Источниками государственного бюджета являются:
- Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются – подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость.
- Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в бюджете составляет от 10 до 20%;
- Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходам нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.
Налоговые доходы
- налог на прибыль предприятий и организаций;
- специальный налог с предприятий, учреждений, организаций;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- лицензионный сбор за право производства, розлива и хранение
алкогольной продукции
- платежи за пользование природными ресурсами;
- ввозные таможенные пошлины;
- подоходный налог с физических лиц;
- другие налоги, сборы и пошлины.
Неналоговые доходы
- доходы от имущества, находящегося в федеральной
собственности
- доходы, поступающие от внешнеэкономической деятельности;
- другие неналоговые доходы.
Доходы целевых бюджетных фондов
Структура доходов бюджета определяется не только на стадии его формирования, также она зависит от фактического поступления доходов – налогов.
Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др.
Из федерального бюджета Российской Федерации финансируются следующие виды обязательных расходов:
- содержание органов государственной власти РФ;
- осуществление экономической деятельности РФ;
- оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;
- обустройство государственной границы;
- финансирование фундаментальной науки;
- образование государственных материальных и финансовых резервов;
- регулирование финансового потенциала субъектов РФ;
- погашение и обслуживание государственного долга РФ;
- другие расходы, предусматриваемые в бюджете на соответствующий год.
Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды в свою очередь могут быть: внутренние (ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей) и внешние (государственные кредиты).
Структура расходов бюджета
- Государственное управление.
- Международная деятельность;
- Национальная оборона.
- Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.
- Федеральная судебная система.
- Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
- Промышленность, энергетика, строительство.
- Сельское хозяйство и рыболовство.
- Охрана окружающей среды и природных ресурсов.
- Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.
- Развитие рыночной инфраструктуры.
- Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий
стихийных бедствий.
- Образование.
- Культура и искусство.
- Средства массовой информации.
- Здравоохранение и физическая куль
- Обслуживание государственного долга.
- Пополнение государственных запасов и резервов.
- Мобилизационная подготовка экономики.
- Прочие расходы.
- Расходы целевых бюджетных фондов.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной.
Если доходная часть бюджета меньше расходной - это называется бюджетным дефицитом.
Его возникновение обуславливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышение расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшается поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени» отсюда и название «теневая экономика».
Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30 %). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главными из которых является усилие инфляционных процессов.
Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а так же государственным займам.
Последние годы Федеральный бюджет принимается с профицитом, т.е. с превышением доходов над расходами. В структуре доходов Федерального бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы – 93,4%.
1.2. Местные бюджеты. Утверждение и исполнение местных бюджетов
Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Понятие местного бюджета нуждается в некоторых уточнениях.
Местный бюджет рассматривается в качестве одного из признаков самоуправляющейся территории, которая при условии наделения ее другими установленными законодательством признаками получает статус муниципального образования. К муниципальным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением органы МСУ осуществляют самостоятельно. В местных бюджетах могут быть предусмотрены – в качестве составной части – сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Термины "муниципальный" и "местный", а также словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
На уровне штатов земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.
Несмотря на вторичную роль местных финансов в обществе (после государственного бюджета), их доля в финансовых системах всех государств составляет от 30 до 60%.
В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти, как в экономических, так и в политических процессах общества.
Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.
Местный бюджет имеет такую же структуру, как и государственный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющих собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета: налог на землю, налоги на автомобили, на потребление газа и электричества, и ряд других. А вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. В одной стране они используется для формирования доходной части бюджета, в другой – нет.
Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и на выдачу лицензий.
Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет. Во всех странах они отдают землю в аренду, иногда ее продают, предоставляют населению возможность пользоваться за определенную плату муниципальными бассейнами, дорогами. В доходную часть бюджета поступают также штрафы, судебные пошлины, различные сборы (на уборку улиц, содержание кладбищ). Значительный процент в бюджете составляет плата за коммунальные услуги и за проезд в городском транспорте
В доходы муниципального бюджета зачисляются муниципальные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов Удмуртской Республики в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Удмуртской Республики и закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11