1.2 Трудности, возникшие в СМИ после реформ.
После февраля 1998 года ситуация кардинально изменилась Средствам массовой информации предоставлена полная свобода - политическая и экономическая. Прибыль остается теперь в редакции. Но в то же время фантастически выросли и продолжают расти издательские расходы. Производители бумаги, полиграфисты, связисты, работая на государственных или акционерных предприятиях, диктуют высокие цены, исходя из собственных интересов, пресекая попытки редакций газет в условиях приватизации стать совладельцами этих предприятий. В итоге в общей подписной цене издания доля расходов только на оплату услуг связи составляет почти 40 %. Для центральных газет дополнительные затраты связаны с перевозкой их железной дорогой, самолетом в регионы России. Только за короткий период с 1993 по 1995 гг. стоимость этих перевозок возросла в 269 раз! Увеличение этих и других расходов привело к тому, что за три года подписная цена на экземпляр среднестатистического издания (газеты формата А-2, выходящей 3 раза в неделю на 6 полосах) выросла в 113 раз (таб. 1.3) [2]. В последние годы рост замедлился, но доля перевозок и услуг связи в подписной цене не уменьшилась.
Таблица 1.2 Расшифровка редакционных расходов, тыс. руб.
Наименование статей расходов |
Наименование газет |
||
Ленинградская правда |
ВечернийЛенинград |
Смена |
|
Заработная плата |
235,1 |
122,7 |
108,1 |
Отчисления на социальное страхование |
18,1 |
9,2 |
8,1 |
Канцелярские расходы |
4,2 |
1,8 |
0,8 |
Почтово-телеграфные расходы |
12,4 |
2,3 |
3,6 |
и междугородние переговоры |
|
|
|
Абонентная плата за телефон и радио |
7,4 |
3,6 |
2,4 |
Командировочные расходы |
8,0 |
1,2 |
4,2 |
Транспортные расходы |
8,0 |
1,2 |
4,2 |
Массовая работа |
6,0 |
6,0 |
2,2 |
Фотоматериалы |
2,2 |
1,3 |
1,3 |
Содержание помещений |
39,0 |
20,8 |
18,6 |
Амортизация |
24,9 |
8,5 |
8,9 |
Прочие расходы |
1,5 |
0,6 |
0,8 |
Всего (см. табл. 1.1) |
423,5 |
202, 1 |
191,1 |
Таблица 1.3 Динамика подписных цен на газету (за экз. среднестати
Структура подписной цены |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
Оптовая цена, руб. |
1,01 |
12,85 |
57,42 |
Обработка заказов, руб. |
0,10 |
0,75 |
6,75 |
Экспедирование, руб. |
0,11 |
2,25 |
20,25 |
Магистральные перевозки, руб. |
0,38 |
6,80 |
102,20 |
Каталожная цена, руб. |
1,60 |
22,65 |
186,72 |
Цена местных услуг связи, руб. |
0,78 |
8,30 |
82,06 |
Обгцая подписная цена, руб. |
2,38 |
3,95 |
268,78 |
Доля стоимости перевозок в общей подписной цене, % |
15,9 |
21,97 |
38,02 |
Доля стоимости услуг связи в общей подписной цене, % |
37,39 |
34,08 |
38,06 |
Доля стоимости перевозок и услуг связи в общей |
53,29 |
56,05 |
76,08 |
подписной цене, % |
|
|
|
Удельный вес издательских и редакционных расходов |
46,71 |
43,95 |
23,92 |
в общей подписной цене на газету, % |
|
|
|
стического издания )
Одновременно заметно снизился уровень жизни населения и покупательная способность читателя: если раньше человек мог купить 3-4 газеты, то сегодня не более одной. Эти две взаимосвязанные проблемы породили ярко выраженную тенденцию к снижению спроса массовой аудитории на периодические издания. Хотя резко увеличилось число различных газет, разовый подписной тираж российской прессы за первые пять лет в условиях рынка сократился более чем в 6 раз - с 263,6 млн. экз. в 1990 г. до 43,9 млн. экз. в 1995 г. ( табл. 1.4) [3].
Таблица 1.4 Разовые тиражи периодической печати Российской Федерации (млн. экз.)
Ранг изданий |
1990г. |
1991 г. |
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
Всего изданий |
263,6 |
176,4 |
187,3 |
83,9 |
61,6 |
43,9 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
газеты центральные |
|
— |
|
27,8 |
18,1 |
11,2 |
газеты местные |
— |
— |
— |
27,3 |
25,2 |
22,1 |
газеты других государств |
— |
— |
— |
0,6 |
0,5 |
0,1 |
журналы центральные |
|
— |
— |
25,4 |
16,5 |
9,2 |
журналы других государств |
— |
— |
— |
1,4 |
0,3 |
0,4 |
приложения к журналам |
— |
— |
— |
0,6 |
0,3 |
0,4 |
(книги) |
|
|
|
|
|
|
Сумма подписки (млрд руб.) |
— |
— |
— |
13,7 |
158,2 |
710,8 |