3.3.3. Сюрреализм – C¢ est moi
Женитьба на Гале пробудила в Дали неистощимую фантазию и новую неисчерпаемую энергию. В его творчестве начался плодотворный период. В это время его личный сюрреализм полностью превозобладал над нормами и установками остальной группы и привел к полному разрыву с Бретоном и другими сюрреалистами. Теперь Дали никому не принадлежал и утверждал: "Сюрреализм – с¢ est moi"[10]. «Не стоит придавать слишком большого значения просчитанной мании величия, наигранному нарциссизму «божественного» Дали. Но то место, которое он занимает в художественной картине двадцатого столетия, окажется долговечнее этих шлаков и перегибов»[11].
Вдобавок к
своим исследованиям Дали начал использовать прием двойственного изображения,
при котором предметы могли рассматриваться как один или как два объекта. Одним
из самых простых вистов на это новое поприще стала "Призрачная
повозка" (1933), где два пассажира, пересекающие долину Ампурдан
неподалеку от Кадакеса на крытой повозке, влекомой лошадью, оказываются также
башнями далекого города, а колеса выглядят как палки, торчащие с обеих сторон
дороги. В левом углу картины находится разбитая амфора, намек на то, что
разрушенный римский город Ампуриас находится неподалеку от Ампурдана, который
также присутствует в другой загадочной картине под названием "Химик
Ампурдана в поисках абсолютно ничего" (1936).
Теперь у Дали было несколько путей, по
которым он мог освобождать вдохновение из подсознания: фрейдистско -
сексуальная тема, параноидально - критический метод, при котором он хорошенько
взбалтывал мысли, как сумасшедший в бреду, и теории современной физики.
Освободив себя от нитей, связывающих его с ограниченным миром своего дома, он
был свободно блуждающим исследователем им самим же созданной вселенной.
Последний дерзкий взгляд на детство отразился в картине "Призрак сексуальной
привлекательности" (1932) , где юный Дали в матросском костюмчике на фоне
знакомого пейзажа Коста Брава смотрит на стоящую на коленях и поддерживаемую
костылями женскую фигуру, груди и живот которой сделаны из серых каменных
мешков. Голова женщины переходит в утес позади ее. Гала также почти всегда
присутствовала на его картинах и набросках для
картин. Как бы в качестве подтверждения
своей личностной направленности Дали написал откровенный "Портрет Галы"
(1935), где снова появился "Ангел". Несмотря
на измены, отношения между Галой и Дали оставались для художника очень важными
и до самой смерти жены в 1982 году были неотъемлемой частью его жизни и важным
фактором в зарабатывании средств к существованию. Ее чувства по отношению к
нему менее ясны. Она никогда не высказывала свои взгляды и мнения, однако имела
огромное влияние на Дали даже тогда, когда, как утверждают слухи, у нее было
несколько других любовников.
3.4. Сюрреалист-Знаменитость
По
возвращении из поездки в Соединенные Штаты в 1937 году, Дали участвует в
другой международной выставке сюрреалистов, на этот раз - в Париже. Теперь он
создал сюрреалистическую композицию "Дождливое такси". Она
представляла собой такси с обнаженным манекеном (какие обычно выставляют в витринах)
на заднем сиденье. Его тело было покрыто живыми улитками. Кроме того, в салон
лилась вода из дыр в крыше. Работа вызвала большой шум и гнев критики. Дали
примирился со своим новым статусом личности, что выразилось в его
многозначительной картине "Метаморфозы Нарцисса" (1936-37)
(приложение 7). Это была его самая удачная картина того периода с двоякими
образами. На первый взгляд кажется, что на ней изображены конечности двух фигур
на обычном фоне. Но затем можно заметить, что конечности в левой части картины
принадлежат фигуре человека, частично скрытого в тени и смотрящегося в воду,
которая отражает его изображение, - изображение Нарцисса. Справа - набор
похожих форм, но теперь конечности - это пальцы, держащие яйцо, из трещин
которого вырастает цветок нарцисса.
Думается, что миф о Нарциссе
интерпретирован здесь Дали как история его собственного превращения через Галу.
Поглощенный собой юноша, ранее озабоченный мастурбацией и кастрацией, теперь
стал членом нормального сексуального союза, изображенного на втором плане
картины в стиле, напоминающем активный мир работ эпохи Возрождения. Даже
шахматное поле было позаимствовано из картины Беллини.
3.5. Искусство и Гражданская Война
Возвращению
Дали в Испанию после лондонской выставки сюрреалистов в 1936 году помешала
гражданская война, начавшаяся с восстания генерала Франке и верных ему войск
против народного правительства. Правительство было вынуждено бежать в Валенсию,
а затем, когда городу стала угрожать опасность, - в Барселону, каталонскую
родину Дали.
Страх Дали за судьбу своей страны и ее
народа отразился в его картинах, написанных во время войны. Среди них -
трагическая и ужасающая "Мягкая конструкция с вареными бобами:
предчувствие гражданской войны" (1936) (приложение 8). Чувства, выраженные
Дали в этой картине, сравнимы с ошеломляющей "Герникой" Пикассо. Но
она менее соответствует общественному вкусу из-за ее очевидных сексуальных
обертонов.
В картине доминирует фрагмент голого
женского тела. Грудь жестоко сжимается шишковатой рукой. Публику в самом деле
больше ужаснул реализм Дали, чем символические абстракции картины Пикассо.
Кроме того, Дали удалось найти сильный образ, выражающий ужасы войны,
символизируемые простыми вареными бобами,- едой бедных. К тому же позади скрюченной
руки на переднем плане мы видим маленькую согнутую фигуру - фигуру простого
человека, изображенного художником и в "Химике Ампурдана в поисках
абсолютно ничего" как символ нигилизма современной
жизни. Хотя Дали часто выражал мысль о том,
что события мировой жизни, такие как войны, мало касались мира искусства, его
сильно волновали события в Испании. Свои непроходящие страхи он выразил в
"Осеннем каннибализме" (1936), где переплетенные пальцы едят друг
друга. Ужас художника смягчен здесь привычным пейзажем Кадакеса на втором плане
как выражение мысли о том, что такие события, даже гражданская война,
преходящи, а жизнь все равно продолжается.
Комментарий Дали гражданской войны в
Испании был назван просто "Испания" (приложение 9). Картина была
написана в 1938 году, когда война достигла кульминационного момента. На этой
двусмысленной, параноидально - критической работе изображена фигура женщины,
опирающейся локтем на комод с одним открытым ящиком, из которого висит кусок
красной ткани. Верхняя часть тела женщины соткана из маленьких фигурок, большая
часть которых - в воинственных позах, напоминая о группах Леонардо да Винчи. На
втором плане изображена пустынная песчаная равнина.
Многие друзья Дали стали жертвами
гражданской войны на его родине. По привычке он старался не думать о плохом.
Одним из способов забыть была анестезия разума, для которой идеально подходил
сон. Это отражено в картине "Сон" (1937), где художник создал один из
самых сильных образов. Голова без туловища покоится на непрочных подпорках,
которые могут обломиться в любой момент. В левом углу картины изображена
собака, которую тоже поддерживает подпорка. Справа вырастает деревня, похожая
на одну из деревень побережья Коста Брава. Остальное пространство картины,
кроме далекой маленькой рыбацкой лодки, пусто, символизируя беспокойство
художника.
В другой группе картин, где проявилось
беспокойство Дали по поводу явно приближающейся мировой войны, использовалась
телефонная тема. В "Загадке Гитлера" (около 1939) изображены телефон
и зонтик на пустынном пляже. Картина намекает на неудачную встречу
премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена с Адольфом Гитлером. Как в
"Возвышенном моменте", так и в "Горном озере", написанных в
1938 году, художник использовал (кроме телефона) изображение костыля, типичный
для Дали символ дурных предчувствий.
Во время гражданской войны в Испании Дали и
Гала посетили Италию, чтобы посмотреть работы художников эпохи Возрождения,
которыми Дали больше всего восхищался. Они также побывали на Сицилии. Это
путешествие вдохновило художника написать "Африканские впечатления"
(1938). Семейная пара вернулась во Францию, где ходили слухи о скорой войне в
Европе, и нашла время, чтобы еще раз побывать в Соединенных Штатах в первой
половине 1939 года.
Неумолимо надвигающийся ужас тревожил Дали.
Сразу же после начала войны в сентябре 1939 он оставил Париж и отправился в
Аркашон, что на морском побережье южнее Бордо. Отсюда Гала и он перебрались в
Лиссабон, где среди бегущих от войны они встретили знаменитого дизайнера Эльзу
Скьяпарелли, для которой он уже разрабатывал платья и шляпы, и кинорежиссера
Рене Клера.
Глава 4. Жизнь в Америке
В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, как всегда, очень много работал: сотрудничал с кинорежиссёром Альфредом Хичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спектаклям, писал, рисовал и выставлял свои работы.
В американский период художник приступил к циклу картин на религиозную тематику. «Искушение Святого Антония» (1946 г.), «Мадонна порта Льигат» (1949 г.), «Открытие Америки Христофором Колумбом» (1959 г.) и другие полотна создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что в католической религии его пленило «редкое совершенство замысла»[12]. В 1949 г. Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). Но при этом художник внимательно следил и за достижениями научной мысли. Он написал «Атомную Леду» (1949 г.) и «Ядерный крест» (1952 г.), как бы объявляя о множественности своих интересов, о возможности разных путей в попытках проникнуть в тайны Вселенной. В Нью-Йорке пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис, где художник создал свою мастерскую. Там он трудился над портретами миссис Джордж Тейт Второй, Елены Рубинштейн, королевы косметики (Дали также работал над дизайном ее квартиры), миссис Лютер Грин.
К тому же Дали снова был вовлечен в работу над фильмами. Он с энтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором видел царство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вклад кинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическую последовательность сна в фильме Альфреда Хичкока "Зачарованный" в 1945 году. Хичкок хотел создать первый фильм про психоанализ в то время, как учение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев, поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художник начал работать над проектом Уолта Диснея "Дестино", который, к сожалению, не был доведен до конца. Был создан лишь еще один полнометражный фильм по сценарию Дали "Дон Жуан Тенорио", сделанный в Испании в 1951 году.