Контроль за движением производственных запасов

Поэтому необходимо проверить сальдовую ведомость по учету материалов, сопоставить среднюю сумму с ценой списанного матери­ала. Особое внимание уделяют разовому отпуску строительных и ре­монтных материалов, за которым могут скрываться факты их при­своения отдельными работниками. Выявлению таких фактов могут способствовать встречная сверка записей по кредиту счета 10 «Мате­риалы» и дебету счетов 23 «Вспомогательные производства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», а также опрос соответствующих должностных лиц. Соответствие записей на счетах 23 «Вспомогательные производ­ства», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и счету 10 «Материалы» свиде­тельствует об отсутствии таких фактов на предприятии.

При ревизии правильности использования горюче-смазочных материалов необходимо проверить точность планирования потреб­ности в горюче-смазочных материалах, полноту оприходования и обоснованность списания в расход, правильность хранения и эффек­тивность использования израсходованного горючего.

Важнейшими вопросами, подлежащими изучению во время ре­визии, являются: полнота оприходования горючего, правильность его учета и обоснованность списания в расход. По документам уста­навливается соответствие количества оприходованного топлива к полученному и оплаченному его количеству, а также ведется ли раз­дельный учет по видам горючего: на складах, в баках, жидкого топли­ва. Учет горючего в местах хранения ведется в килограммах, а выдача производится в литрах.

Необходимо проверить отчеты заправщиков о количестве поступившего и израсходованного топлива, а также правильно ли ве­дется учет топлива в баках автомобилей, правильно ли устанавливаются размеры экономии и перерасхода горючего отдельными водителями. При этом обращают внимание на соответствие показате­лей спидометров данным о количестве израсходованного горючего и его остатках в баках автомобилей. При возникновении сомнений в правильности записей в заправочных ведомостях их можно сопоставить с путевыми листами автомобилей и тракторов, где также указано количество выданного горючего. Отдельно проверяют ус­ловия хранения горючего. При неправильном хранении могут иметь место значительные его потери или снижение его качества. Основными видами потерь при хранении горючего являются потери от испарений, при заполнении резервуаров, утечки. Необходимо уделять большое внимание проверке размеров потерь от испарения, потому что при испарении улетучиваются важные фракции.

Зачастую большие потери от испарения топлива бывают из-за недостаточной герметизации резервуаров и средств транспортировки. Необходимо ознакомиться с состоянием оборудования и средств по перевозке, хранению и заправке горючего. В случае обнаружения неисправностей необходимо проверить по документам, не было ли случаев списания в расход недостачи горючего из-за потерь, а также чистоту емкостей, где хранится горючее, так как загрязненность пылью или их коррозия значительно снижает его качество.

При аудите необходимо проверить также эффективность использования горючего: соответствие количества использованного горючего. Экономию и перерасход необходимо установить в целом по предприятию, установить конкретные автомобили и сумму перерасхода, а также причины. Ими могут быть причины технического и эксплуатационного характера. Аудиторам необходимо устано­вить количество израсходованного горючего в пределах установ­ленных норм на выполнение определенной транспортной работы, также недостатки в организации перевозки грузов и разработать мероприятия, направленные на уменьшение до минимума количества холостых пробегов за счет рационализации маршрутов. Значительным резервом экономии горючего является использование прицепов.


2.4. Порядок проведения инвентаризации производственных запасов и отражение ее результатов в учете

Одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью собственности является инвентаризация, при которой проверяется сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с дан­ными бухгалтерского учета. Инвентаризация служит средством проверки организации материальной ответственности, условий хранения ценностей, правильности цен, достоверности бухгалтер­ского учета.

Основными задачами инвентаризации являются:

– установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;

– контроль за сохранностью материальных ценностей путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

– выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;

– проверка состояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.

Инвентаризация, документальное оформление снятия остатков фактического наличия, сличение их с данными бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь 05.12.1995 г. №54.

Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии на предприятии ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.

Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий имеет право формировать и представлять руководителю предприятия для утверждения главный бухгалтер.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации предприятия, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (экономисты, инженеры, техники и др.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита предприятия, независимых аудиторских организаций.

Ответственность за проведение инвентаризации несут руководи­тель и главный бухгалтер предприятия.

Инвентаризации материальных ценностей на предприятии необходимо проводить в сроки, оговоренные в планах контрольно-инвентаризационной работы и утвержденные руководителем.

Инвентаризации, независимо от плановых проверок, проводят в обязательном порядке перед составлением годового бухгалтерского отчета, но не ранее 1 октября отчетного года; при передаче имущества предприятия в аренду и продаже; при преобразовании предприятия; при смене материально ответственного лица; при установлении фактов хищения или злоупотребления и порчи товарно-материальных ценностей; в случае пожара или стихийных бедствий.

В начале ревизии необходимо проверить наличие всех необхо­димых документов, подтверждающих ее проведение. В их число входят приказы или распоряжения, о проведении инвентаризации и составе инвентаризационной комиссии, материальные отчеты, инвентаризационные описи или акты инвентаризации ценностей, сличительные ведомости, письменные объяснения материально ответственных лиц по результатам инвентаризаций; протоколы, приказы и прочие документы по рассмотрению и утверждению результатов инвентаризаций.

Результаты инвентаризаций должны быть оформлены инвентаризационными описями, которые составляются по каждому местонахождению материальных ценностей и материально ответ­ственному лицу. Никаких помарок и подчисток в описях не допус­кается. Исправление ошибок производится путем зачеркивания неправильных записей и проставлением над зачеркнутыми пра­вильных записей. Исправления должны быть оговорены и подпи­саны всеми членами комиссии и материально ответственными ли­цами.

На каждой странице инвентаризационной описи указывают прописью число порядковых номеров товарно-материальных цен­ностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных по­казателях, записанных на данной странице, вне зависимости от то­го, в каких единицах измерения эти ценности учитываются. Такой подсчет исключает возможность внесения в опись каких-либо из­менений или приписок. Каждая страница описи подписывается всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. В конце описи комиссия записывает количество порядковых номе­ров товарно-материальных ценностей и общий итог количества ценностей в натуральных показаниях на последней странице и по всей описи в целом.

На каждой инвентаризационной описи материально ответ­ственное лицо дает расписку следующего содержания: «Все цен­ности в настоящей инвентаризационной описи с № по № комисси­ей проверены в натуре и в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответствен­ном хранении» (подпись, дата). В случае поступления ценностей в ходе инвентаризации они приходуются в отдельной описи под наи­менованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации», аналогичная опись составляется при от­пуске товарно-материальных ценностей (когда, от кого поступили, дата и номер приходного документа, наименование, цена, количес­тво, сумма).

Для выявления результатов инвентаризации составляются сличительные ведомости, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом. В сличительную ведомость включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей должны быть получены от материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соот­ветствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета, заключения фиксируются в протоколе, который рассматривается постоянно действующей инвентаризационной комиссией и утверждается ру­ководителем.

Качество проведения инвентаризаций устанавливают по данным инвентаризационных описей, где проверяют наличие наиме­нования предприятия, места проведения инвентаризации (склад, цех, кладовая), времени ее проведения; полноты записи наимено­ваний материалов, их марки, сортности, артикулов и других отли­чительных признаков; порядок исправлений и указаний на каждой странице описи прописью показателей, числа порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общего итога количества всех единиц в натуральном выражении; наличие на инвентаризацион­ных описях подписей членов инвентаризационной комиссии, а так­же записи ответственных лиц с их подписью о правильности прове­дения инвентаризаций и принятии ценностей на ответственное хранение.

Если при формировании инвентаризационных материалов вы­явлены нарушения, проверяющий обязан их изучить и выяснить причины. Эти нарушения могут быть результатом небрежного от­ношения комиссии к выполнению своих обязанностей или резуль­татом должностного подлога с целью сокрытия установленных фактов, недостачи, излишков отдельных видов товарно-материальных ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать