Далее для детей, выбранных на основе наблюдений, проводится тестирование по специальному комплексу (табл. 3).
На первом этапе комплекс включает лишь 5 упражнений-тестов: бег на 60, 300, 600 и 2000 м и тройной прыжок с места. Новички, результаты которых по большинству упражнений не уступают нижней границе табличных тестов, могут быть зачислены в группу. Например, в беге на 300 м результат не должен быть хуже 1.06,7 (1.01,5 + 5,2). Как уже отмечалось выше, в таблице дается средний уровень результатов для каждой возрастной группы, позволяющий в будущем добиться успеха в беге на средние дистанции.
Следует отметить, что в возрасте 10-12 лет еще не сказывается влияние полового развития на проявление физических качеств и поэтому по результатам тестов в какой-то мере уже можно оценить потенциальные возможности юных бегунов.
В конце первого этапа тестирование проводится вновь, и по его результатам производится отбор. Как правило, дети, склонные к бегу на средние дистанции, в это время показывают результаты, соответствующие верхней границе для своего возраста или даже близкие (а иногда и превышающие) к нижней границе результатов для следующей группы (13-14 лет).
ВТОРОЙ ЭТАП (13-16 лет).на втором этапе отбора оценка результатов тестирования и темпов их прироста осуществляется с учетом биологического возраста, так как он совпадает с периодом наиболее бурного полового развития. Хорошими считаются темпы приростов 7-10% в начале этапа и 5-7% в конце его. В конце этапа бегуны выходят на уровень результатов III – II взрослого разряда.
Иногда первые два этапа могут быть объединены из-за того, что подросток (занимаясь другими видами спорта и по другим причинам) не смог начать тренировки по бегу в раннем возрасте. В этом случае, учитывая предшествующую деятельность, ориентируются на результаты первоначального обследования и темпы роста в процессе тренировок. При этом результаты тестирования не должны уступать среднему уровню для данного возраста или быть близкими к нему (если это возраст пубертатного развития, то в расчет берется биологическая зрелость).
Таблица 3
Тест |
Возраст (лет) |
|||||
10-12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
19-20 |
21 и старше |
|
60 м |
100±04 |
8,8±0,4 |
7,9±0,3 |
7,6±0,3 |
7,4±0,3 |
7,3±0,2 |
100 м |
- |
- |
12,6±0,4 |
11,7±0,3 |
11,5±0,4 |
11,4±0,3 |
300 м |
61,5±5,2 |
47,2±3,9 |
42,0±2,8 |
38,0±2,0 |
37,3±1,2 |
37,3±1,3 |
600 м |
2.12,5±8,0 |
1.47,0±4,0 |
11.33,0±4,0 |
1.26,0±3,0 |
1.23,0±2,0 |
1.22,0±2,0 |
1000 м |
- |
3.17,0±7,0 |
2.51,0±6,0 |
2.34,0±4,0 |
2.31,0±4,0 |
2.28,0±3,1 |
2000 м |
8.43,0±19,0 |
7.11,0±13,0 |
6.27,0±10,0 |
5.48,0±7,0 |
5.33,0±6,0 |
5.21,0±5,0 |
3000 м |
- |
11.14,0±23,0 |
9.59,0±22,0 |
8.54,0±18,0 |
8.39,0±14,0 |
8.21,0±12,0 |
Тройной с/м (см) |
500±40 |
610±40 |
720±40 |
770±40 |
780±30 |
810±30 |
10-й с/м (м) |
- |
22±1,90 |
25±2,20 |
26±1,50 |
27±1,70 |
28±2,10 |
400 м |
- |
67,0±3,5 |
56,9±2,2 |
53±1,6 |
51±1,1 |
50±1,1 |
800 м |
- |
2.34,0±4,0 |
2.07,0±3,0 |
1.57,0±2,0 |
1.54,0±2,0 |
1.51,0±2,0 |
1500 м |
- |
5.23,0±11,0 |
4.35,0±9,0 |
4.03,0±5,0 |
3.54,0±4,0 |
3.47,0±4,0 |
Глава 4 ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Подготовка бегуна на средние дистанции - многогранный процесс. Он включает физическую, техническую и волевую подготовку. При этом физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Ее цель - развитие важнейших двигательных качеств - силы, быстроты, гибкости.
Цель специальной подготовки - максимальное развитие выносливости спортсмена соответственно требованиям дистанции, к которой он готовится. Критерием выносливости служит способность бегуна, как можно дольше удерживать оптимальную частоту и длину шага. Отсюда и понятия скоростной и силовой выносливости. Если у бегуна снижается темп шагов, значит, у него недостаточная скоростная выносливость, если уменьшается длина шагов, - недостаточная силовая выносливость. Главным средством специальной подготовки бегуна, служит сам бег в различных формах, включая такие, как бег в гору, под гору, по песку, снегу и т.п.
Методы тренировки на разные дистанции определяются теми биохимическими процессами, которые происходят в организме спортсмена и которые обеспечивают образование нужной энергии для работы. При быстром беге организм работает в анаэробных (бескислородных) условиях, когда потребность в кислороде намного превышает его потребление. В этом случае организм работает за счет кислорода, содержащегося в мышцах. Способность же мышц работать в таких условиях, называется местной или мышечной выносливостью.
При такой кратковременной и интенсивной работе, как бег на 100 м, основная энергия - 96% получается за счет анаэробных реакций и только 4% за счет аэробных. По мере увеличения продолжительности работы увеличивается доля энергии, получаемой с участием кислорода, поступающего из вне. В беге на 800 м, она составляет уже примерно 23% , в беге на 1500 м - 50%. Соответственно этому и строится тренировка бегунов на различные дистанции.
Бегуны на 800 м должны особое внимание уделять развитию способности мышц работать при недостаточной кислородной обеспеченности. Отсюда значительный объем быстрого бега, развивающего местную, мышечную выносливость. Для бегунов, регулярно тренирующихся, объем скоростной и темповой тренировочной работы в соревновательном периоде должен составлять примерно 70-80% всей работы и только 20-30% - с относительно невысокой скоростью. Для бегунов на 1500 м это соотношение соответственно будет 50 и 50%.
На первом этапе подготовки основными средствами и методами будут смешанное передвижение (ходьба в чередовании с бегом) и длительный бег в равномерном темпе. Позже используются более интенсивные формы бега - переменный и повторный.
В настоящее время основная часть беговой тренировки средневика проходит на местности. Бег на местности имеет различные формы. Прежде всего это может быть равномерный бег в различном темпе и на различные дистанции. В сравнительно медленном темпе спортсмен может бегать в течение 1,5-2 часов. Известно, что некоторые выдающиеся легкоатлеты, как, например, П. Снелл, пробегают порой даже марафонскую дистанцию. В последние годы такая тренировка в аэробных условиях становится одним из главных средств подготовки бегуна на средние дистанции.
Кроме того, на местности могут применяться различные формы повторного и переменного бега, методика которого подробно разработана шведами и носит название "фартлек". Вот как может быть построена тренировка типа "фартлек": медленный бег 5-10 мин. (разминка). Равномерный, интенсивный бег 1-2 км. Быстрая ходьба 5 мин. Медленный бег с ускорениями 50-60 м до легкого утомления. Медленный бег с короткими ускорениями, напоминающими ускорения во время соревнования, когда бегун не позволяет сопернику уйти вперед. Бег в полную силу на подъем 150-200 м и бег в быстром темпе 1 мин.
Широкое распространение фартлека объясняется стремлением бегунов тренироваться больше и интенсивнее. Утомление при беге на мягком грунте наступает позже. Вероятность мышечных контрактур и воспалений суставов, связок и надкостниц уменьшена. Спортсмен бежит естественным неудлиненным шагом. К тому же бег на местности весьма эмоционален, приучает бегуна к самостоятельности, творческому подходу к тренировке.
Интервальный метод тренировки популярен во всех странах мира. У нас в России он применяется в форме переменного и повторного бега. В первом случае сравнительно интенсивные пробежки отрезков дистанции чередуются с бегом в более медленном темпе. Во втором - после отрезков, преодолеваемых в высоком темпе, следуют интервалы полного отдыха.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8