Таблица 5 – Прогнозируемые прогрессивные ставки по налогу на имущество, переходящего в порядке дарения
Стоимость имущества, переходящего в порядке дарения |
Размер налога в зависимости от стоимости имущества |
|
Дети, родители |
Другие физические лица |
|
1 |
2 |
3 |
до 1000 – кратного минимального размера оплаты труда (МРОТ) |
1% от суммы |
10% |
до 2500 – кратного минимального размера оплаты труда |
10% |
15% |
до 3500 – кратного минимального размера оплаты труда |
15% |
25% |
свыше 3500 – кратного минимального размера оплаты труда |
20% |
30% |
Проведение реформы налоговой системы с учетом прогрессивных ставок по налогу на дарение и категорий плательщиков позволит достичь координации инвестиций в социальную сферу экономики, повысить жизненный уровень населения региона. Кроме того, необходимо предусмотреть право лиц, получивших имущество в порядке дарения, на получение льгот в виде имущественного вычета, предусмотренного ст. 220 Налогового кодекса, и предоставлять их тем родственникам, которые получили в налоговом периоде доходы, уплатили налог на совокупные доходы по ставке 13%.
Налоговым кодексом предусмотрено два вида вычета: первый вычет (доходного типа) предоставляется по суммам, полученным налогоплательщиком от продажи (реализации) имущества, второй (расходного типа) – по суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры. Вычеты можно предусмотреть по суммам, полученным физическими лицами по договорам дарения с учетом категорий налогоплательщиков. Если в договоре дарения стоимость подарка не указана, то его необходимо оценивать для уплаты налога по рыночной цене, учитывая ст. 40 п.4-11 Налогового кодекса РФ.
Нами определено, что на уровень жизни населения влияют различные инвестиции, которые можно объединить в группу факторов: налог на наследование и налог на дарение. Среди этих факторов, прежде всего, необходимо отметить структуру и объем инвестиций, влияющих на развитие социальной сферы экономики, они выступают как экономический регулятор, позволяющий управлять формированием инвестиций и развитием социальной сферы региона, то есть, налоговая система с одной стороны дает средства на социальные программы и бюджетную сферу, а с другой – оказывает тормозящее влияние на развитие экономики. Следовательно, влияние налоговой системы на социальную сферу неоднозначно, но инвестиции могут компенсировать её отрицательное действие через налог на дарение и способствовать уменьшению налогового бремени региона.
Налоговое стимулирование инвестиций в социальную сферу экономики может осуществляться посредством реализации налоговой политики, реформ налоговой системы, формированием налогового потенциала и развитием информационной базы для его прогнозирования.
Отсутствие информационно-налоговой базы по налогу на дарение привело к неточному формированию налогового потенциала региона. Для решения вопросов, связанных с формированием налогового потенциала, развитие информационной базы необходимо осуществлять на основе Налогового паспорта субъекта Российской Федерации, который объединяет статистическую и налоговую информацию, и главной его функцией является систематизация и унификация различных экономических, финансовых, демографических, социальных и иных показателей.
Исследование показало, что Налоговый паспорт региона является индикатором налоговой политики, проводимой государством, и, на наш взгляд, задачи, освещенные в Налоговом паспорте, необходимо сгруппировать по следующим признаком:
– бюджетно-налогового планирования;
– бюджетного выравнивания;
– налогового стимулирования экономики региона;
– мониторинга налогового пространства региона.
Налоговый паспорт региона – это инструмент объективного определения совокупных налогооблагаемых ресурсов посредством обеспечения совместимости ведомственных стандартов хранения информации и документооборота. Для обеспечения совместимости и достоверности информационных ресурсов, разработана Концепция по информатизации региона в целом, отражающая регистрацию, формирование налогового потенциала, свободный доступ по использованию его информации и ответственность за содержание информационных ресурсов для построения эффективной модели инвестиций в социальную сферу экономики.
Информатизация региона по построению модели инвестиционного потенциала может быть представлена в виде баз данных от двух до четырех видов уровней, что позволит получать аналитическую и прогнозируемую информацию данных с различной степенью агрегирования.
Для целей прогнозирования инвестиционного потенциала в рамках формирования бюджета нами предложено использование трехмерной структуры измерения (рис. 4).
Z
Ось X – районы и города
региона;
Ось Y – показатели
налоговых поступлений;
Ось Z – даты налоговых
периодов.
Y X
Рисунок 4 – Трехмерное представление информации для прогнозирования инвестиционного потенциала в рамках формирования бюджета
Данные формируются в виде аналитического куба в соответствии с административно-территориальным делением региона, где срезы по осям позволяют получать информацию в разрезах:
– определенных показателей в структуре налоговых поступлений по всем датам налогового периода и всем районам;
– показателей налоговых поступлений по всем районам региона на определенную дату;
– все показатели налогового потенциала на все даты по одному району или городу.
Эта база данных решает несколько задач: аналитическую, методологическую, контрольную, что повышает эффективность выработки мер по реформированию налоговой системы региона в социальной сфере экономики, а также обеспечивает расчет прогноза инвестиционного потенциала региона.
Для расчета инвестиционного потенциала региона нами предложено уравнение, представляющее собой совокупность компонентов, характеризующих состояние налогового потенциала налога на дарение на определенную дату:
ИПрг= Фр + Зр + Лр + Дн где,
– ИПрг = инвестиционный потенциал региона;
– Фр = фактическое поступление налога на дарение;
– Зр = сумма задолженности по налогу на дарение в разрезе районов, городов, региона;
– Лр = сумма налога на дарение, выпадающая в результате предоставления льгот;
– Др = доначисленная сумма налога на дарение в результате проведения налоговыми органами контрольных мероприятий.
Модель прогнозирования инвестиционного потенциала региона в социальной сфере экономики в условиях налогового реформирования, по нашему мнению, должна рассчитываться в тесной взаимосвязи с другими элементами экономической системы (рис. 5).
Рисунок 5 – Модель прогнозирования инвестиций в социальную сферу экономики
Данная модель охватывает формирование как бюджета, так и налогового потенциала, включая его компонент – налога на имущество, переходящего в порядке дарения, с помощью которого объясняются темпы роста налогового потенциала региона. Таким образом, увеличивая инвестиции, добиваемся устойчивого экономического роста экономики. Важно иметь в виду, что увеличение уровня инвестиций, их качество и эффективность размещения обеспечивает создание благоприятной среды для роста инвестирования налогового потенциала региона.
Предлагаемые пути совершенствования налоговой политики в регионе, основанные на реализации способов и методов формирования налогового потенциала, как основного компонента инвестиций, значительно расширят возможности региона в финансировании социальной сферы экономики за счет внутренних резервов: налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, и сбережений населения, что обеспечит повышение уровня его жизни и рост экономики региона.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, определенных перечнем ВАК
1. Бровко Л. И. Проблема налоговой системы Российской Федерации // журнал «Предпринимательство», № 6 – Москва, 2006. – с. 42-43 – 0,1 п.л.
Публикации в других изданиях
2. Бровко Л.И. Эффективность налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения в формировании налогового потенциала региона // Методические рекомендации. Ставрополь, 2004. – 1,0 п.л.
3. Бровко Л.И. Влияние налогового потенциала на инвестиционный рост региона // Методические рекомендации. Ставрополь, 2005 года – 1,3 п.л.
4. Бровко Л.И. Налоговый контроль // Учебное пособие. Ставрополь, 2005. – с. 30 -86, - 3,5 п.л.
5. Бровко Л.И. Налоговый потенциал – фактор экономического роста // Материалы региональной научно – практической конференции «Проблемы глобализации современной экономики: опыт и перспективы» Ставрополь, 2006. – с. 37-39, - 0,2 п.л.
6. Бровко Л.И. Эффективность инвестиций в социальную сферу // Материалы 51-й юбилейной научно – методической конференции «Университетская наука – региону» Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство // Ставрополь, 2006 – с. 80 -82 – 0,1 п.л.