Налогообложение малого бизнеса

Срок применения упрощенной системы налогообложения - с 1 января календарного года до того момента, когда налогоплательщик либо утратит право на применение упрощенной системы, либо откажется от нее. Соответственно предусмотрено два способа возврата на общий режим налогообложения - принудительный и добровольный.

Принудительный возврат к общей системе налогообложения происходит с начала квартала, в котором:

·     доход налогоплательщика, в том числе индивидуального предпринимателя, превысил 15 млн. руб.;

·     стоимость амортизируемого имущества организации превысила 100 млн. руб.

 Нарушение условий по численности работающих, а также несоблюдение иных условий не приводят к обязательному возврату налогоплательщика на общий режим налогообложения.

Следует отметить, что в соответствии с Законом № 141-ЗО как раз несоблюдение численности было причиной перевода на ранее принятую систему налогообложения.

Налогоплательщик вправе добровольно перейти на общий режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого он должен подать в налоговую инспекцию заявление. Сделать это необходимо до 15 января года, с которого налогоплательщик отказывается от применения упрощенной системы.

Особенности исчисления налоговой базы при смене режимов налогообложения отражены в статье 34625 Hалоговый Кодекс Российской Федерации.

Объектом налогообложения и налоговой базой в упрощенной системе налогообложения признается один из двух показателей:

·     доходы;

·     доходы, уменьшенные на величину расходов.

 При этом право выбора объекта налогообложения кодекс оставляет за  налогоплательщиком. Однако с 1 января 2005 года в качестве объекта налогообложения будет применяться только показатель дохода, уменьшенного на величину расходов (ст. 6 Закона № 104-ФЗ).

Однако и в главе 26.2 присутствуют некоторые недочеты. Так, в составе расходов, признаваемых для целей налогообложения, почему-то отсутствует стоимость покупных товаров. Это ставит в явно невыгодное положение налогоплательщиков, работающих в сфере торговли. Такие налогоплательщики (если, конечно, они не подпадают под уплату единого налога на вмененный доход) не смогут выбирать между объектами налогообложения при переходе на упрощенную систему. Они должны будут применять только один показатель - доходы, да и то только до 2005 года.

Принципиально новым в главе 26.2 (в сравнении с действующим порядком) является принятие в уменьшение налоговой базы:

·     расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов;

·     расходов на оплату труда;

·     расходов на командировки в полном объеме (включая плату за оформление и выдачу виз, паспортов, консульские сборы и т. д.);

·     расходов на аудиторские услуги;

·     компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации);

·     расходов на публикацию бухгалтерской отчетности;

·     расходов на рекламу;

·     расходов на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Все другие расходы в большей или меньшей степени налоговые инспекции принимают и сейчас. Это материальные, эксплуатационные расходы, расходы на ремонт и аренду, проценты за кредит, обязательные платежи, предусмотренные законодательством. Но, как показала практика, индивидуальным предпринимателям чрезвычайно трудно доказать экономическую необходимость расходов на приобретение канцелярских товаров, оплату услуг связи, использование программ для ЭВМ и баз данных. Все эти расходы теперь включены в перечень, установленный статьей 34616.

В качестве метода признания доходов (расходов) в главе 26.2 определен кассовый метод ("по оплате"). Рассмотрим условия, при соблюдении которых расходы принимаются в целях налогообложения.

Основные средства: расходы на покупку основных средств, которые приобретены в период применения упрощенной системы, налогоплательщик вправе принять в момент ввода этих объектов в эксплуатацию. Если основные средства были приобретены до перехода на упрощенную систему, то их стоимость в период действия "упрощенки" включается в расходы в зависимости от срока полезного использования такого имущества.

Так, стоимость объектов со сроком полезного использования до трех лет включительно налогоплательщик вправе признать в качестве расхода в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения.

Стоимость Основных Средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно признается в расходах в течение трех лет применения упрощенной системы. Причем в течение первого года в расходы включается 50 процентов стоимости основных средств, в течение второго года -30 процентов стоимости и в течение третьего года - 20 процентов стоимости такого имущества. Если же срок полезного использования актива превышает 15 лет, то признание его стоимости в расходах будет происходить равными долями в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения. Стоимость имущества, приобретенного до даты перехода на "упрощенку", принимается равной его остаточной стоимости на момент такого перехода. При этом следует иметь в виду, что Закон .№ 141-ЗО подразделяет основные средства на укрупненные группы, в которые входит несколько групп Основных Средств, предусмотренных классификацией.

 Материальные расходы: налогоплательщик принимает для целей налогообложения в порядке, установленном статьей 254 НК РФ. Несмотря на то, что плательщики единого налога освобождаются от уплаты налога на прибыль, законодатель отсылает их к нормам главы 25 НК РФ. В этой статье дается четкое понятие материальных расходов. Естественно, налогоплательщики самостоятельно могут ее прочитать. Обратим внимание на некоторые ключевые моменты:

·     к материальным расходам относятся работы и услуги производственного характера (например, транспортные услуги сторонних организаций);

·     в стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ) включаются комиссионные вознаграждения, связанные с их приобретением, ввозные таможенные пошлины и сборы;

·     налогоплательщик может учесть в составе материальных расходов потери от недостачи и (или) порчи ТМЦ при хранении или транспортировке.

Расходы на оплату труда: налогоплательщикам следует руководствоваться положениями статьи 255 НК РФ. Расходами на оплату труда признаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, премии и единовременные поощрительные начисления. При этом компенсационными начислениями считаются надбавки за работу в ночное время, за совмещение профессий, за работу в тяжелых и вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные дни. В качестве расходов для целей налогообложения признаются только те выплаты компенсационного характера, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Расходы на командировки: перечень и условия принятия этих расходов, сформулированные в главе 26.2, полностью повторяют аналогичные нормы, приведенные в подпункте 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

С 1 января 2003 года налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, признают если и не все, то очень многие из своих расходов. Это и расходы на проезд, и расходы по найму жилого помещения (включая пользование дополнительными услугами), а также консульские, визовые и паспортные расходы. Нормированию подвергаются лишь суточные, которые не являются расходами, если произведены сверх установленных норм. Напомним, что эти нормы установлены Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17.04.03 года).

Проценты за пользование кредитом: регулируя порядок учета этого вида расходов, законодатель допустил юридическую оплошность. В пояснении к перечню расходов, приведенному в статье 34616 НК РФ, сказано, что налогоплательщик должен руководствоваться статьями 254,255,263 и 264 НК Российской Федерации. Указанные статьи посвящены налоговому учету материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на обязательное и добровольное страхование имущества, а также прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Но расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида (в т. ч. и кредитам) относятся к внереализационным расходам (ст. 265 Налогового Кодекса Российской Федерации). Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам сформулированы и вовсе в статье 269 Налогового Кодекса Российской Федерации. Таким образом, в главе 26.2 не установлено ограничений по включению процентов по кредитам и займам в состав расходов, уменьшающих величину доходов.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Отчетными периодами считаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения. Если таким объектом являются доходы, ставка единого налога равна 6 процентам. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов, налог взимается по ставке 15 процентов. Напомним, что Закон № 222-ФЗ предусматривал более высокие ставки: 10 и 30 процентов соответственно.

На практике возможна ситуация, когда произведенные налогоплательщиком расходы превышают или равны полученным доходам. При этом либо объект налогообложения не возникает совсем (налоговая база равна нулю), либо сумма налога, исчисленная по ставке 15 процентов от разницы между доходами и расходами, будет неприлично мала. Для таких случаев в главе 26.2 введена норма об уплате минимального налога (ст. 34618 Налоговый Кодекс Российской Федарации). Минимальный налог рассчитывается по ставке 1 процент от налоговой базы в виде доходов.

Глава 26.2 предусматривает уплату единого налога в виде авансовых платежей. Под авансовыми платежами в данном случае подразумевается их перечисление по итогам каждого отчетного периода. Порядок исчисления авансовых платежей зависит от выбранного объекта налогообложения. Разница в этих порядках состоит и в способе зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Обращаем ваше внимание на то, что плательщики единого налога при упрощенной системе налогообложения уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3461).

Поскольку реализация при упрощенной системе не облагается налогом на добавленную стоимость, предприниматель может выставить на рынок продукцию по цене ниже рыночной до 20 процентов, что значительно повышает привлекательность этих товаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать