|
|||||
Налог на наследование и дарение имущества |
|
Налог на имущество физических лиц |
Налог на прибыль |
Земельный налог |
|
|
Налог на игорный бизнес |
|
Транспортный налог |
Рисунок 2 - Структура налогового инвестирования региона
Таким образом, одним из основных компонентов инвестирования на региональном уровне является налоговый потенциал, который, с одной стороны, характеризуется совокупностью платежей, увеличивающих налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, и тем самым снижает объем инвестиционных ресурсов, с другой – уменьшает величины бюджетных средств, направленных в социальную сферу экономики.
Варьирование элементами налогового компонента позволяет влиять на потенциал и оптимизировать налоги, формирующие инвестиции социальной сферы. Одним из основных компонентов является налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения. Инвестиционная деятельность регионов ограничена возможностями бюджетов их образований, а поэтому оценка налогового потенциала может быть определена двумя путями: по фактическому поступлению налоговых платежей или по показателю налоговой нагрузки (табл.1).
Таблица 1 – Структура налогового потенциала региона за 2001 – 2005 гг.
Поступления налогов |
Доля налогов в общем объеме поступлений |
||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
% |
% |
% |
% |
% |
|
В консолидированный бюджет |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Налог на прибыль |
21,6 |
31,9 |
25,1 |
23,7 |
24,9 |
НДФЛ |
19,4 |
27,4 |
31,2 |
33,6 |
37,8 |
Налог на игорный бизнес |
0,05 |
0,09 |
0,1 |
0,1 |
0,7 |
НДС |
|
|
|
|
|
Акцизы |
3,2 |
3,1 |
3,1 |
6,3 |
6,4 |
Налог с продаж |
|
|
|
5,4 |
|
Налог на имущество физ. лиц |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Налог на имущество юр. лиц |
8,9 |
8,2 |
9,8 |
10,5 |
7,9 |
Налог на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения |
0.03 |
0,04 |
0,04 |
0,05 |
0,06 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
3,0 |
2,9 |
4,5 |
7,1 |
5,7 |
Другие налоги и сборы |
43,45 |
25,87 |
25,76 |
12,85 |
16,14 |
в том числе по основным отраслям: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
промышленность |
38,3 |
36,1 |
27,1 |
33,2 |
30,8 |
сельское хозяйство |
4,9 |
9,5 |
11,9 |
2,3 |
2,8 |
транспорт |
14,1 |
18,2 |
14,2 |
10,6 |
11,7 |
связь |
3,6 |
5,2 |
3,1 |
8,8 |
7,7 |
строительство |
7,9 |
4,2 |
4,7 |
3,2 |
3,1 |
торговля |
14,0 |
15,2 |
8,0 |
10,2 |
7,3 |
материально-техническое снабжение |
1,9 |
1,6 |
2,9 |
2,2 |
1,8 |
ЖКХ |
3,4 |
2,0 |
3,6 |
1,5 |
1,9 |
финансы |
1,4 |
3,4 |
4,0 |
1,5 |
2,4 |
другие отрасли экономики |
10,5 |
4,6 |
20,5 |
26,5 |
30,5 |
По нашему мнению, налоговый потенциал региона представляет собой совокупность максимально возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных на основе налогооблагаемых баз, которые могут быть получены по действующим (прогнозным) налоговым ставкам, по предложенной методике порядка их исчисления. Поэтому, формирование инвестиций необходимо рассматривать с учетом возможностей региона, инструментов налоговой политики, позволяющих формировать налоговый потенциал в экономике региона.
Наиболее приемлемыми в качестве инструмента налоговой политики являются компоненты в модели роста экономики, предложенные Р.Солоу и адаптированые нами, при определении инвестиционного потенциала в формировании социальной сферы для улучшения жизненного уровня населения региона. Предложенное уравнение позволяет рассчитать потребности инвестиций для улучшения жизненного уровня населения, через льготирование налога на имущество, переходящего в порядке наследования: Y = I+C+S,
Y=CI=(L+S)I => I=SY =>Y=I/S => F(K)=I/S,