Начальная подготовка юных бегунов на средние дистанции
ПЕНЗЕНКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.Г. БЕЛИНСКОГО
КУРСОВАЯ РАБОТА
по легкой атлетике
на тему:
НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Выполнил: студент гр.51ФК
Кривицкая Марина Александровна
Руководитель курсовой работы:
Иванов Александр Николаевич
Пенза 2002
СОДЕРЖАНИЕ
/план/
Введение
Глава 1 Общая характеристика бега на средние дистанции
1.1 Каким должен быть бегун
1.2 Техника бега
1.3 Тактика бега
Глава 2 Общая характеристика физических качеств бегунов на средние дистанции
2.1 Развитие выносливости
2.2 Развитие скоростных способностей
2.3 Развитие координационных способностей
Глава 3 Методика начального отбора юных бегунов в беге на средние дистанции
Глава 4 Особенности начальной тренировки юных бегунов на средние дистанции
4.1 Начальная подготовка
4.2 Специальная подготовка
4.3 Спортивное совершенствование
4.4 Нагрузка юных бегунов
Вывод
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют собой сложный, длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной подготовки ДЮСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в избранном виде; отбор в сборные команды. При отборе используются определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и спортивной практики. Это многофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст); уровень физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); координационные способности и способность к обучаемости сложным упражнениям, уровень морально-волевых (психических) качеств, состояние ведущих функциональных систем; наконец социальные и генетические факторы. Каждый из этапов отбора связан с соответствующим этапом многолетней подготовки.
Для занятий в группах начальной подготовки (в течение двух лет), обычно приглашаются все желающие школьники 10-11 лет, поскольку их число обычно не превышает число мест в ДЮСШ. Проведение отбора в этот период, а также после одного года занятий не дает необходимого эффекта. Отбирать детей для специализации целесообразно лишь после 1,5-2 лет разносторонней предварительной подготовки. К 11-12 годам уже можно прогнозировать такие важные для достижения успеха в отдельных видах легкой атлетики показатели, как рост взрослого спортсмена и его физическая работоспособность. В последующем (пубертальном) периоде, по данным Н.Булгаковой, связь между этими показателями у детей и взрослых значительно снижается эффективность прогнозирования падает.
На первом и втором годах обучения отдельные спортсмены по экспертным оценкам уже могут быть довольно точно ориентирования на определенные виды легкой атлетики. Однако на протяжении всего этапа начальной подготовки 2-3 раза в год для всех занимающихся должны проводиться прикидки по следующим тестам: бег на 60м, бег 800м, тройной прыжок с места, метание ядра снизу двумя руками. Выборочно применяются и другие упражнения. Дело в том, что определение перспективности занимающихся только по спортивным результатам в этом возрасте недостаточно эффективно. В ходе соревнований более целесообразно оценивать их "бойцовские" качества, способность вести спортивную борьбу. Данные зарубежной статистики показывают, что только 10% юных бегунов в 13 лет, входящих в списки лучших этого возраста, остаются к юношескому периоду в списках ведущих. Поэтому при определении перспективности юных легкоатлетов должны учитываться сумма оценок тестов, физического развития, технической подготовленности и другие факторы.
В 13-14 лет заканчивается этап начальной подготовки и главной задачей тренера и преподавателя становится определение перспективности юного спортсмена для занятий тем или иным видом легкой атлетики. Анализ показателей тестов и контрольных упражнений, характеризующих разностороннюю физическую подготовленность занимающихся, спортивные результаты и темпы их прироста за 2-3 года, динамика морфологических и функциональных показателей по данным врачебно-педагогических исследований помогают тренеру при определенной интуиции правильно определить начальную специализацию своих воспитанников. Юных бегунов этого возраста пока еще не рекомендуется делить на средневиков, стайеров и марафонцев, целесообразно вести подготовку по всему диапазону бега на выносливость. На этапе начальной спортивной специализации для юных спортсменов 13-17 лет сохраняются общие тесты и, кроме того, специфические контрольные упражнения (длительный бег).
К окончанию этапа - к 16-17 годам, тренер-преподаватель должен точно определить будущую узкую специализацию легкоатлета (средние, длинные дистанции, марафон, 3000м с/п. Главными критериями при этом становятся спортивные результаты, склонности самого атлета, а также динамика прироста показателей в тестах, контрольных упражнениях, морфологические и функциональные данные. У легкоатлетов 13-17 лет хорошими темпами прироста результатов в контрольных упражнениях, характеризующих уровень физических качеств, считаются: в спринтерском беге (30-60м) - 9,5-11%, в прыжковых тестах - 18,0-20%, в беге на 300м -10,5-12%.
На этапе спортивного совершенствования - в 17-19лет, продолжается отбор перспективных легкоатлетов для дальнейшего совершенствования в отдельных видах, для комплектования сборных команд спортивной школы, города, области.
На последнем этапе отбора - в сборные команды ведомств, страны - главными критериями становятся уровень спортивных результатов и их стабильность. Методы отбора и спортивной ориентации в видах на выносливость имеют и свои специфические особенности, тесты, контрольные упражнения. Среди них следует выделить: определение максимального потребления кислорода и кислородной емкости, определение скорости бега на уровне порога аэробного и анаэробного обмена равных 2-4ммолям; разностороннюю беговую подготовленность на дистанции от 100м до 20км; прыжки в шаге на время на отрезке 100м с учетом времени и количества прыжков.
Однако следует еще раз подчеркнуть, что наиболее эффективным будет отбор только по всему комплексу критериев педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера на протяжении продолжительного периода времени. Большое значение для будущих бегунов на 3000м с/п имеют также показатели гибкости в коленном и тазобедренном суставах.
Нормативами, позволяющими контролировать развитие выносливости с целью этапного отбора, может быть длительный бег по шоссе от 6 до 10км для бегунов на средние дистанции, 12-20км для бегунов на длинные дистанции и стипльчезистов. Динамика показателей в годичном и многолетнем циклах в этих тестах вместе с модельными характеристиками достаточно индивидуальна, но имеет тенденцию к улучшению от начала к концу подготовительного периода из года в год и может служить показателем для отбора перспективных бегунов. На первых двух этапах (до 14-15лет) многолетней подготовки при отборе могут быть также использованы 20-минутный бег с учетом пройденного расстояния и задержка дыхания в покое и при статической работе. Кроме того, необходимо учитывать, что способности личности спортсмена характеризуются индивидуальным комплексом морфофункциональных, двигательных и психических свойств и обусловлены генетическими факторами, воспитанием и влиянием внешней среды.
Долгое время в теории юношеского спорта бытовало мнение о вредности для растущего организма соревнований в беге на длинные дистанции. Распространившиеся в последние годы массовые занятия оздоровительным бегом на длинные дистанции способствовали расширению соревновательных дистанций для юношей и девушек. Зафиксированы даже достижения детей в марафонском беге начиная с 5 летнего возраста.
В США для школьников 14-19лет соревновательная программа предусматривает кроссовый бег на 3 мили для юношей и на 2 мили для девушек. На дорожке стадиона для молодых легкоатлетов этого возраста проводится бег на дистанциях от 800 до 10000м и 3000м с/п для юношей и от800 до 3000м для девушек. В Финляндии в кроссовых пробегах по шоссе от одного населенного пункта до другого участвуют юные бегуны начиная с 10 летнего возраста. Максимальная длина дистанции для мальчиков 11-12лет - 8км, для девочек - 6км.
В России, к сожалению, дистанции бега для школьников 10-13 лет ограничиваются 800м, для 14-15летних юношей - 3000м, для девушек - 1500м. Даже в кроссовых соревнованиях для юношей 16-17лет дистанция ограничивается 3000м, для девушек - 1500м. В ряде спортивных школ проводятся кроссы до 3км для девушек и до 5 км для юношей, а пробеги по шоссе - до 15км. Для 16-17-летних в отдельных соревнованиях по кроссу дистанции увеличиваются для юношей до 6км, а для девушек до 4км, а в пробегах - до 20 и 10км соответственно. Это способствует увеличению объема тренировочных нагрузок аэробного характера, а следовательно, развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кроме того бег на удлиненных дистанциях помогает воспитанию волевых качеств и позволяет более успешно проводить отбор перспективных стайеров и марафонцев.
Во всех случаях увеличения дистанций в беге и ходьбе тренер должен хорошо помнить правило, выработанное практикой: не страшна длина дистанции - страшен темп. Поэтому выбор скорости для каждой дистанции является делом чрезвычайно ответственным.
С самого начала занятий легкой атлетикой и особенно на этапе начальной специализации в беге на выносливость тренеры должны работать с учениками над совершенствованием техники бега. Главным критерием техники в упражнениях на выносливость является экономичность движений. Самая высокая экономичность бега необходима в марафоне, с уменьшением дистанции соотношение экономичности и мощности меняется в пользу последней. Критерием экономичности движений принято считать показатель коэффициента активности "А", равный отношению времени полета к времени опоры в одном беговом шаге. Значения этого коэффициента для средних дистанций должны составлять 1,0, для длинных - 0,9, для марафона - 0,8,
Для того чтобы удержать высокую скорость бега и отдалить наступление первой фазы утомления (уменьшение длины шага), необходимо более длительное время сохранять оптимальную длину шага, то есть не терять мощности движений. Особенно это касается бега на средние дистанции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8