
Президентская модель, сформировавшаяся в США, по многим своим атрибутам была внедрена и в ряде стран Латинской Америки. Там так же конституционно утверждена республиканская форма правления, президент совмещает функции главы государства и главы правительства, законодательная власть представлена Конгрессом, а судебная -Верховным судом. В то же время латиноамериканская модель президентства существенно отличается от модели президентского правления в США.
Прежде всего, в латиноамериканских странах институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламенты этих стран не имеют того контроля над исполнительной властью, каким располагает Конгресс США. В отличие от президента США латиноамериканские главы государств по собственному усмотрению формируют свои правительственные кабинеты, и утверждение парламентом президентских назначений на правительственные посты в конституциях этих стран не предусмотрено. Несмотря на то, что несколько латиноамериканских стран по форме своего государственного устройства провозгласили себя федерациями, президенты в этих странах имеют узаконенную возможность осуществлять так называемые федеральные интервенции в дела субъектов федерации, вплоть до смещения губернаторов штатов, чего не вправе делать президент США. Значительно больше власти у президентов латиноамериканских стран и в сфере экономической политики государства. Это обусловлено тем, что для многих латиноамериканских стран характерно наличие большого количества государственных компаний, находящихся под прямым контролем правительств, возглавляемых президентами.
Несмотря на то, что в большинстве стран Латинской Америки еще в XIX веке установилась президентская система правления, легитимность и статус президентской власти неоднократно нарушались в результате многочисленных военных переворотов. В политической истории практически всех стран этого континента более-менее продолжительные периоды президентского правления прерывались военными переворотами, в результате которых армейская верхушка свергала законно избранных президентов, передавала власть военной хунте, один из членов которой провозглашался президентом. И в прошлом, и в настоящем Латинской Америки бывали такие случаи, когда президенты сами становились во главе государственного переворота, разгоняли парламенты и устанавливали режим личной диктатуры. В целом для политических систем стран Латинской Америки до сих пор характерна большая зависимость всех политических институтов, и в том числе института президентства, от армии и генералитета.
Вместе с тем в современной латиноамериканской модели президентства есть несколько важных демократических элементов. Во-первых, в ряде стран этого континента президент избирается на один срок и лишен права на переизбрание, что сужает возможности для установления режима личной власти. Во-вторых, во многих латиноамериканских странах издавна действуют многопартийные системы, что создает условия для возникновения парламентской и внепарламентской оппозиции президентской власти. В-третьих, судебная власть явно усиливает свою независимость, и убедительным свидетельством тому стало недавнее отстранение от власти по решению парламентов и судебных властей президентов Бразилии и Венесуэлы. Импичмент этих президентов на основе соответствующей правовой процедуры создает новый важный прецедент в Латинской Америке, где президентов обычно смещали лишь путем военных переворотов[26].
Еще одним существенным признаком демократизации президентской власти и усиления ее правового статуса в Южной Америке является повышение ее контроля над военными. Со своей стороны, военная верхушка, оставаясь до сих пор одной из ведущих политических сил в латиноамериканских странах, демонстрирует в последнее время большую лояльность по отношению к законно избранным президентам. В целом в Южной Америке прочно утвердилась президентская система правления в ее латиноамериканском варианте.
Во многих государствах Азии и Африки также сложилась не парламентарная, а президентская модель правления. Афро-азиатская модель (за редким исключением) отличается еще большим авторитаризмом, нередко принимающим формы откровенно тоталитарного режима. Президенты в большинстве этих стран не только объединяют в своих руках функции главы государства и главы правительства, но и являются лидерами правящих партий. Сами эти партии во многих африканских и азиатских странах являются или единственными, или господствующими в политической жизни этих стран, что позволяет президентам формировать из числа своих сторонников не только правительство и местные органы власти, но и парламенты. Сами-парламенты во многих афро-азиатских странах по существу не играют самостоятельной роли и фактически не обладают реальными законодательными полномочиями. Вследствие этого они не только не являются противовесом президентской власти, но и безропотно поддерживают все его решения, оформляя их в виде законов. Конституционно парламенты не защищены от произвола правящего президента и могут быть распущены по его указанию.
Правительство при афро-азиатской модели президентства также не обладает самостоятельностью в своих действиях, хотя во многих странах Азии и Африки наряду с постом президента существует и пост премьер-министра. Премьер назначается президентом из особо доверенных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту. И премьер, и любой другой член правительства, как и каждый государственный чиновник, может быть в любой момент уволен президентом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17