| 
 |||||
| 
   Налог на наследование и дарение имущества  | 
  
   | 
  
   Налог на имущество физических лиц  | 
 
| 
   Налог на прибыль  | 
  
   Земельный налог  | 
 |
| 
   | 
  
   Налог на игорный бизнес  | 
 |
| 
   Транспортный налог  | 
 
Рисунок 2 - Структура налогового инвестирования региона
Таким образом, одним из основных компонентов инвестирования на региональном уровне является налоговый потенциал, который, с одной стороны, характеризуется совокупностью платежей, увеличивающих налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, и тем самым снижает объем инвестиционных ресурсов, с другой – уменьшает величины бюджетных средств, направленных в социальную сферу экономики.
Варьирование элементами налогового компонента позволяет влиять на потенциал и оптимизировать налоги, формирующие инвестиции социальной сферы. Одним из основных компонентов является налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения. Инвестиционная деятельность регионов ограничена возможностями бюджетов их образований, а поэтому оценка налогового потенциала может быть определена двумя путями: по фактическому поступлению налоговых платежей или по показателю налоговой нагрузки (табл.1).
Таблица 1 – Структура налогового потенциала региона за 2001 – 2005 гг.
| 
   Поступления налогов  | 
  
   Доля налогов в общем объеме поступлений  | 
 ||||
| 
   2001  | 
  
   2002  | 
  
   2003  | 
  
   2004  | 
  
   2005  | 
 |
| 
   %  | 
  
   %  | 
  
   %  | 
  
   %  | 
  
   %  | 
 |
| 
   В консолидированный бюджет  | 
  
   100  | 
  
   100  | 
  
   100  | 
  
   100  | 
  
   100  | 
 
| 
   Налог на прибыль  | 
  
   21,6  | 
  
   31,9  | 
  
   25,1  | 
  
   23,7  | 
  
   24,9  | 
 
| 
   НДФЛ  | 
  
   19,4  | 
  
   27,4  | 
  
   31,2  | 
  
   33,6  | 
  
   37,8  | 
 
| 
   Налог на игорный бизнес  | 
  
   0,05  | 
  
   0,09  | 
  
   0,1  | 
  
   0,1  | 
  
   0,7  | 
 
| 
   НДС  | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
 
| 
   Акцизы  | 
  
   3,2  | 
  
   3,1  | 
  
   3,1  | 
  
   6,3  | 
  
   6,4  | 
 
| 
   Налог с продаж  | 
  
   | 
  
   | 
  
   | 
  
   5,4  | 
  
   | 
 
| 
   Налог на имущество физ. лиц  | 
  
   0,4  | 
  
   0,5  | 
  
   0,4  | 
  
   0,4  | 
  
   0,4  | 
 
| 
   Налог на имущество юр. лиц  | 
  
   8,9  | 
  
   8,2  | 
  
   9,8  | 
  
   10,5  | 
  
   7,9  | 
 
| 
   Налог на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения  | 
  
   0.03  | 
  
   0,04  | 
  
   0,04  | 
  
   0,05  | 
  
   0,06  | 
 
| 
   Платежи за пользование природными ресурсами  | 
  
   3,0  | 
  
   2,9  | 
  
   4,5  | 
  
   7,1  | 
  
   5,7  | 
 
| 
   Другие налоги и сборы  | 
  
   43,45  | 
  
   25,87  | 
  
   25,76  | 
  
   12,85  | 
  
   16,14  | 
 
| 
   в том числе по основным отраслям:  | 
  
   100  | 
  
   100  | 
  
   100  | 
  
   100  | 
  
   100  | 
 
| 
   промышленность  | 
  
   38,3  | 
  
   36,1  | 
  
   27,1  | 
  
   33,2  | 
  
   30,8  | 
 
| 
   сельское хозяйство  | 
  
   4,9  | 
  
   9,5  | 
  
   11,9  | 
  
   2,3  | 
  
   2,8  | 
 
| 
   транспорт  | 
  
   14,1  | 
  
   18,2  | 
  
   14,2  | 
  
   10,6  | 
  
   11,7  | 
 
| 
   связь  | 
  
   3,6  | 
  
   5,2  | 
  
   3,1  | 
  
   8,8  | 
  
   7,7  | 
 
| 
   строительство  | 
  
   7,9  | 
  
   4,2  | 
  
   4,7  | 
  
   3,2  | 
  
   3,1  | 
 
| 
   торговля  | 
  
   14,0  | 
  
   15,2  | 
  
   8,0  | 
  
   10,2  | 
  
   7,3  | 
 
| 
   материально-техническое снабжение  | 
  
   1,9  | 
  
   1,6  | 
  
   2,9  | 
  
   2,2  | 
  
   1,8  | 
 
| 
   ЖКХ  | 
  
   3,4  | 
  
   2,0  | 
  
   3,6  | 
  
   1,5  | 
  
   1,9  | 
 
| 
   финансы  | 
  
   1,4  | 
  
   3,4  | 
  
   4,0  | 
  
   1,5  | 
  
   2,4  | 
 
| 
   другие отрасли экономики  | 
  
   10,5  | 
  
   4,6  | 
  
   20,5  | 
  
   26,5  | 
  
   30,5  | 
 
По нашему мнению, налоговый потенциал региона представляет собой совокупность максимально возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных на основе налогооблагаемых баз, которые могут быть получены по действующим (прогнозным) налоговым ставкам, по предложенной методике порядка их исчисления. Поэтому, формирование инвестиций необходимо рассматривать с учетом возможностей региона, инструментов налоговой политики, позволяющих формировать налоговый потенциал в экономике региона.
Наиболее приемлемыми в качестве инструмента налоговой политики являются компоненты в модели роста экономики, предложенные Р.Солоу и адаптированые нами, при определении инвестиционного потенциала в формировании социальной сферы для улучшения жизненного уровня населения региона. Предложенное уравнение позволяет рассчитать потребности инвестиций для улучшения жизненного уровня населения, через льготирование налога на имущество, переходящего в порядке наследования: Y = I+C+S,
Y=CI=(L+S)I => I=SY =>Y=I/S => F(K)=I/S,