Если в 2003 году прибыль составила 0,078 руб. на каждый рубль чистых активов, то в 2004 году она составила 0,104 руб. на каждый рубль, в 2005 г. – 0,018 руб. на рубль, то есть уменьшилась на 0,06 руб. в 2005 г по сравнению с 2003 г.
Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Эта эффективность составила 0,264 руб. на рубль в 2003 году, в 2004 году 0,235 руб. на рубль, а в 2005 году 0,049 руб., следовательно, произошло снижение рентабельности на 0,215.
Рентабельность затрат отражает эффективность затрат. В 2003 году она составила 0,159 руб. прибыли на 1 рубль затрат, в 2004 году 0,326 руб. прибыли, в 2005г. – 0,038 руб. прибыли.
Таким образом, мы вывили негативные тенденции в отношении рентабельности предприятия: в анализируемом периоде она имеет тенденцию к снижению.
доли
Рисунок 2.3 - Динамика коэффициентов рентабельности имущества ОАО «Снежка» с 2000 по 2006 гг.
2.3 Оценка эффективности производства и реализации готовой
продукции
2.3.1 Анализ структуры товарной продукции предприятия
Основным показателем специализации является структура товарной продукции.
По данным таблицы 1 приложение 13, 14 видно, что ООО «Птицефабрика Снежка» специализируется на выращивании птицы, то есть получения яиц (60 % товарной продукции в 2005 году), а дополнительная отрасль - продукция животноводства собственного производства (24 % товарной продукции в 2005 году), производство молока (10 % товарной продукции в 2005 году).
Далее рассчитаем коэффициент специализации по формуле:
(2.1)
где Кс - коэффициент специализации;
Y - удельный вес отрасли в структуре товарной продукции;
j - порядковый номер отрасли по величине удельного веса в ранжированном ряду.
Расчет проводится по видам товарной продукции. Рассчитанный коэффициент специализации равный 0,3992 указывает на средний уровень специализации.
Произведенная продукция реализуется как на рынке, так и через сеть фирменных магазинов, расположенных во многих районах Брянской области: в Клинцах, Климово, Злынке, Новозыбкове, Дятькове, Брянске.
В течение анализируемого периода снижается стоимость основных производственных фондов, количество затрат труда, энергоресурсов и электроэнергии, приходящихся на 100 га сельскохозяйственных угодий. Это связано с увеличением их площади. В то же время увеличивается количество производственных затрат на 100 га.
Экономическая эффективность интенсификации характеризуется выходом валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий, на 100 рублей основных производственных фондов, на 1 среднегодового работника, на 1 чел. час. затрат труда.
Все вышеуказанные показатели в ООО «Птицефабрика Снежка» за исследуемый период имеют тенденцию к увеличению. Это связано как с ростом цен на продукцию, так и с повышением эффективности производства.
Такие показатели, как объем, прибыли на 100 га сельскохозяйственных угодий, на 100 рублей основных производственных фондов, на 1 работника в 2004 году увеличились по сравнению с 2003 и 2005 годом. Это связано с тем, что в 2004 году прибыли было получено больше чем в 2003 и 2005 годах.
Увеличение и снижение прибыли оказывает влияние на уровень рентабельности: так, в 2004 году он вырос по сравнению с 2003 и 2005 годами. Помимо прибыли уровень рентабельности зависит и от себестоимости продукции динамики и выполнения плана производства валовой продукции предприятия
2.3.2 Анализ выполнения плана производства продукции ОАО «Снежка»
В процессе анализа необходимо установить, как выполнен план по выходному поголовью каждого вида и группы скота, а также рассмотреть данные о выполнении плана оборота стада, который характеризует изменение численности по видам и отдельным половозрелым группам животных за отчётный период (таблица 2 приложение 12).
Данные таблицы 2 показывают, что в хозяйстве недовыполнен план. Это свидетельствует о недостатках в воспроизводстве. В анализируемом хозяйстве продано 121 шт. птиц.
Основными источниками пополнения стада являются: получение приплода, покупки у населения. Необходимым условием воспроизводства птицы является выполнение плана по переводу животных из группы в группу.
При анализе сравниваются фактические и плановые показатели по всем источникам поступления животных по их видам и группам, определяются отклонения от плана и выясняются причины этих отклонений.
2.3.3 Анализ ритмичности и обновления продукции предприятия
Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
Критм = 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67 %.
Таблица 2.7 – Ритмичность выпуска куриных яиц по декадам 2006 г
Декада |
Выпуск продукции за год, млн руб. |
Удельный вес продукции, % |
Выполнение плана, коэффициент |
Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % |
||
план |
факт |
план |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Первая Вторая Третья |
32000 32000 32000 |
30240 34272 36288 |
33,3 33,3 33,4 |
30 34 36 |
0,945 1,071 1,134 |
30,00 33,33 33,34 |
Всего за год |
96000 |
100800 |
100,0 |
100 |
1,050 |
96,67 |
Коэффициент вариации () определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
,
где х2 - квадратическое отклонение от среднедекадного задания;
n - число суммируемых плановых заданий;
х - среднедекадное задание по графику.
В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,094. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 9,4 %.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В нашем примере он равен: Каритм = 0,055 + 0,071 + 0,134 = 0,26.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (100 800 - 36 288 х 3 = 8064 млн. руб.).
В общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
Для определения потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности.
После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.
Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.
Сравнительная экономическая оценка эффективности выделенных каналов распределения была проведена по данным ООО «Птицефабрика Снежка». Хо-зяйством по прямым связям в 2002 году было реализовано 24% от общего объема реализации яиц и 68% птичьего мяса, что позволило обеспечить население области дешевой продукцией и получать ежедневно от 75 до 110 тыс. рублей денежной выручки. Уровень рентабельности при реализации яиц по прямым связям составил 44,2%. Значительный размер прибыли в расчете на 1000 штук реализованных яиц (41-51 руб.) был достигнут за счет более высоких реализационных цен, в основу которых положено высокое качество продукции.
Анализ изменения цены по мере прохождения продукции птицеводства от производителей к потребителю выявил значительные диспропорции в ее фор-мировании. В структуре цены на яйца и мясо птицы, реализуемые через торго-вую сеть (косвенные каналы), содержится лишь 65,7% цены сельскохозяйст-венного производителя. Остальное составляют надбавки оптовых и розничных посредников. Это соотношение совпадает с аналогичными пропорциями в сфере западного агробизнеса.
И так во второй главе мы постарались оценить финансовое состояние нашего предприятия и го динамику за ряд лет с тем, что бы определить перспективы на будущее.
Подводя итог второму разделу нашей работы можно сказать, что в целом эффективность деятельности ОАО «Снежка» постоянно уменьшается. Это связано с тем, что предприятие получает все меньшую сумму прибыли, во многом из-за высокой себестоимости производимой продукции. У предприятия появляются все новые и новые конкуренты из соседних областей и ближнего зарубежья. Таким образом, финансовое состояние ОАО «Снежка» еще не достигло критической отметки, но полном финансовом благополучии уже говорить нельзя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19