Негосударственные организации в системе правоохранительной деятельности

Негосударственные организации в системе правоохранительной деятельности

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

 

 

Кафедра «Уголовного процесса»

 

 

 

Дисциплина «Правоохранительные органы  в РФ»


 

РЕФЕРАТ


по теме : «Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам»

 

 






Автор:

Адъюнкт кафедры

рядовой милиции

Ловин В.А.

 

 


Белгород

2008
План:


Вступление

1. Негосударственные организации: понятие, система и их роль в системе правоохранительных органов.

2. Характеристика негосударственных организаций

Заключение.

Вступление


Участие общественных организаций, объединений, граждан в деятельности правоохранительных органов РФ реализуется в различных формах. Целесообразным представляется выделить две группы форм участия в указанной деятельности: непосредственная и опосредованная. Исходной правовой базой для непосредственного и опосредованного участия в правоохранительной деятельности являются ч.5 ст. 32 Конституции РФ, а также соответствующие статьи законов, регламентирующие деятельность правоохранительных органов. Рассмотрению различных форм участия общественных организаций, объединений, граждан в деятельности правоохранительных органов РФ и будет посвящена данная лекция.

1. Негосударственные организации: понятие, система и их роль в системе правоохранительных органов.


Конституция Российской Федерации (ч.3 ст. 13, ст.30) закрепила право граждан на объединения, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. “Об общественных объединениях” может быть реализовано путем создания различных общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности и активного участия в их деятельности.

Под общественными объединениями понимаются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, создаваемые по инициативе граждан, объединившихся на основе общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5 Закона).

Создание общественных организаций и объединений должно способствовать реализации прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц, входящих в эти объединения. Реализуя свое право на объединение, граждане могут создавать политические партии и общественные движения, профессиональные союзы, женские и молодежные организации, творческие союзы и т.д., преследующие социальные, политические и иные общественно полезные цели, ставящие своей целью совместное решение различных социальных проблем, которые могут возникнуть у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленные на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

Неоценима роль общественных объединений и организаций в решении общегосударственной задачи по охране права в стране, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Традиционными формами участия населения в правоохранительной деятельности были ДНД, товарищеские суды, наблюдательные комиссии при региональных органах управления, адвокатура. Создаваемые на основе коллективного членства, эти организации и объединения главное свое предназначение видели в оказании помощи государственным правоохранительным органам в их работе по охране правопорядка.

Однако происходящие в стране политические, социальные, экономические преобразования не могли не сказаться на формах привлечения граждан к охране правопорядка. Одни традиционные формы (например, ДНД) претерпевают организационные изменения, другие (товарищеские суды, наблюдательные комиссии) стоят на перепутье и требуют правового обновления, роль третьих (адвокатура) неизмеримо выросла и также ждет своего законодательного закрепления. Более того, в последнее время появились новые формы участия граждан в правоохранительной деятельности, в основе создания которых лежат не столько коллективные, сколько индивидуальные интересы (частные нотариальные палаты, частные детективные и частные охранные предприятия). Они, как правило, создаются по инициативе отдельных граждан либо по заявлению группы учредителей и выполняют функции охраны не правовых интересов вообще, а отдельных лиц, конкретных предприятий, учреждений и организаций.

2. Характеристика негосударственных организаций.


В начале лекционного курса мы рассмотрели с Вами основы (принципы) построения и деятельности правоохранительных органов, где кратко коснулись вопросов участия граждан в деятельности ряда правоохранительных органов. Далее в теме "Судебная власть и правосудие" мы более подробно рассмотрели принцип участия граждан в отправлении правосудия. Данный принцип закреплен в ч.5 ст.32 Конституции РФ, которая гласит "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия". В таком понимании принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов заключается в том, что граждане участвуют в судебном разбирательстве в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, общественных обвинителей, общественных защитников и других участников судебного разбирательства.

Принцип участия общественности, граждан в деятельности правоохранительных органов конечно же не ограничивается только участием граждан в судебном разбирательстве. Представители общественности содействуют органам осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Далее в лекции мы рассмотрим детализируемые положения, сформулированные в ч. 5 ст. 6; п. 4 ч. 2 ст. 7; п. 2 ст. 15 Федерального закона об ОРД, а также нормы законодательных актов, определяющих статус оперативно-розыскных ведомств, предоставляющие последним право привлекать граждан к сотрудничеству. В свою очередь, положения этих законов в ряде случаев дополняют Федеральный закон об ОРД в части регламентации вопросов проведения оперативно-розыскных мероприятий с опорой на всенародную поддержку.

Анализ всех этих норм позволяет воссоздать полную картину законодательного регулирования в РФ содействия граждан органам, осуществляющим ОРД.

а). Содействие граждан оперативно-розыскным ведомствам возможно в гласной и негласной форме. В Федеральном законе об ОРД первый аспект не детализируется. Однако он четко определен в ст. 19 Федерального закона об органах ФСБ в РФ, где в ч. 1 указано, что это ведомство может привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы ФСБ обязанностей в качестве внештатных сотрудников.

В Законе РСФСР “О милиции” упоминания о внештатных сотрудниках милиции нет, хотя в ч. 4 ст. 8 Закона СССР “О советской милиции” указывалось, что граждане СССР на добровольных началах могут работать в качестве внештатных сотрудников милиции (о внештатных сотрудниках КГБ СССР речь шла в п. 2 ст. 14 Закона СССР “Об органах государственной безопасности в СССР”).

Гласно органам, осуществляющим ОРД, традиционно содействовали и народные дружинники. В деятельности этих общественных формирований прослеживалась определенная специализация, адекватная профилю различных оперативных аппаратов органов внутренних дел. В современных условиях народные дружины также функционируют (См. Постановление Правительства Москвы № 323 от 19 апреля 1994 г. “О дальнейшем развитии деятельности Московской городской народной дружины”.), поэтому подобного рода практика может сохраниться.

 Тем более, что правовые предпосылки для этого есть. В статье 5 Временного положения “О Московской городской народной дружине” указывается, что данная структура осуществляет свою деятельность путем выявления и информирования правоохранительных органов об обстоятельствах, способствующих совершению правонарушений, о правонарушениях и событиях угрожающих личной и общественной безопасности, а также путем проведения профилактической работы с лицами, допускающими правонарушения и т. п.

В Федеральном законе об ОРД зафиксирована и негласная форма содействия граждан органам, осуществляющим ОРД. Впервые на законодательном уровне она была обозначена в п. 2 ст. 14 Закона СССР “Об органах государственной безопасности в СССР”, предусматривающей использование помощи граждан (как советских, так и иностранных) на гласной и негласной основе. Такое сотрудничество могло осуществляться только с их согласия. Негласная помощь органам государственной безопасности со стороны граждан могла выражаться в осуществлении скрытого наблюдения, в получении информации о разведывательно-подрывной деятельности за счет применения иных методов, в том числе проникновения в спецслужбы иностранных государств и иностранные организации, в преступные сообщества. Помощь граждан могла осуществляться также в форме консультирования органов государственной безопасности по вопросам обеспечения государственной безопасности, борьбы с преступностью, внесения предложений по совершенствованию системы обеспечения госбезопасности и т п.

Граждане могли привлекаться с их согласия к розыску и задержанию преступников, к совершенствованию режимных мероприятий. Обязательными требованиями к использованию граждан в оказании помощи органам государственной безопасности являлись строгое соблюдение законности, прав и законных интересов других граждан, недопущение провокации и искажения информации.

За внесение существенного вклада в обеспечение госбезопасности при выполнении поручений органов государственной безопасности, проявленные при этом героизм и мужество граждане могли представляться к государственным наградам, отмечаться различными поощрениями органов государственной безопасности.

Российский законодатель урегулировал весь спектр вопросов, касающихся данной формы содействия в Законе РФ «Об ОРД» (1992 г.). Эта его позиция практически осталась неизменной и в Федеральном законе об ОРД (1995г.). Разрешая подобным образом данный вопрос, он исходил из международных стандартов, предъявляемых правовому регулированию данного аспекта ОРД.

Так, обратившись к зарубежному опыту, можно увидеть, что не делают секрета из факта использования конфидентов нормативные акты, регламентирующие ОРД ФБР. В Инструктивном письме Генерального атторнея от 15 декабря 1976г. подтверждается законность использования осведомителей при проведении любых оперативно-розыскных мероприятий, однако указывается на допустимость этого только в тех случаях, когда ФБР официально уполномочено провести расследование, а такое использование не приведет к нарушениям закона и конституционных прав граждан. При этом осведомители не могут быть уполномочены на такие действия, выполнение которых согласно закону или ведомственным инструкциям могло бы быть возложено на самих оперативных сотрудников ФБР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать