Криминалистическая характеристика налоговых преступлений

Криминалистическая характеристика налоговых преступлений

Содержание


Введение

Глава 1. Теоретические основы налоговых преступлений

1.1. Краткая история налоговых преступлений

1.2. Понятие налогового преступления

Глава 2. Элементы криминалистической характеристики налогового преступления

2.1. Характеристика личности

2.2. Характеристика места совершения налогового преступления

2.3. Характеристика времени совершения налогового преступления

2.4. Характеристика условий совершения налогового преступления

Глава 3. Механизм реализации уклонения от уплаты налогов

Заключение

Список литературы

Введение


Переход к рыночным отношениям (свобода рынка, возможность самостоятельного распоряжения капиталами и т.д.) привел как к положительным, так и к отрицательным моментам, связанным, в первую очередь, с экономической и налоговой преступностью, как одной из ее составляющих.

Проблема способов раскрытия налоговых преступлений изучалась многими авторами. Но некоторые вопросы ещё недостаточно изучены. В частности, в работах по данной теме скудно освещена методика расследования налоговых преступле­ний. Особенно мало внимания уделяется тактике проведения отдельных следственных действий, хотя данный вопрос требует пристального внимания, так как от этого зависит успех следствия. Раскрытие сущности механиз­мов реализации уклонения от налогов помогло бы как опытным следователям, так и молодым специалистам ориентироваться в мно­гообразии и в итоге увеличить число раскрываемых преступлений. Таким образом, данное исследование представляется значимым и актуальным.

Еще не так давно уголовное законодательство Российской Федера­ции не предусматривало специальных норм об ответственности за укло­нение от уплаты налогов. На первоначальном этапе уголовная ответственность наступала на основании Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 июня 1972 года "О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества" п. 20, которого устанавли­вал, что причинение государству имущественного ущерба в результате уклонения от уплаты налогов или других обязательных платежей путем использования заведомо подложных документов должно квалифициро­ваться по ст. 94 УК РСФСР. Затем Указом Президиума Верховного Со­вета РСФСР от 26 мая 1986 года в Уголовный кодекс РСФСР введена ст. 162-1. Уголовный кодекс РСФСР 2 июня 1992 года был дополнен ст. 162-2 и ст. 162-3, которые вместе со ст. 162-1 Уголовного кодекса РСФСР со­ставляли блок законов, регулирующих уголовную ответственность за на­логовые преступления. На сегодняшний день уголовная ответственность определяется вступившими в законную силу с января 1997 года статья­ми 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, претерпевши­ми изменения в формулировке данных статей в 1998 году, когда была предусмотрена уголовная ответственность не только за уклонение от уп­латы налогов, но и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

С развитием экономики совершенствуется и налоговая система, а вместе с ней «совершенствуются» и правонарушители, использующие в сво­ей деятельности все более изощренные способы совершения налоговых преступлений. В данной работе будет предпринята попытка выявления общей структуры налоговых преступлений, установления закономернос­тей их совершения и раскрытия, а также будет рассмотрена криминалистическая характеристика элементов налогового преступления, будет уделено внимание вопросу способов реализации уклонения от уплаты налогов.

Перед тем как приступить к криминалистической характеристике нало­говых преступлений, считаю необходимым ознакомиться с историей налоговых преступлений и изучить его понятие.

Актуальность данной работы продиктована несовершенством налоговой системы, ведущей к увеличению налоговых преступлений. Это, в свою очередь, требует разработки единой, теоретически обосно­ванной, методики расследования налоговых преступлений.

Предметом является характеристика личности, места, времени и условий совершения налогового преступления.

Учитывая сказанное, в задачи представленной работы входит:

- ознакомиться с историей и понятием налогового преступления;

- рассмотреть криминалистическую характеристику налоговых преступлений;

- раскрыть сущность и механизмы реализации уклонения от налогов.

Глава 1. Теоретические основы налоговых преступлений


1.1.         Краткая история налоговых преступлений


Интересы государственной казны издревле считались подлинно государственными. «Дани с подданных в казну государственную, - писал Васи­лий Никитич Татищев, - есть дело весьма нужное, по истории же видим, что весьма в глубокой древности в Египте, Ассирии и других установленное, дабы каждый подданный знал, что он и когда дать должен». Много «славных философов» размышляло о сути налогов («окладных даней», «экономического оброка»), об их величине и путях их уменьшения, а также о наказаниях за неуплату. Сошлись на том, что «подати в государстве подобны балласту на корабле, великие погружают, а малые от опрокидывания удержать не могут»[1].

Насколько известно, император Август (Октавиан) с 27 г. до н. э. в Римской монархии впервые ввел государственную налоговую систему. В дальнейшем ее усовершенствовал Константин 1 (Великий). При его правлении налоговые ставки действовали без изменений каждые 15 лет. С марта по сентябрь последнего года данного периода проводились ревизия и пересмотр величины государственных сборов.

В Древней Руси содержание князя, «военные предприятия», примитивное управление и суд удовлетворялись посредством личных повинностей и натуральных сборов (ставить княжеский дом, кормить княжеских коней, косить луга, рубить дрова, давать кур для княжеских соколов и т. п.). За нату­ральными сборами князь отправлялся сам (полюдье) или же их доставляли ему добровольцы (повозы). Эти сборы вскоре приняли вполне или отчасти денежную форму. Татарское нашествие имело последствием наложение на русские княжества дани («ордынский выход»). Уничтожение татарского ига ничего не изменило для населения. Только теперь дань, поступая в велико­княжескую казну, уже там и оставалась.

Наряду с прямыми сборами в «податной» системе Московского государства существовали внутренние таможенные сборы. Они представляли со­бой платежи, которые взимали на каждом шагу движения от производителей к потребителям: при провозе товаров по дорогам, при перевозе через реки, при ввозе в город, при хранении и взвешивании, при продаже и т. д.

Развитие торговых отношений с иностранными государствами через Белое море привело к возникновению внешних таможенных пошлин. В XVIв. появляется новый вид косвенного обложения - кабацкий сбор, эта питейная регалия правительства.

В царствование Алексея Михайловича большая часть внутренних пошлин была отменена, а вместо них установлена единообразная торговая рубле­вая пошлина. Но появились новые прямые налоги, специально предназначен­ные на военные нужды: «пищальные» деньги - на содержание пищальников (стрелков), «ельчужные» - на изготовление пороха для ружей и т. д. В то же время начинается переход от древней налоговой («окладной») единицы - «сохи» - к подворному обложению. Тогда же происходит упрощение налого­вой администрации: поступление налогов сосредоточивается в Стрелецком, Лесном приказах и приказе Большой казны.

При Петре Великом вводится ряд новых налогов: драгунский, гербо­вый, табачный и судовой. Затем начинается государственная монополиза­ция наиболее выгодных предметов торговли на внутреннем и внешнем рынках.

В 1717 г. Петр решается заменить все прямые сборы одной податью, определив ее по новой окладной единице - «душе». В последний год его царствования (1724 г.) налогов было собрано почти в семь раз больше, чем в 1680 г., причем две трети доходов шло на содержание армии и флота.

После Петра I уже никому из царствующих особ не удавалось добиться превышения государственных доходов над расходами. К концу царствования Екатерины II государственный долг был равен 215 млн р., Александра 1 -1345 млн р., Александра II -до миллиарда рублей.

Преемники Петра, по-видимому, не имели сведений ни о количестве государственных сборов, ни о количестве расходов. Многочисленные ведомства взимали налоги «каждое для себя». При этом они не посылали в правительствующий Сенат абсолютно никаких ведомостей о состоянии их бюджетов,

Архив Коммерц-коллегии изобилует делами о нарушениях налогового законодательства или, как тогда писали, «похищении казенного интереса». Однако это ведомство занималось только расследованием «тайного провоза товаров, утайки торговых пошлин и прочих злоупотреблений по торговле».

В Коммерц-коллегии существовала Секретная экспедиция, которая ве­ла расследование особо важных и сложных дел.

Например, о «поимке тайно перешедших границу трех человек и обнаружении у них фальшивой печати Радзивиловской таможни». Суть в том, что эти люди не платили таможенные пошлины за привозимые из-за грани­цы товары.

Такую пошлину не брали только за товары к «высочайшему двору». Что же касается «фальшивой печати», то задержанные не учли одного об­стоятельства: печати на каждой таможне резали только на один месяц, т. е. данная печать была украдена, но она была недействительна (месячный срок ее действия давно закончился).

«Налоговые сыщики» Коммерц-коллегии тайно исследовали торговые операции крупных торговцев-оптовиков. Так, весьма скрупулезно были изуче­ны сделки известного хлебного купца Афанасия Косиковского. По существу, было проведено сравнительное исследование документов из разных источни­ков («встречная проверка»), а именно - из Петербургского губернского прав­ления, Ревельского порта. Петербургской таможни, Департамента министерст­ва коммерции, Департамента министерства юстиции. Экспедиции секретной, бухгалтерской и счетной. Все цифры по товару и налогам «сошлись».

Иностранные дипломаты и купцы часто покупали российские товары в самой стране. И если это был товар «расходный», то не платили пошлины на законном основании. Английский резидент (торговый) барон фон Вольф догадался ремонтировать свои корабли на рейдах в России. Только на одни паруса пошли тысячи метров «расходного» беспошлинного материала.

5-й департамент Сената иногда расследовал налоговые злоупотребле­ния купцов - поставщиков провианта и амуниции для армии. Каждый такой купец должен был ежегодно представлять «оборотный аттестат» (типа декла­рации о доходах). Многие либо не представляли такого документа, либо зна­чительно уменьшали доход.

Еще в петровский период государство монополизировало «выделку, перевоз и продажу предметов, составляющих регалию казны». Покупка лицензии («откупа», «подряда») и уплаты пошлины - единственно разрешенная возможность, например, винокурения. Тех, кто не платил пошлины, называли корчемниками. Преследования корчемников в XVIII в. входили в обязанность Коммерц-коллегии. Были учреждены специальные воинские команды по борьбе с корчемством. 8 марта 1751 г. указом Сената было предписано орга­низовать во всех губерниях корчемные конторы. Возглавляли конторы офи­церы, которые должны были «иметь смотрение в губернских городах и уездах за верными сборщиками (пошлин) и чтоб в вино воды и иного ничего не при­мешивали, и чтоб вина не курили (без пошлин)».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать