Контроль за движением производственных запасов

Среднегодовая численность работников составляла: в 2001 – 1039 чел, в 2002 – 977 чел, в 2003 – 973 чел. Сравнивая показатели выручки за реализованную продукцию и численности работников, можно также сделать вывод о снижении производительности труда за последний год.

При написании данной дипломной работы были использованы  публикации в специализированных периодических изданиях, научная и учебно-методическая литература, а также некоторые законодательные документы. В данных источниках раскрывается широкий круг вопросов, связанных с учетом и анализом эффективности использования материальных ресурсов. Практическая ценность данных источников состоит в новизне подходов, раскрывающих данную проблему. С помощью дополнительных источников обобщён и переработан значительный и наиболее существенный научный и учебно-методический материал по проблемам использования материальных ресурсов. Общие вопросы данной проблемы, раскрывающие место материальных ресурсов в экономике предприятий, раскрыты при помощи публикаций Ильина А.И., Нехорошевой Л.Н., Хрипача В.Я., теоретические основы учета и контроля материальных ресурсов Дробышевского Н.П., Кожарского В.В. Мартынова Н.В., Шахбазовой И.Т. и др. При рассмотрении методологии анализа использования материальных рсурсов основными источниками послужили публикации Ладутько Н.И., Савицкой  Г.В., Стражева В.И.  и др.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ


1.1. Оценка и документальное оформление операций по поступлению и расходованию производственных запасов

 

Важнейшей предпо­сылкой организации учета производственных запасов является их оценка. Она имеет немаловажное значение и в деле машин­ной обработки данных этого учета. В соответствии с Законом “О бухгалтерском учете и отчетности” (Закона Республики Беларусь от 25.06.2004 №42-3) производственные запасы в учете и отчетности должны оцениваться по их фактической стоимости.

Фактическая стоимость производственных запасов слагается из затрат на их производство, приобретение (включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный постав­щиком этих ценностей), наценок (надбавок), комиссионных воз­награждений, уплаченных снабженческим, внешнеэкономиче­ским организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможен­ных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и достав­ку, осуществляемых силами сторонних организаций, и других расходов.

В Республике Беларусь “Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)” (с изменениями и дополнениями), утвержденными 26.01.1998, рекомендованы для применения следующие методы оценки списываемых на производство материальных ценностей: по средневзвешенным ценам; учетным ценам с уче­том отклонений от их фактической себестоимости; ценам по­следнего приобретения. Вариант оценки закрепляется в учетной политике организации.

При большой номенклатуре используемых материалов их фактическую стоимость можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой стоимо­сти (платежные требования и платежные требования-поручения поставщиков материалов, автотранспортных и других организа­ций за их перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы). Движение же материалов происходит в организациях ежедневно, и документы на их приход и расход должны оформляться своевременно, т. е. по мере совершения операций, и находить отражение в учете. Поэтому возникает потребность в использовании в текущем учете твердых, заранее установленных цен, называемых учетными.

В качестве учетных цен могут применяться себе­стоимость приобретения (заготовления), средние покупные це­ны, свободные рыночные (договорные), регулируемые оптовые и др.

Возвратные отходы, учитываемые на счете 10 «Материалы» (субсчет 6), оцениваются в следующем порядке:

– по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования) – при их использовании для основного производства повышенными затратами (понижен­ным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления или реализации на сторону;

– по полной цене исходного материального ресурса - при реа­лизации отходов на сторону для использования в качестве пол­ноценного ресурса;

– по действующей цене на отходы за вычетом расходов на сбор и обработку, когда отходы идут в переработку внутри организации или сдаются на сторону.

Товарно-материальные ценности, полученные в счет вкладов в уставный фонд организации, оцениваются по договоренности сторон.

Материальные ресурсы поступают на склады организации из различных источников. Они могут приобретаться за счет централизованного обеспечения (при наличии госзаказа), в порядке оптовой и биржевой торговли, путем поставок непосредственно организациями-производителями и др.

Отгрузив материальные ценности покупателям, организации-поставщики одновременно высылают им платежные требования-поручения вме­сте с отгрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и др.). Для регистрации транспортных, товарных и других документов, связанных с получением грузов с железных дорог, водных пристаней и ч. п. и с оприходованием их на склад, а также для записей запросов по розыску непоступивших грузов применяется форма М-1 «Журнал учета поступающих грузов».

Со станции железной дороги, пристани или от местных поставщиков ценности получает экспедитор организации. Для этого ему бухгалтерия организации оформляет и выдает под расписку доверенность и транспортные или иные документы. При этом могут использоваться две формы доверенностей: формы М-2 и М-2а. Доверенность формы М-2а использу­ется организациями, у которых получение материальных ценностей по доверенностям носит массовый характер. Выданные доверенности формы М-2а регистрируются в журнале учета выданных доверенностей (ф. М-3) под расписку в их получении. При использовании формы М-2 данные о выдаче и получении фиксируются в корешке доверенности, следователь­но, отпадает необходимость в ведении журнала учета выданных доверен­ностей (ф. М-3). Срок действия доверенности устанавливается в зависимо­сти от возможности получения и вывоза материалов по накладной или другому документу, на основании которого выдана доверенность.

Если при приемке грузов от транспортной организации будут обнаружены признаки нарушения или отсутствия пломб грузоотправителя, не­достачи, порчи или повреждения ценностей (тары, упаковки), то экспедитор вправе требовать проверки груза. Результаты проверки оформляются коммерческим актом, который составляется с участием представителей транспортной организации (железной дороги). В этом акте фиксируют характер нарушений, количество недостающего или испорченного груза. Коммерческий акт служит основанием для предъявления претензий о воз­мещении стоимости выявленного ущерба виновнику - транспортной орга­низации (железной дороге или поставщику).

Материальные ценности экспедитор доставляет на склад организации и сдает их заведующему складом.

При отсутствии расхождений с документами: товарно-транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом (ф. ТТН-1) или товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей (ф. ТН-2) поступившие материальные ценности приходуются на склад.

Для приема поступивших товарно-материальных ценностей, количест­во или качество которых не совпадает с данными сопроводительных до­кументов, специальной комиссией составляется Акт о приемке материалов (ф. М-7). Он составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или незаинтересованной организации (по согласованию с поставщиком). Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации как первич­ный документ по приходу ценностей, а второй - отделу материально-технического обеспечения - для предъявления претензий поставщику.

Поступление однородных материалов (гравия, песка, щебня и др.) у одного и того же поставщика несколько раз в день оформляется специальными талонами, действие которых ограничивается днем сдачи. Водитель сдает груз покупателю и одновременно передает указанный талон. По­следняя поездка оформляется грузоотправителем (поставщиком) товарно-транспортной накладной на перевозку грузов автомобильным транспортом (ф. ТТН-1). Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Она является документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республи­ки Беларусь, оприходуются на основании документов, выписанных грузо­отправителем.

Как правило, товарно-транспортная накладная на перевозку грузов ав­томобильным транспортом выписывается в четырех экземплярах. Четвертый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.  Второй и третий и четвертый экземпля­ры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя (экспедитора), вручаются водителю или экспедитору. Первый экземпляр сдается водителем или экспедитором грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза. Второй и третий экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а чет­вертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Четвертый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.

Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных. Например, если на одном автомобиле одновременно перевозятся несколько партий грузов в адрес нескольких грузополучателей, товарно-транспортная накладная выписывается каждому грузополучателю в отдельности.

Для оформления отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, перемещение которых осуществляется без участия автомобильных транс­портных средств, например почтой или нарочным, используется товарная накладная (ф. ТН-2), являющаяся, как и товарно-транспортная накладная, документом строгой отчетности. Товарная накладная (ф. ТН-2) служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у отправителя и оприходования их у получателя, а также складского и бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать