Эти тревожные перемены особенно затронули центральные, весьма популярные ранее издания, общий тираж (подписка и розница) каждой из таких газет, как «Комсомольская правда», «Известия», «Литературная газета», «Советская Россия», с 1990 по 1996 гг. упал в 15 и более раз. А газета «Правда» стала своего рода рекордсменкой - ее тираж «съежился» в 51 раз!
Сокращение тиража ведет не только к потере части дохода, но часто и к убыточности, и к последующему банкротству издания. По данным Северо-Западного регионального управления Комитета РФ по печати, на 1 января 1999 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано свыше шестисот газет, а фактически функционирует лишь полторы сотни. По данным Союза распространителей печатной продукции, лишь 10 % стабильно выходящих в России изданий живут за счет создаваемого информационного продукта, который востребован и оплачен читателями. Объем затрат на производство печатной продукции в России в 1999 г. составил от 1,8 до 4,2 млрд. дол. Доходы от реализации тиражей в тот же период колебались в пределах 500 млн. дол. [4].
__________________________________
1. Показатели работы ведущих газет Ленинграда в 1990 г. // Архив Лениздата.
2. Справочный материал по показателям работы предприятий, обеспечивающих доставку периодических изданий // Архив федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации. – М., 1995. – C.17
3. Текущий архив Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации. – М., 1995. – С. 19
4 . Союз распространителей извещает //Журналист. 2001. № 9
Глава 2. Источники финансирования российских СМИ.
2.1 Дотации и субсидии.
Государство по мере возможностей пытается помочь средствам массовой информации.
Но его субсидии далеко не покрывают всех расходов газет и радиотелекомпаний. Так, реальная стоимость первого телеканала в 1995 г. составляла около 3 трлн. руб., но на закупку и производство программ было истрачено лишь 15 % этой суммы, т. е. 450 млрд. руб., а 85 %, или 2,55 трлн. руб. ушли на оплату сигнала Министерству связи [5].
Между тем в госбюджете на тот же 1995 г., утвержденном Государственной Думой, на первый канал было выделено всего 148 млрд. руб. Заметим, что федеральным бюджетом на 1998 г. на финансирование работы всех каналов телевидения и радиовещания было предусмотрено 1.663.948 тыс. руб., из них 721.623,1 тыс. руб. предназначены для оплаты услуг предприятий связи за распространение телерадиопрограмм на территории СНГ [6].
Областная и районная печать дотируется из местного бюджета: доля субсидий в затратах 18 газет, выходящих в районных центрах Ленинградской области, составляет от 42,4 до 88 %, а в областной газете «Вести» достигает 92,5 % ( таб. 2.1) [7].
Таблица 2.1 Смета дотаций газетам Ленинградской области на второе полугодие 1995 г. (в млн. руб.)
Наименование газет |
Затраты |
Доход |
Дотации |
% дотации в затратах |
Областная |
|
|
|
|
Вести |
779,1 |
58,2 |
720,9 |
92,5 |
Районные |
|
|
|
|
Балтийский луч (Ломоносов) |
57,3 |
17,9 |
39,4 |
68,7 |
Волховские огни |
62,1 |
18,6 |
43,5 |
70,0 |
Время (Кингисепп) |
88,2 |
39,4 |
48,8 |
55,3 |
Выборг |
214,3 |
123,4 |
90,9 |
42,4 |
Гатчинская правда |
98,1 |
47,2 |
50,9 |
51,8 |
Знамя труда (Сланцы) |
130,1 |
72,0 |
58,1 |
44,6 |
Кириши |
107,0 |
47,3 |
59,7 |
55,8 |
Красная звезда (Приозерск) |
103,4 |
19,8 |
83,6 |
80,8 |
Лоденное поле |
68,0 |
8,1 |
59,9 |
88,0 |
Ладога (Кировск) |
99,1 |
32,1 |
67,0 |
67,6 |
Лужская правда |
71,7 |
39,4 |
59,7 |
83,2 |
Маяк (Сосновый Бор) |
97,2 |
37,5 |
59,7 |
61,4 |
Невская заря (Всеволожск) |
115,2 |
31,4 |
83,8 |
72,7 |
Новый путь (Бокситогорск) |
57,1 |
29,3 |
27,8 |
48,7 |
Сельская новь (Волосово) |
118,9 |
21,8 |
97,1 |
81,6 |
Свирские огни (Подпорожье) |
101,5 |
19,1 |
82,4 |
81,0 |
Тосненские вести |
99,7 |
45,2 |
54,5 |
55,6 |
Трудовая слава (Тихвин) |
223,5 |
98,1 |
125,4 |
56,1 |
Субсидии выделяются адресно: редакция обращается в правительство или местную администрацию с просьбой выделить деньги. Просьбу рассматривает комиссия из представителей законодательной и исполнительной власти, которая и принимает решение о размере дотации или отказывает в помощи. Иногда редакция в приложенных к просьбе расчетах намеренно завышает тираж., а следовательно, и объем приобретаемой бумаги, и стоимость полиграфических услуг. В итоге она получает сумму большую, чем может истратить на нужды, предусматриваемые схемой оказания дотаций (а схема предписывает, что субсидии могут быть использованы только на закупку бумаги и оплату полиграфических услуг). Образовавшиеся излишки средств редакторы порой направляют на премии и на доплату к заработной плате своим сотрудникам, и в таком случае практически невозможно отчитаться в целевом использовании дотационной помощи.
Дотации от местной администрации порой позволяют ей не только контролировать экономическую деятельность изданий, но и влиять на политику редакции. Так, районным газетам Ленинградской области сложно критиковать правительство области, поскольку правительство, видимо, по праву оказывающее субсидии, стало соучредителем почти всех упомянутых 18 «районок» региона (наряду с трудовыми коллективами редакций и районными администрациями).
Мы привели данные по второму полугодию 1995 г. потому, что в дальнейшем роль местного бюджета стала не столь выразительна, поскольку в ноябре того же года вступил в силу Закон Российской Федерации «Об экономической поддержке районных (городских) газет», по которому бремя оказания помощи этой прессе было частично возложено и на федеральный бюджет. Именно из последнего городским газетам, выходящим в городах — районных центрах, ныне выделяются средства на покрытие 50 % фактических затрат на оплату бумаги, полиграфических и почтовых услуг; для сельских районных газет дотация повышается до 70 % затрат [8]. Для районных (городских) газет, издающихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районах Дальнего Востока и горных районах Северного Кавказа, доля государственных субсидий повышается до 80 % оплаты полиграфических услуг и бумаги и до 90 % возмещения почтовых расходов.
Однако в Федеральный реестр на дотацию включается лишь одна из газет, выходящих в районе или городе-райцентре. Скажем, в Выборге и Всеволожске Ленинградской области издаются по две районные газеты. Получит субсидию победительница конкурса: выбирается то издание, которое имеет наибольший тираж, наибольшую читательскую поддержку и более широкую территорию распространения. В Реестр не могут быть включены районные (городские) газеты политических партий и движений, специализированные, справочные, развлекательные, рекламные, эротического характера, а также издания-дайджесты.