Как бы то ни было, телевидение всегда продает талант. И коль скоро журналистский талант можно купить, то почему бы так и не сделать? При наличии определенных средств и некоторой смекалки, пиарщик всегда найдет путь к сердцу (карману) журналиста. Важно только, чтобы деньги не оказались бы пущенными на ветер – то есть на материал, заведомо не интересный публике. И тут же возникает обратная ситуация. Подав материал действительно привлекательно, пиарщик может и не прибегать к лишним затратам. Известно любому профессионалу: по-настоящему креативный подход позволяет РR-менам придавать существующим информационным поводам необходимую глубину и масштабность.
«Окучивать» и «прикармливать» СМИ надо не деньгами, а профессиональным хлебом – информацией. Есть, однако, еще один денежный и в одновременно не вызывающий нареканий PR-способ быть замеченным телевизионными СМИ – спонсорство. Все хорошо – деньги уплачены официально, имя компании звучит в эфире, из уст авторитетных телеведущих. Мягкий способ для компании с широкими возможностями.
Статья 19 Федерального закона «О рекламе» определяет спонсорство как «осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах».
Другими словами, «спонсорством» называется любой взнос частного или государственного предприятия в финансирование телевизионных программ; цель – реклама собственного имени, марки, имиджа, деятельности или достижений.
С одной стороны, спонсорство свидетельствует об общественной вовлеченности организации. С другой – очевидно, что это отнюдь не безвозмездная благотворительность, а целевые субсидии для достижения взаимных целей, сотрудничество, реализация совместных проектов. Вот и получается – спонсорство остановилось где-то на полпути между PR и рекламой. Вроде о компании говорится не в отведенное рекламное время, а вроде и деньги немалые уплачены. И затраты эти оправдывают себя – статистика говорит, что спонсорство телепрограмм куда выгоднее банальной покупки эфирного времени. Спонсорская реклама – путь выделиться, выйти за рамки рекламного блока. Спонсорство осуществляется не столько для повышения объемов продаж, сколько для улучшения имиджа.
Каналы предлагают уже существующие телепродукты потенциальному спонсору, или же на спонсорские деньги запускаются новые проекты… И все же будущее спонсорства – не за подгонкой программы подходящего формата под требования производителя, а за созданием априори спонсорских программ. Самый удачный подобный опыт на сегодняшний день – reality show «Последний герой» на канале ОРТ.
Однако и в первом, и во втором случае правила оглашения спонсорского участия в телеэфире одинаковы: информация о продукте/компании/проекте вплетается в ткань программы. Собачки в «Дог-шоу» тоннами поедают «Royal Canin», да и любимые телеведущие в усердии не отстают. Андрей Максимов вручает гостям «Ночного полета» кофе от «Московской кофейни на паях», Максим Галкин предлагает освежиться безалкогольной «Балтикой», Юлия Меньшова дарит в «Продолжении следует…» косметические наборы или подписку на женские журналы, Павел Лобков в «Растительной жизни» летает только British Airways. Трансляция художественного фильма представлена «Elektrolux», спонсор показа телесериала – Nivea.
Проще сказать, где спонсорских взносов нет. Хотя… на телеканале «Культура» вроде бы быть не должно. Поскольку, по определению, единственным спонсором государственного СМИ может быть само государство. Однако бюджетных сумм, которых должно хватать и на передачу сигнала, и на подготовку программ, и на развитие телевидения, на все это не хватает. Вот и получается, ищет ТВ где глубже… Пару лет назад руководство ВГТРК вопреки всем правилам согласилось дважды в 16,5 часов эфирного времени телеканала «Культура» размещать 40-секундные ролики фирмы Sony.
Во всем мире принципы спонсорства определены достаточно жестко. Акцент – на том, что спонсор ни в коем случае не может влиять на содержание и составление спонсируемой передачи. Кроме того, спонсоры должны легко идентифицироваться: логотип в начале и/или в конце программы. А главное – не могут спонсироваться информационные передачи.
У нас же – кто платит, тот и заказывает музыку. Практика работы телевизионных программ в рамках спонсорских интересов – не редкость. Причем спонсором может выступать как частный инвестор, так и государство. Материальную независимость в нестабильной экономической среде сохранять довольно трудно, к тому же расходы на большинство телепрограмм сами собой до конца не окупаются.
Так что в современном мире, впрочем, как и во все времена, средства массовой информации – это прежде всего бизнес, пусть с приставкой «медийный», но все же действующий по рыночным законам. Очевидно, что у этих действий есть свои особенности, и речь о них пойдет в третьей части.
А итогом второй главы стал свод правил и принципов, которым для достижения прочных отношений с телевизионными СМИ желательно следовать PR-субъектам. Однако анализ практических реалий показывает, что эти правила нарушаются чаще, чем соблюдаются (и прежде всего правило «Не подкупай!»), потому изучение отношений PR и ТВ не было бы полным без описания феномена черного PR, на профессиональном теле-сленге, «джинсы». С одной стороны, «черный PR» считают бичом любой редакции, а между тем, именно через него рождается новый журналистский профессионализм. И репортер превращается в пиарщика, проталкивая в эфир оплаченную наличными информацию да еще и оставаясь при этом вне всяких подозрений.
Еще один материально обеспеченный и морально удовлетворяющий вариант попадания в телеэфир – спонсорство. Однако для PR-коммуникаций спонсорство большого интереса не представляет, а потому и было описано в конце этой главы с самой общей точки зрения, как один из почти рекламных способов завоевания внимания телезрителей.
Ш глава
Телевидение как равноправный субъект современного рыночного пространства
Начнем с краткого экскурса в новейшую историю российских СМИ. Ее официальное юридическое начало – Закон РФ «О средствах массовой информации», принятый 27 декабря 1991 года и вступивший в действие 8 февраля 1992 года. Нормативный акт закрепил общие принципы свободы массовой информации, а также новый механизм организации и деятельности СМИ. Одновременно были определены и основные принципы взаимодействия общества, фирм и компаний со СМИ. Среди них[9]:
журналисты должны освещать факты такими, какими они происходят на самом деле – без подтасовок, инсценировок, без вмешательства в личную жизнь граждан;
не допускается добывание информации незаконным путем в форме шантажа, любых предложений и просьб, которые могут оказать влияние на участников событий;
СМИ должны отказаться от выдачи в эфир слухов и предположений за точные факты;
аудитория имеет право на получение информации обо всем, что так или иначе влияет на общественную жизнь; в конфликтных ситуациях право выступления предоставляется всем противоположным сторонам; точка зрения журналиста должна быть по возможности нейтральной;
СМИ не отвечают за сведения, полученные из официальных государственных или общественных источников; при обнародовании необходимо давать четкую ссылку на первоисточник.
Однако СМИ не были бы СМИ, а зрители не получали бы требуемой информации, если бы эти принципы соблюдались в полной мере. Есть ведь одно большое НО: СМИ по природе своей склонны к манипуляциям. Хотя бы по причине собственной встроенности в систему массовых коммуникаций. (Кстати, не стоит рассматривать манипуляции как явление однозначно отрицательное).
Одно из известных определений СМИ гласит: «самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения». Значит, институт масс-медиа в общем и телевидения в частности можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как социальное средство общения, а во-вторых, как бизнес. Живущий по специфическим законам, но по основным показателям ничем не отличающийся от любого другого.
Рыночная система предполагает существование множества полюсов власти. СМИ принадлежат либо финансово-промышленным группам, либо контролируются государством. Бизнес и государство используют привлекательную возможность – воздействовать на информационную политику того или иного телеканала. Залог стабильности отстаивания собственных интересов – покупка контрольных или даже небольших пакетов акций крупных медиа-концернов.
Деньги вкладываются – и окупаются. Пресса должна приносить собственникам прибыль, будь она выражена в денежном эквиваленте или же в общественных настроениях.
Медийный бизнес распоряжается особым товаром – информацией. Расчет доходности прост. Чем больше людей увидят и услышат сообщение (а статистические опросы говорят о том, что наиболее востребованными являются новости на темы: внутренней политики (свыше 32%), семьи (18%) и культуры (10%)), тем выше рейтинги передач, соответственно, дороже рекламные площади. С финансовой точки зрения, для любого телеканала рекламодатель, спонсор или владелец, чьи корпоративные интересы обслуживаются, куда важнее зрителя.
Чтобы работать на успех, зрительский ли, спонсорско-собственнический, нужно не только безупречно ориентироваться в мире политической, экономической, общественной, культурной информации, но и опережать конкурентов в телевизионном пространстве.
Как этого добиться? А с помощью тех же «пиаровских штучек». Правила игры ведь существуют для всех субъектов рыночного пространства, и ТВ – не исключение. Сам себя, как говорится, не пропиаришь, никто тебя не пропиарит. Себя нужно подавать и продавать. Все возможности – в телевизионных руках, и к посредникам обращаться не надо...
Возьмем, к примеру, новости – лицо любого канала. Они, как правило, занимают в реестре популярности вторые места, после художественных фильмов. Рейтинг информационных программ на общефедеральных каналах составляет: на ОРТ 85%, РТР – 71%, НТВ – 61%. Стандартная схема подачи новостей – точная копия PR-формулы увеличения информационных акций вокруг одного события: анонс – изложение новости – комментарий – дополнительные подробности – промежуточные итоги – окончательные итоги[10]. Анонс – пожалуйста: «смотрите через несколько минут в нашей программе…» или «подробности в нашем следующем информационном выпуске». Комментарий – в ежевечерней аналитической программе, или разговор с компетентным гостем студии, или же собственные умозаключения. Дополнительные подробности и итоги – в еженедельной обзорной информационной программе. Новость раскручивается, заинтересованный зритель нет-нет, да и нажмет на пульте нужную кнопку в назначенный час.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11