Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа

Святой Дух (см. Мф.1:18,20; Мф.3:11; Мф.12:32; Мф.28:19; Мк.1:8; Мк.3:29; Мк.12:36; Мк.13:11; Лк.1:15;,35,41,67; Лк.2:25-26; Лк.3:16,22; Лк.4:1; Лк.11:13; Лк.12:10,12; Ин.1:33; Ин.7:39; Ин.14:26; Ин.20:22; Деян.1:2,5,8,16; Деян.2:4,33,38; Деян.4:8,25,31; Деян.5:3,32; Деян.6:3,5; Деян.7:51,55; Деян.8:15,17-19,39; Деян.9:17,31; Деян.10:38,44,45,47; Деян.11:15,16,24; Деян.13:2,4,9,52; Деян.15:8,28; Деян.16:6; Деян.19:2,6; Деян.20:23,28; Деян.21:11; Деян.28:25; 1Пет.1:12; 2Пет.1:21; Иуд.1:20; Рим.5:5; Рим.9:1; Рим.14:17; Рим.15:13,16; 1Кор.2:13; 1Кор.6:19; 1Кор.12:3; 2Кор.6:6; 2Кор.13:13; Еф.1:13; Еф.3:5; 1Фес.1:5,6; 2Тим.1:14; Тит.3:5; Евр,2:4; Евр.3:7; Евр.6:4; Евр.9:8,14; Евр.10:15,29).

Дух Божий (см. Мф.3:16; Мф.12:28; Рим.15:19; 1Кор.2:14; 1Кор.3:16; 1Кор.6:11; 1Кор.7:40; 1Кор.12:3;).

Дух с личным местоимением, стоящим вместо имени Бога (см. Деян.2:17-18; 1Ин.4:13; Рим.8:11; 1Кор.2:10; Еф.3:16; 1Фес.4:8;). Дух Господень (см. Лук.4:18; 2Кор3:17;).

Дух истины (см. Ин.14:17; Ин.14:26; Ин.16:13;). Дух Христов (см. 1Пет.1:11;). Дух славы (см. 1Пет.4:14;).

Дух святыни (см. Рим.1:4;). Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса (см. Рим.8:11).

Дух усыновления (см. Рим.8:15). Дух Бога живого (см. 2Кор.3:3).

Дух Сына Своего (см. Гал.4:6). Дух премудрости и откровения (см. Еф.1:17). Святой Дух Божий (см. Еф.4:30;). Дух Иисуса Христа (см. Фил.1:19).

 Дух благодати (см. Евр.10:29).

Утешитель (Ин.14:16,26; Ин.15:26; Ин.16:7).

Дух жизни (см. Рим.8:2).

Как и в Ветхом Завете, многие имена, которыми называется Святой Дух, и те характеристики, которые эти имена приписывают Святому Духу присуще и Богу: Дух Святой именуется Духом, и «Бог есть Дух....» Ин.4:24. Тот факт, что Дух назван Святым, говорит о том, что святость является частью Его сущности. Христос, взывая в молитве к Своему Отцу, обращается к Нему: «Отче Святый...» Ин.17:11. Дух Святой именуется Духом Божьим и о Христе, Который не раз называется в Новом Завете Богом, говорится, что Он тоже «Божий» (см. Лк.3:23,38; Мк.1:1). Дух Святой именуется Духом истины, и истинными названы Отец и Сын (см. 1Ин.5:20). Святой Дух именуется Духом славы, и слава так же присуща Живущему во веки веков (см. Отк.4:9-11). Дух Святой назван Духом усыновления, Усыновляет и Отец через Иисуса Христа (см. Еф.1:3-5). Дух Святой назван Духом премудрости и откровения. Бог тоже премудр (см. Рим.11:33), и Иисус Христос дает откровение (см. Отк.1:1). Святой дух есть Дух благодати. Благодать - это то, чем обладает и Бог (см. 1Пет.5:12). Святой Дух назван Утешителем. Утешителем является и Христос - Царь царей и Господь господствующих (см. 1Ин.2:1).[107] Святой Дух является Духом жизни. Христос говорит о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь». (Ин.11:25), и ещё: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Ин.11:25).

Теперь подытожим то, что мы только что сказали. Основываясь на сходстве имен, и характеристик, которые стоят за этими именами, снова можно предположить о равенстве Святого Духа с Отцом и Сыном. Но если принять во внимание тот факт, что Ветхий Завет определенно свидетельствует о Божественности Святого Духа, то те предположения, которые мы сделали на основании сходств имен Святого Духа и Бога, приобретают большую весомость.

Атрибуты Святого Духа

Новый Завет, когда повествует об атрибутах Святого Духа, свидетельствует,  как о тех, которые мы называем непередаваемыми атрибутами природы Бога, так и тех, которые мы называем передаваемыми.

Непередаваемые атрибуты

Всеведение. О том, что Святой Дух обладает абсолютным всеведением или всезнанием, подобно тому, как и Бог, свидетельствует апостол Павел: «Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». 1Кор2:10,11. (ср. Ин.14:26; Ин.16:12,13).

Вездесущность. О том, что Святой Дух присутствует повсюду в одно и то же время одновременно свидетельствуют следующие факты:

- Святой Дух «проницает всё и глубины Божие» (см.1Кор.2:10,11).

- Пребывает с народом Божьим во все времена. Христос говорит: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Ин.14:16. (см. Рим.8:9,26; 1Кор.12:13).

Всемогущество. Свидетельство Нового Завета о всемогуществе Святого Духа мы можем увидеть минимум через два факта:

- Участие Святого Духа в воскресении Христа. Павел пишет: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Рим.8:11. В истории народа Израильского были случаи, когда пророк воскрешал человека, конечно же, не без Божьей силы. А когда речь идет о воскресении Божественной личности, то могла ли участвовать в этом воскресении не всемогущая сущность? Однозначно не могла.

- Участие Святого Духа в воплощении Христа. Евангелист Лука передаёт слова ангела, сказанные Марии: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рожденное Святое наречется Сыном Божьим». Лук.1:35. «Обыкновенное существо никогда не смогло бы ввести Сына Божия в человеческую историю. Задумаемся над тем, что это означало. Святой Дух даровал вездесущего (и всемогущего) Христа одной конкретной личности - Марии. Такое чудо мог совершить лишь всемогущий Бог».[108]

Передаваемые атрибуты

Истинность. Иоанн Креститель свидетельствует об этом атрибуте природы Свято Духа в следующих словах: «Когда же придет Он, Дух истинны, то наставит вас на всякую истину». Ин.16:13.

Жизнь. Павел, описывая свой опыт, свидетельствует: «закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Рим.8:2.

Любовь. Тот же Павел в том же послании призывает: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу...» Рим.15:30.

Святость. «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Еф.4:30.

Передаваемые атрибуты присущи Богу и могут являться частью характера Его творения. Только Бог, наделяющий, этими атрибутами, а Божье творенье, и в частности человек, наделяемые. Важно отметить, что Новый Завет свидетельствует о Святом Духе, как о Том, Кто наделяет. Об этом говорит Павел в учении о плодах Духа: Если Дух Святой живёт в человеке, тогда, как результат этого, в нём начинают проявляться плоды Духа: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”. Гал.5:22,23. Так же: «сеющий в Дух от Духа пожнет жизнь вечную». Гал.6:8. Пётр высказывает подобную мысль, когда говорит об освещении от Святого Духа: «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам... избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию...» 1Пет.1:1,2.

Личностный  аспект  природы Святого Духа

Размышление о личностном аспекте Святого Духа хотелось бы начать следующей цитатой: «Является ли Святой Дух личностью или просто некоей силой или влиянием? это вопрос огромной важности. Если Святой Дух - это влияние или сила, то нам необходимо научится получать эту силу и пользоваться ею. Если Он является Божественной личностью, а мы рассматриваем Его, как безликое влияние, мы тем самым не воздаём Богу подобающую честь, любовь и поклонение. И если Он является Божественной Личностью, люди должны научиться отдаваться Ему, чтобы Он мог использовать их».[109]

Итак, является Святой Дух личностью или нет? В Новом Завете мы находим достаточно оснований, чтобы полагать, что Святой Дух является личностью. И эти основания мы видим через следующие моменты:

Личностный аспект Святого Духа показан через использование личных местоимений, употребляющихся по отношению к Нему, и через использование мужского рода в сочетании с существительным среднего рода «дух».

Лука при описании избрания Павла на служение говорит: «Когда они служили Господу и постились, Дух (… - средней род) Святой сказал: отделите Мне (- мужской род) Варнаву и Павла на дело, к которому Я призвал  (…- первое лицо) их». Деян.13:2.

Евангелист Иоанн свидетельствует: «Когда же придёт Он (evkei/noj - мужской род, единственное число), Дух (to. pneu/ma - средний род, единственное число) истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя (e`autou/ - мужской род, единственное число) говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он (evkei/noj - мужской род, единственное число) прославит Меня, потому что от Моего возьмет, и будущее возвестит вам». Ин.16:13-14. В этом тексте мы находим, что местоимения «Он» (evkei/noj) и «Себя» (e`autou) не согласуются в роде с существительным Дух (to. pneu/ma). И это либо просто ошибка, которую допускает Иоанн; либо, и логичнее предположить, что Иоанн делает это умышленно, желая показать, что Дух Святой - это «не нечто среднего рода». Иоанн употребляет по отношению к Святому Духу местоимение мужского рода. Этот же мужской род употребляется и по отношению к человеку, и по отношению ко Христу, и по отношению к Богу (Отцу). И человек, и Христос, и Бог (Отец) являются личностями.

Через повествование о Святом Духе вместе с другими лицами (личностями) Святой Троицы. Мы уже встречались с тем, что в Новом Завете, когда повествуется о Святом Духе, говорится без какого либо отличия, как об Отце, так о Сыне, так и о Святом Духе. Один из примеров такого повествования мы находим у Матфея: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Мф.28:19. Отец и Сын, бесспорно, являются личностями, и так как Отец и Сын - личности, то логичнее предположить, что Святой Дух тоже личность (см. Мф.3:16-17; 1Пет.1:2; 2Кор.13:13).

Через Его личные характеристики. Когда мы говорили о природе и личностном аспекте  Бога, то согласились, что минимум три характеристики должны быть присущи личности: интеллект, чувства и воля. В Новом Завете мы находим, что всеми этими характеристиками обладает и Святой Дух:

- Интеллект (см.1Кор.2:11; Рим.8:27).

-Чувства (см. Рим.15:30; Еф.4:30).

- Воля (см. 1Кор.12:11).

Вдобавок к этому Святой Дух способен общаться с человеком (см. 2Кор.13:13), а общаться свойственно только личности.

Через именование Святого Духа Утешителем. Слово «Утешитель» (para,klhtoj) в Новом Завете употребляется пять раз, и из них четыре по отношению к Святому Духу (см. Ин.14:16; Ин.15:16,26; Ин.16:7). И один раз по отношению ко Христу (см. 1Ин.2:1). Незадолго до распятия Христос говорит Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Ин.14:16. Т.е. перед завершением Своего земного служения Христос обещает послать другого Утешителя вместо Себя. И так Христос - Утешитель является личностью, то и заменивший Его другой Утешитель тоже должен быть личностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать