Моделирование потребительской функции

На основе линии цена-потребление (где изменяется цена товара X) можно построить график зависимости объема потребления товара Х от его цены (см. рис.1.16, а). Это есть не что иное, как кривая спроса. Аналогичным способом можно построить кривую спроса на товар Y (см. рис.1.16, б). При повышении или снижении цены одного товара будет изменяться потребление не только этого, но и других товаров. Эту связь между кривыми спроса разберем на примере падения одной из цен, а именно снижения цены товара Х при постоянстве цены товара Y.

Рис. 1.16. Кривая спроса для товара Х (а) и для товара Y (б). Площадь заштрихованного прямоугольника обозначает сумму расходов на товар.


Итак, потребитель находится в точке А (см. рис.1.17, а), покупая в единицу времени x0 товара Х по цене и y0 товара Y по цене (см. рис. 1.17, б). Когда цена Х внезапно падает с до то, у потребителя появляется лишняя сумма денег, которой он может распорядиться. Этот выигрыш потребителя не зависит от формы кривой спроса, он полностью определяется исходным объемом потребления x0 и величиной падения цены (-). Но кривая спроса показывает, как он распределит высвободившуюся сумму. Посмотрите на рис. 1.17, а. Потребитель увеличивает расходы на товар X, переходя по кривой спроса из точки А в точку В. Заштрихованные площади на рис. 1.17, а показывают уменьшение расходов из-за снижения цены и их увеличение, связанное с покупкой дополнительного количества товара X.



 

 

 Рис. 1.17. Последствия снижения цены товара X: движение вдоль кривой спроса на товар X (а) и сдвиг кривой спроса на товар Y (б). Случай низкоэластичного спроса на товар X. А как это изменение изобразится на втором графике (рис. 1.17,б)?


Это выразится не в движении вдоль кривой спроса на товар Y - его цена остается прежней. Изменение цены на товар Х изображается сдвигом кривой спроса на товар Y. Но в какую сторону?

Если эластичность спроса на товар Х по абсолютной величине меньше единицы, то расходы потребителя на приобретение дополнительного количества товара Х меньше его выигрыша за счет снижения цены, и в целом его расходы на приобретение товара Х уменьшатся. Остальная часть его выигрыша пойдет на увеличение покупки товара Y, и кривая спроса сместится вправо. Площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 1.17 показывает дополнительные расходы на товар Y.

Но если спрос на товар Х высокоэластичен (эластичность по абсолютной величине больше единицы), то произойдет иначе. Расходы на покупку товара Х возрастут, и потребителю придется сократить расходы на покупку товара Y, а, следовательно, уменьшить объем его потребления. Кривая спроса сместится влево (рис. 1.18,б).

 Рис. 1.18. Тот же процесс, что и на рис. 1.17. Случай высокоэластичного спроса на товар Х.


Но эластичность не остается постоянной на всем протяжении кривой спроса. На рис. 1.19 показана линейная функция спроса на товар X. Участок I характеризуется высокой эластичностью, и при снижении цены товара Х на этом участке кривая спроса на товар Y сдвигается влево. Но в точке В эластичность становится единичной и при дальнейшем движении продолжает снижаться, а кривая спроса на товар Y начинает смещаться вправо (участок II).

 

Рис.1.19. Кривая спроса на товар Х имеет высокую эластичность на участке I и низкую эластичность на участке II.


Распределение потребителем своего бюджета можно исследовать не только исходя из теоретических предпосылок (как мы это делали раньше), но и эмпирически - проследить, какие решения принимают в тех или иных случаях реальные потребители.

Можно просто попросить их мысленно оценить свой выбор в тех или иных условиях (при меняющихся доходе или ценах) и на основе их ответов построить кривые типа "если-то", характеризующие предпочтения конкретных потребителей. Но здесь есть серьезное препятствие. Совпадет ли мысленная оценка с выбором в реальных условиях? Попробуйте ответить на вопрос: как бы вы распределили свой доход, если бы он вырос в два, пять, десять раз?

Для получения правильных данных и построения, кривых Энгеля или кривых спроса нужно провести эксперимент. Однако искусственные эксперименты такого рода тоже весьма трудно осуществимы. Представьте себе, что в вашем городе нужно методично и спокойно повышать каждую неделю цену на хлеб или каждый месяц уменьшать доходы и смотреть, как мечутся и волнуются потребители ради нашего научного любопытства. Или понижать цену на молоко и повышать доходы, а на самом интересном месте объявить, что эксперимент закончился!

Если выбрать несколько потребителей, которые сталкиваются с одинаковыми продуктами и ценами, но имеют разные доходы, и зафиксировать их расходы, то у нас появится возможность исследовать изменение потребления в связи с изменением дохода.

"Почему? - может спросить читатель, - ведь это разные люди, и никакого изменения дохода ни у одного из них не происходит".

Да потому, что их можно рассматривать как одного и того же потребителя, помещаемого в одну и ту же систему, но каждый раз с другим доходом. Поэтому, нанеся их расходы на питание, одежду и т. д. на график, можно получить кривые Энгеля. А если мы во время исследования постараемся захватить представителей разных имущественных слоев, у нас получится как бы вертикальный срез целого общества – картинка, показывающая, кто, сколько и чего потребляет в момент исследования, и изображающая реакцию людей на изменение дохода.

2. Анализ потребления в Украине и развитых странах

 

2.1. Совокупное потребление в Украине. Структура семейных бюджетов

 

Статистика домашних хозяйств населения – одна из отраслей социально- экономической статистики, изучающая уровень жизни населения страны и, главным образом, его материальное положение. Материалы обследования домашних хозяйств населения характеризуют изменения структуры доходов и потребительских расходов населения, уровень доходов, расходов, потребления и т.п. различных групп населения, позволяют выявить различия в этих уровнях в зависимости от состава семьи, занятости ее членов; показывают роль отдельных источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; позволяют проследить за изменением потребительского спроса; характеризуют дифференциацию населения по уровню дохода и т.д.

Используется для обоснования приоритетных мероприятий в области определения эффективности мероприятий по социальной защите населения, особенно малообеспеченных его слоев при переходе к рыночной экономике.

Рассмотрим потребление населения Украины (см. табл. 2.2.), в среднем за месяц на одного человека в килограммах.

Таблица 2.2.

Потребление продуктов питания в семьях в 2000-2006гг.

Продукты питания

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

За 9 месяцев 2006г.

Мясо и мясопродукты

3,3

2,8

3,3

3,9

4,0

4,4

4,5

Молоко и молочные продукты

17,1

17,3

18,8

19,1

20,2

21,7

22,3

Яйца, шт.

18

16

17

17

18

21

20

Рыба и рыбопродукты

1,3

1,4

1,4

1,4

1,6

1,8

1,8

Сахар

3,5

3,3

3,1

3,2

3,6

3,6

3,2

Масло и другие растительные жиры

1,8

2,0

2,0

2,0

1,9

1,9

1,7

Картофель

10,4

11,1

10,3

9,9

10,1

9,6

8,7

Овощи

9,5

9,0

9,5

9,0

8,7

9,1

10,0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать