Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный технический университет
Кафедра философии и социальных коммуникаций
Доклад
на тему: «Государство как гарант осуществления основных прав и свобод»
Выполнил: студент группы СО-324
Задорина Марина Сергеевна
Проверил: Марченко Ольга
Владимировна
Омск – 2007г.
Оглавление
1.Оглавление
2.Основные формы осуществления правовым государством функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина
3.Список литературы
4.Список нормативно-правовых актов
Основные формы осуществления правовым государством
функций гаранта основных прав и свобод человека и гражданина
К числу основных назначений и функций правового государства относятся гарантирование, защита и реализация основных прав и свобод человека. Это согласуется и с принципиальной установкой международного права, согласно которой государство, в первую очередь, несет ответственность за осуществление всеми людьми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в достоинстве и правах'. Государство гарантирует, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, защиту прав и свобод человека и гражданина. «Для гарантий прав человека и гражданина, — говорилось еще во Французской Декларации прав человека и гражданина (ст. 12), — необходима государственная сила, она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена»2.
Государственное гарантирование, как представляется, функционирует в качестве единой правовой системы, в которой тесно взаимодействуют общепризнанные нормы международного права и нормы внутригосударственного (конституционного) права. Единство этой системы объективно обусловлено тем, что все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны3,
При характеристике системы государственного гарантирования прав и свобод представляется необходимым, прежде всего, исходить из того, что вся система государственного гарантирования прав и свобод основывается на демократизме общественного политического строя, вследствие чего и само правовое государство конституционно характеризуется как демократическое. Демократия — главная, наиболее фундаментальная, гарантия прав и свобод человека и гражданина. Наступление на демократию, ее ограничения всегда выражаются, прежде всего, в ограничениях (прямых или косвенных) прав и свобод.
Отметив, что демократия, развитие и уважение к правам человека и основным свободам являются взаимозависимыми и взаимоукрепляющими, Всемирная конференция по правам человека в Вене (июнь 1993 г.) констатировала: «Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни. С учетом вышесказанного, процесс поощрения и защиты, прав человека и основных свобод на национальном и международном уровнях должен носить универсальный характер и осуществляться без каких-либо условий». Венская декларация, наряду с мерами по содействию укреплению и созданию учреждений, связанных с правами человека, обратила внимание мирового Сообщества на острую потребность в развитии плюралистического гражданского общества. «В этом контексте особое значение имеет содействие, оказываемое по просьбе правительства в проведении свободных и справедливых выборов, в том числе, путем оказания помощи в аспектах прав человека, относящихся к выборам и информированию общественности о выборах. Не менее важным является содействие, которое должно оказываться укреплению законности, поощрению свободы выражения мнений, а также отправлению правосудия и реальному и эффективному участию народа в процессе принятия решений»4.
О том, что соблюдение прав человека и основных свобод, главным образом, зависит, с одной стороны, от подлинно демократической системы и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения, прав человека, сочла необходимым отметить и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Весьма значим, по-нашему мнению, тот факт, что формирование демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенстве права, разделения властей, народного представительства (парламентаризма) и др. — магистральный путь создания прочной системы гарантий основных прав и свобод.
Демократизм — главное сущностное свойство основных прав и свобод и гарантированность этого свойства может быть осуществлена лишь адекватной им демократической международно-правовой и конституционной системами.
Но основные права и свободы обладают и другими сущностными свойствами, которые реализуются последовательно и полно только при наличии также определенных гарантирующих факторов, в системе которых государство выполняет ключевую роль. Назовем сущностные свойства ряда основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина:
признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ);
признание прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ);
неисчерпаемость общепризнанных прав и свобод их перечислением в Конституции РФ и недопустимость отрицания и умаления этих общепризнанных, но не перечисленных в Конституции РФ прав и свобод (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ);
неотчуждаемость основных прав человека (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ);
неизменяемость основ правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ);
неограниченность действия прав, предусмотренных статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции РФ;
возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, помимо вышепоименованных Федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);
непосредственность действия прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ);
государственная и личная защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции РФ);
судебная внутригосударственная и международно-правовая. защищенность прав и свобод человека и гражданина (ст. 46 Конституции РФ);
способность прав и свобод человека и гражданина определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18 Конституции РФ).
Весь вышеприведенный перечень конституционно-признанных свойств и сущностных особенностей основных прав и свобод следует в свою очередь подразделять на те из них, которые принадлежат правам и свободам исключительно лишь человека, личности (общепризнанные мировым Сообществом права и свободы), и те, которые применимы к человеку и гражданину («каждому» в конституционном смысле). К первым, безусловно, относятся общепризнанность прав и свобод, их неисчерпаемость, неотчуждаемость, неограниченность и непосредственность действия, способность прав и свобод определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти и местного самоуправления. Особенность этой категории прав состоит как раз в отсутствии видимой зависимости их проявлений от государства, прерогатив властных государственных органов. В самом деле, как, например, может зависеть от государства способность указанных прав определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти, если содержательно правовое государство определяемо правами человека и основными свободами. Всем своим смыслом права и свободы подчеркивают независимость от государства и его власти, способность реализоваться помимо государства, вне сферы его суверенных прерогатив («непосредственно»). Само собой разумеется, что и общепризнанность, и неотчуждаемость, и неограниченность действия прав и свобод человека прямо свидетельствуют о независимости этих свойств прав в их проявлениях, прежде всего от государства.
Однако, подобная констатация, справедливая сама по себе, не исчерпывает, как нам представляется, всей полноты содержания и смысла указанных свойств данной категории, прав человека, выражает лишь одну существеннейшую, но, тем не менее, не единственную сторону их свойств. Да, конкретной зависимости в конкретных проявлениях этих прав от государства нет. Но и абсолютизировать данную независимость ни в коем случае нельзя. В действительности эти конкретно выраженные свойства прав человека основываются, в конечном счете, на признании всех этих свойств и на уровне каждого отдельного государства как члена мирового Сообщества, и на уровне самого этого Сообщества государств в целом. В Преамбуле Всеобщей декларации прав человека указанная изначальная обусловленность выражена достаточно полно и четко. В ней говорится о том, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения обязательства государств-членов содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод.
Форма признания — это участие государств — членов Сообщества в договорах, пактах, протоколах и др. по поводу основных прав человека. И первенствующее значение среди них занимает Всеобщая декларация прав человека. Как указывалось в Воззвании Международной конференции по правам человека в Тегеране в 1968 г., Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного Сообщества5.
Добавим от себя, что Всеобщая декларация прав человека отразила также договоренность представляемых государствами — членами ООН народов мирового Содружества и по поводу признания основных прав человека общепризнанными, врожденными (неотъемлемыми), неограниченными и др. Отразила она также и положение о том, что для полного выполнения государствами-членами своих обязательств, относящихся к всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, имеет огромное значение «всеобщее понимание характера этих прав и свобод»6.
Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских и политических правах наряду с конкретными обязательствами государств постоянно подчеркивают и момент признания государством того или иного права человека. Признание государством прав в контексте данных международно-правовых документов универсального характера означает обязанность государства обеспечивать, соблюдать, гарантировать и защищать данное право, но, вместе с тем, в них подчеркивается и первопричина такого обязательства, а именно признание государством этого права, как и всех универсальных прав и свобод в целом. Без признания государством — членом Сообщества определенного комплекса основных прав человека не может быть и самого признания данного комплекса прав Сообществом, как системой государств-членов, объединенных общими идеалами и целями, структурированных Организацией Объединенных Наций, организованных добровольно взятыми на себя обязательствами. А признание мировым Сообществом указанного комплекса прав человека и основных свобод и означает их общепризнанность. Таким образом, общепризнанность как фундаментальное свойство прав человека и основных свобод имеет под собой, в качестве неприменнейшей основы признание этих прав человека и основных свобод государством — членом Сообщества. Но общепризнанность как фундаментальнейшее и универсальное свойство основных прав человека для каждого государства должна быть в каждом отдельном случае подтверждена признанием данных основных прав этим государством, признанием им общепризнанности основных прав, наконец, признанием государством связанных с основными правами обязательств. Признание каждым государством в отдельности и всеми государствами — членами международного Сообщества в целом всего комплекса прав человека и основных свобод придает им юридическое свойство общепризнанности, лежащей в основе и других свойств прав и свобод.