В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия, которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственную регистрацию.
В-четвертых, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой статус работников государственных правоохранительных органов не распространяется.
В соответствии с Законом от 11 марта 1992г. частная детективная и охранная деятельность может осуществляться для сыска и охраны.
Сыскная деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в обусловленной форме. В целях сыска разрешается представление следующих видов услуг:
а) сбор сведений по гражданским и уголовным делам;
б) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса);
в) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;
г) поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.
Содержанием первого вида услуг является сбор информации по гражданским и уголовным делам, имеющей значение для правильного их раз- решения. Клиентами в сфере данного вида услуг могут быть не только участники процесса (истец, ответчик, потерпевший, обвиняемый), но и иные лица (защитник, родственники, знакомые участников процесса). Необходимым условием выполнения указанного вида услуг, связанных со сбором сведений по уголовным делам, является обязательное, в течение суток с момента заключения контракта с клиентом, письменное уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело.
Деятельность частных детективов в сфере бизнеса может проводиться для получения информации о состоянии рынка (спрос, предложение, цена и т. д.), о надежности партнера (его кредитоспособность, состояние и уровень финансово-хозяйственной деятельности и т. д.), о фактах недобросовестной конкуренции (распространение ложных сведений о деловой репутации клиента, попытки сбора сведений, составляющих коммерческую тайну, и т. д.).
Сбор информации об отдельных лицах связан с выяснением биографических и иных характеризующих личность данных при заключении трудового и иного контракта (например, брачного контракта). Такая информация о частной жизни лица может быть получена только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.).
Содержанием деятельности, связанной с поиском (пропавших граждан, утраченного имущества), является сбор информации об истинных причинах их исчезновения или утраты, о месте их нахождения.
Охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1. Защита жизни и здоровья граждан, которая предполагает осуществление мер по активной физической защите охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств. Цель ее - не допустить причинения телесных повреждений охраняемым лицам, лишения их жизни.
2.Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке, предполагает как физическую, так и техническую охрану имущества. Это могут быть здания, сырье, продукция, транспортные средства. Охраняемое имущество может находиться в государственной, федеральной или муниципальной собственности, в коллективной и личной. Оно может принадлежать как российской стороне, так и зарубежным деловым партнерам либо находиться в совместной собственности. Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется только на объекты, подлежащие государственной охране.
Перечень таких объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 (САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 506; 1993 № 39 Ст. 3690).
3. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.
4. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями съездов, симпозиумов, спортивно-массовых мероприятий и др.).
Приведенный перечень сыскных и охранных услуг, оказываемых клиентам в процессе частной детективной и охранной деятельности, является исчерпывающим. Такая деятельность не должна служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры на выполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересов третьих лиц.
Частные детективные и охранные предприятия создаются и функционируют не в противовес деятельности государственных правоохранительных органов, а в ее дополнение. И те и другие решают ряд общих задач по охране и улучшению правопорядка. В некоторых случаях совпадает их компетенция, связанная с выполнением отдельных видов правоохранительной деятельности. Все это объективно выдвигает задачу организации четкого взаимодействия между государственными и негосударственными субъектами правоохранительной деятельности. Вопрос о механизме такого взаимодействия частично решен в Законе от 11 марта 1992 г. Закон, в частности, допускает возможность сбора частными детективами сведений по уголовным делам, но с определенными ограничительными условиями: на договорной основе с участником процесса, с обязательным уведомлением о заключении контракта государственных должностных лиц и органов, в производстве которых находится дело.
Еще одной формой взаимодействия является предоставление законом частным детективным и охранным предприятиям права на оказание содействия государственным правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Содержанием этого вида взаимодействия является практическое выполнение совместных сыскных и охранных действий, направленных на поддержание правопорядка. Взаимодействие между охранно-сыскными предприятиями и правоохранительными органами осуществляется также в форме информационного обмена, оказания друг другу различного рода услуг, личного контакта руководителей, проведения совместных совещаний и т. д. Особенностью взаимодействия частных детективных и охранных предприятий с правоохранительными органами в рамках обеспечения правопорядка является то, что оно может осуществляться на договорной основе
Частные детективные и охранные предприятия
В соответствии с Законом от 11 марта 1992г. частная детективная и охранная деятельность осуществляется предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел (ст. 1). В ст. 11 этого же Закона подчеркнуто, что оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Поэтому отдельные граждане, имеющие индивидуальную лицензию на занятие частной охранной деятельностью, таковой могут заниматься только в составе частного охранного предприятия после заключения с ним трудового соглашения (контракта).
Несколько иное положение складывается в сфере сыска. Отдельные граждане, имеющие индивидуальную лицензию на занятие частной сыскной деятельностью, могут, как и частные охранники, работать в составе объединения частных детективов на контрактной основе. Вместе с тем они могут осуществлять сыскную деятельность индивидуально. Для этого они должны зарегистрировать индивидуальное частное детективное предприятие (ч. 5 ст. 6 Закона от 11 марта 1992 г.).
Учредителями детективных и охранных предприятий, как правило, вы- ступают физические лица - граждане Российской Федерации. Особый правовой статус занимают службы безопасности. Они создаются на предприятиях, которые являются их учредителями. Создание и деятельность частных детективных и охранных предприятий возможны только при наличии на то лицензии, которая выдается органом внутренних дел по месту учреждения сроком на три года. В дальнейшем срок действия лицензии продлевается на пять лет. В предусмотренных законом случаях органы внутренних дел могут аннулировать выданную предприятию лицензию (ч.2 ст.10 Закона от 11 марта 1992 г.).
Лицензия является лишь разрешением на открытие частного детективного или охранного предприятия и юридическим основанием для государственной регистрации соответствующего предприятия местным органом исполнительной власти. Предприятие считается учрежденным и приобретает статус юридического лица со дня его государственной регистрации. Деятельность незарегистрированных предприятий запрещена.
В настоящее время предусмотрены создание и деятельность следующих видов детективных и охранных предприятий:
1. Индивидуальные частные детективные предприятия.
2. Объединения частных детективных предприятий.
3. Филиалы объединений частных детективных предприятий.
4. Частные охранные предприятия.
5. Ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов.
6. Службы безопасности на предприятиях.
7. Негосударственные образовательные учреждения и организации специальной подготовки частных детективов и охранников.
Индивидуальное частное детективное предприятие образуется в порядке, предусмотренном ст. 8 Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” от 25 декабря 1990 г, частным лицом, имеющим персональную лицензию на право занятия частной детективной деятельностью. Имущество данного предприятия образуется из имущества учредителя (его семьи), полученных доходов и других законных источников.
Частный сыщик- собственник индивидуального предприятия- несет ответственность по обязательствам предприятия в пределах, определенных уставом предприятия.
Объединение частных детективных предприятий создается в соответствии со ст. 13 Закона “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, как правило, по инициативе группы лиц, уже зарегистрировавших индивидуальные частные детективные предприятия. Оно создается на договорной основе в целях расширения возможностей индивидуальных предприятий, связанных с оказанием сыскных услуг, координацией деятельности, улучшением их прибыльности. При этом частные детективные предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Объединение имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы, действует на основании своего устава.
Возможность создания филиалов объединений частных детективных предприятий предусмотрена в ст. 8 Закона от 11 марта 1992 г. в соответствии со ст. 14 Закона “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Филиалы открываются в других регионах Российской Федерации в качестве обособленных подразделений с правом открытия текущих и расчетных счетов. При этом каждый филиал должен получить лицензию в соответствующих органах внутренних дел по месту своего расположения.