Заключение.
Итак, подведем итог всему, о чем вы сегодня услышали.
В ч.3 ст.13 и в ст.30 Конституции РФ закреплено право граждан на объединения. Это право в соответствии с ФЗ РФ “Об общественных объединениях” 1995 г. может быть реализовано путем создания различных общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности и активного участия в их деятельности.
Вы должны были уяснить, что общественные объединения – это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, создаваемые по инициативе граждан, объединившихся на основе общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Создание общественных организаций и объединений должно способствовать реализации прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц, входящих в эти объединения.
Традиционными формами участия населения в правоохранительной деятельности в настоящее время являются ДНД, товарищеские суды, наблюдательные комиссии при региональных органах управления, адвокатура и др.
Кроме того, граждане могут участвовать в правоохранительной деятельности в качестве присяжных заседателей (при отправлении правосудия), оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (гласно или негласно, безвозмездно или на контрактной основе). В любом случае, в какой бы форме это содействие не осуществлялось, граждане обязаны добросовестно выполнять взятые на себя обязательства, а правоохранительные органы, которым оказывается содействие, обязаны обеспечить безопасность этих граждан.
Также мы с вами рассмотрели и такой вид оказания содействия правоохранительным органам как частная охранная и детективная деятельность. Ее сущность заключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Содержанием этой деятельности являются услуги частных детективных и охранных предприятий, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц и т. д. И в этом смысле она переплетается с деятельностью, осуществляемой государственными правоохранительными органами.
Но не смотря на такое сходство, частная детективная и охранная деятельность имеет ряд признаков, позволяющих отличать ее от правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами.
Во-первых, эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитанной на поддержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере право охраны. Она осуществляется на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.
Во-вторых, эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определенным клиентам - физическим и юридическим лицам. Обязательным условием осуществления частной детективной и охранной деятельности является предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора. В договоре указывается не только содержание оказываемых услуг клиенту, но и оговаривается ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, устанавливается порядок их возмещения. Обязанностью частного детективного (охранного) предприятия является представление клиенту письменного отчета о результатах проделанной работы.
В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия, которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственную регистрацию.
В-четвертых, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой статус работников государственных правоохранительных органов не распространяется.
Частная детективная и охранная деятельность может осуществляться для сыска и охраны.
Сыскная деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в обусловленной форме. В целях сыска разрешается представление следующих видов услуг:
а) сбор сведений по гражданским и уголовным делам;
б) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса);
в) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;
г) поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.
Охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1. Защита жизни и здоровья граждан, которая предполагает осуществление мер по активной физической защите охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств. Цель ее - не допустить причинения телесных повреждений охраняемым лицам, лишения их жизни.
2.Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке, предполагает как физическую, так и техническую охрану имущества.
3. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.
4. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями съездов, симпозиумов, спортивно-массовых мероприятий и др.).
Приведенный перечень сыскных и охранных услуг, оказываемых клиентам в процессе частной детективной и охранной деятельности, является исчерпывающим. Такая деятельность не должна служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры на выполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересов третьих лиц.
В настоящее время предусмотрены создание и деятельность следующих видов детективных и охранных предприятий:
1. Индивидуальные частные детективные предприятия.
2. Объединения частных детективных предприятий.
3. Филиалы объединений частных детективных предприятий.
4. Частные охранные предприятия.
5. Ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов.
6. Службы безопасности на предприятиях.
7. Негосударственные образовательные учреждения и организации специальной подготовки частных детективов и охранников.
Частный детектив и частный охранник - это физические лица, отвечающие определенным требованиям, имеющие государственную лицензию и выполняющие услуги, составляющие содержание частной сыскной или частной охранной деятельности.
Ими могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года и пригодные по состоянию здоровья для занятия соответствующей деятельностью, имеющие юридическое образование (стаж практической работы не менее 3 лет) либо прошедшие специальную подготовку, отличающиеся безусловной социальной репутацией и законопослушным поведением.
Обязательным условием для работы в качестве сыщика или охранника является получение на то разрешения (лицензии) органа внутренних дел. Что для этого необходимо я вам говорила в ходе лекции.
Для осуществления своей профессиональной деятельности частные детективы либо сыщики могут применять специальные средства или огнестрельное оружие.
Специальные средства могут применяться:
а) для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью самого частного сыщика или охранника:
б) для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан;
в) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
Огнестрельное оружие применяется:
а) для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
б) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;
в) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие;
г) для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Законом установлены не только случаи, когда частные охранники (сыщики) могут применять специальные средства и огнестрельное оружие, но и условия, а также порядок их применения. Незаконное применение специальных средств и оружия либо их применение с превышением пределов необходимой обороны или крайней необходимости влечет уголовную или иную ответственность в зависимости от характера и последствий нарушения.
Деятельность частных детективов и частных охранников должна осуществляться при неуклонном соблюдении законности. Им запрещается собирать сведения, связанные с личной жизнью граждан, с их политическими и религиозными убеждениями. Настоящий запрет вытекает из установленных Конституцией РФ гарантий свободы вероисповедания, политических убеждений, права на личную и семейную тайну. Нарушение естественных, конституционных прав и свобод граждан, невыполнение принятых на себя обязательств влечет гражданско-правовую, административно-правовую, уголовно-правовую ответственность.
В определенных случаях закон допускает возможность аннулирования органами внутренних дел лицензий, выданных как предприятиям, так и частным лицам (охранникам, детективам).
Частные охранники и сыщики являются гражданами Российской Феде- рации. Поэтому на них в полном объеме распространяются все гражданские права и свободы, закрепленные в Конституции России. Осуществляя свою деятельность в сфере право охраны, работники охранно-сыскных предприятий нередко рискуют своей жизнью, здоровьем. Поэтому государством установлен целый ряд гарантий социальной и правовой защиты этих лиц, направленных на обеспечение их трудовых, материальных, пенсионных и иных прав.
Литература основная:
1. *Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник для юридических вузов и факультетов / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО – М., 2001.
2. *Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник под ред. В.П. Божьева.М.: СПАРК, 2004.
3. *Правоохранительные органы: учебник / под общ. ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
Дополнительная:
1. “Об общественных объединениях”. Федеральный Закон РФ от 19 мая 1995г. // СЗ. 2005. №21.Ст.1930.
2. “О частной детективной и охранной деятельности в РФ”. Закон РФ от 11 марта 1992 г. // СЗ. 2004. №17. Ст.888.
3.“Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Федеральный Закон РФ от 21 мая 1999 г.//СЗ. 2005. №26. Ст. 3177.
4. *Судоустройство и правоохранительные органы в РФ: Учебник, под ред. В.И. Швецова. – М., 2004.